Сущность, принципы, модели социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.

Содержание

Теоритическое задание «Сущность, принципы, модели социального государства». 3
Тесты ……………………………………………………………………………………………14
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ» 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

  

Учебная дисциплина Основы социального государства

 

Номер варианта контрольной  работы:1

 

Наименование направления (специальности, профиля подготовки):

Экономика-Финансы и кредит

 

Ф.И.Остудента: Подколзина Александра Юрьевна

 

Номер группы:ФКПО21И

 

Номер зачетной книжки 123340

 

Дата регистрации контрольной  работы кафедрой ____________

 

Проверил:________________________________ (Ф.И.О.)

 

Оценочное заключение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

Теоритическое задание «Сущность, принципы, модели социального государства». 3

Тесты ……………………………………………………………………………………………14

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Сущность, принципы, модели социального  государства.

Социальное государство  — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином  достойного уровня жизни, сглаживания  социальных различий и помощи нуждающимся.1

Стремление к социальному  государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве  содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего  благоденствия предполагает, что  социальные гарантии обеспечиваются путём  государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой  политикой.

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной  самоопределяющейся личности посредством  своей власти». Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно  служить интересам народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего  класса - класса имущих; класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности как средства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера. Сущность социального государства Штейн определил так: оно «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство».2

Признаки социального  государства:

Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных  собственников;

Социально ориентированная  структура экономики;

Формирование гражданского общества;

Разработка государством разнообразных социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные  условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для  самореализации личности;

Социальная ответственность  перед гражданами.

Функции социального государства:

Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья людей;

Поддержка семьи, материнства, детства;

Устранение социального  неравенства путем перераспределения  доходов;

Поощрение благотворительной  деятельности;

Финансовая поддержка  образовательных и культурных программ;

Борьба с безработицей.

После Второй мировой войны  в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства, под которым понимался умеренный  демократический социализм. Европейское  социальное государство тех лет  характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и  добывающей промышленности. В экономике  господствовало кейнсианство.

Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло  возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.

Когда доктрина социального  государства приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой  войны), настал новый этап в ее развитии - конституционное закрепление. Этому  типу государства присущи особые, специфические функции, которые  заслуживают быть отображенными  в тексте конституции. Первой провозгласила  себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать  принципам республиканского, демократического и социального правового государства...». Так или иначе данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран.

Кризис идей социального  государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).

Задача социального государства  — обеспечить своим гражданам  следующие условия:

a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Многие утверждают, что  социальное государство приводит к  социальному иждивенчеству, так  как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают, что  необходимым условием обеспечения  социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство  и есть социализм, но для коммунистов  — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма  трудящимся.

Существует несколько  моделей социального государства.

Одна из них - либеральная  модель, в основе которой лежит  индивидуальный принцип, предусматривающий  личную ответственность каждого  члена общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи. Роль государства  в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в  первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая  модель используется в США, Англии и  других странах.

Другая модель социального  государства - корпоративная, которая  предполагает механизм ответственности  предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются  корпорацией социальные гарантии, включая  пенсионное обеспечение, частичную  оплату медицинских, образовательных  и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Наиболее распространенной моделью социального государства  является модель, в основе которой  лежит ответственность всего  общества за судьбу своих членов, а  главным принципом выступает  условие, при котором богатый  платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.

В Европе сложилось два  типа стран, принципиально различающихся  соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

К первому типу относятся  страны с социально ориентированной  рыночной экономикой, где бюджетные  отчисления и страховые взносы работника  и работодателя на социальные мероприятия  примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные  частные (т.е. находящиеся под государственным  контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся  Германия и другие государства.

Ко второму типу относятся  страны так называемого рыночного  социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды  берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).

Российская Федерация  провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической  и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.

Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

- экономическую свободу  человека и признание права  предпринимателей и их объединений,  лиц наемного труда и их  профсоюзов на тарифную автономию  на основе социального партнерства;

- доверие к регулирующей  роли рынка через спрос, предложение,  ценообразование, конкуренцию, но  одновременно и ответственность  государства за игру рыночных  сил и создание условий для  упорядочения течения экономической  и социальной жизни, направленной  на обеспечение благополучия  своих граждан;

- социальную справедливость  и солидарность общества, в том  числе путем налогового перераспределения  доходов от богатых к бедным  и загрузки трудоспособных, чтобы  помочь уже нетрудоспособным;

- участие работников  в управлении производством и  распределением, в общественной  и государственной жизни, развитие  при этом различных форм экономической  демократии.

Главная задача социального  государства - достижение такого общественного  развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

Первое место в ряду положений, относящихся к концепции  социального государства, занимает положение о социальной функции  частной собственности, что совершенно справедливо, ведь «собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние».

Второе положение, связанное  с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение  его дает ст. 23 Трудового кодекса  РФ: это система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.3 Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач.

Следующий постулат - социально-экономическое  равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права  человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому  от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам  равные социально-экономические возможности  в соответствии с их статусом в  обществе. Это одна из целей социального  государства.

Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых  в Конституционном Суде жалоб  относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это  связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимум оказывается слишком мал, то ли корзина слишком «легкая». Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.

Информация о работе Сущность, принципы, модели социального государства