Судебные расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования всесторонне изучить судебные расходы.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
- изучить понятие и назначение судебных расходов;
- рассмотреть понятие и виды государственной пошлины;
- выявить порядок распределения судебных расходов;
- дать характеристику судебным издержкам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве…………………………………………………………………4
Понятие и основные функции судебных расходов………………………4
Виды судебных расходов гражданском судопроизводстве……………...9
Характеристика видов судебных расходов и порядок их распределения……………………………………………………………………11
Понятие и виды государственной пошлины…………………………….11
Издержки, связанные с рассмотрением дела………………………….…17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

гражданский процесс.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

В гражданском процессе суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты судебных расходов или уменьшить их размер.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Госпошлиной оплачиваются исковые заявления, заявления по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, апелляционные и кассационные жалобы на решения судов, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках, а также заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.

Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.

Издержки, связанные с  рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при  рассмотрении конкретного дела для  выплаты вознаграждения лицам, оказывающим  содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

В отличие от государственной  пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.

Основное отличие государственной  пошлины от издержек, связанных с  рассмотрением дела, заключается  в том, что размер государственной  пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах  от цены иска или минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (см. ст. 103 ГПК).

Таким образом, можно сделать вывод, что выделяют два вида судебных расходов:

  1. Государственная пошлина;
  2. Издержки, связанные с рассмотрением дела.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Издержки, связанные с  рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при  рассмотрении конкретного дела для  выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

 

  1. Характеристика видов судебных расходов и порядок их распределения
    1. Понятие и виды государственной пошлины

На сегодняшний день государственная  пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при обращении  их в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Раньше, когда еще действовал ФЗ "О государственной пошлине", под государственной пошлиной понимался установленный Законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу доказательств уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Сравнив эти определения, я думаю, что определение ФЗ "О государственной пошлине" было лучше, потому что оно не такое объемное, как Налоговом кодексе и более понятное.

В Федеральном Конституционном  законе "О Конституционном Суде РФ" предусмотрено (ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Плательщиками государственной  пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

Признаются они плательщиками лишь в том случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

В зависимости от категорий дел  законодательно установлен размер уплачиваемой государственной пошлины. Она может  быть подразделена на следующие виды исходя из порядка ее расчета:

1) простая  - установленная законом государственная  пошлина в твердой денежной  форме. Например, при подаче искового  заявления имущественного характера,  не подлежащего оценке, а также  искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет для физических лиц 100 руб., для организаций - 2000 руб.;

2) пропорциональная - установленная  законом государственная пошлина,  исчисляемая в процентном отношении  от какой-либо суммы. Так, при  подаче заявления о вынесении  судебного приказа государственная  пошлина составляет 50% размера государственной  пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) смешанная (комбинированная) - сочетание  в размере государственной пошлины  твердой денежной суммы и процентов  от какой-либо суммы. К примеру,  при подаче искового заявления  имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 10001 руб. до 50000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10000 руб.

Цена иска - это денежное выражение  стоимости спорного имущества. Исходя из цены иска определяется размер государственной  пошлины.

Определение цены иска по имущественным спорам является обязательным требованием, тем более что без этого невозможно уплатить государственную пошлину, а это, в свою очередь, влечет вынесение судьей определения об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК).

В соответствии со ст.91 ГПК РФ цена иска определяется следующим образом:

1) по искам о взыскании денежных  средств, исходя из взыскиваемой  денежной суммы;

2) по искам об истребовании  имущества, исходя из стоимости  истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;

4) по искам о срочных платежах  и выдачах, исходя из совокупности  всех платежей и выдач, но  не более чем за три года;

5) по искам о бессрочных или  пожизненных платежах и выдачах,  исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении или  увеличении платежей и выдач,  исходя из суммы, на которую  уменьшаются или увеличиваются  платежи и выдачи, но не более  чем за год;

7) по искам о прекращении платежей  и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) по искам о досрочном расторжении  договора имущественного найма,  исходя из совокупности платежей  за пользование имуществом в  течение оставшегося срока действия  договора, но не более чем за  три года;

9) по искам о праве собственности  на объект недвижимого имущества,  принадлежащий гражданину на  праве собственности, исходя из  стоимости объекта, но не ниже  его инвентаризационной оценки  или при отсутствии ее - не ниже  оценки стоимости объекта по  договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, - не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим из нескольких  самостоятельных требований, исходя  из каждого требования в отдельности.

Госпошлину можно учесть в общей сумме безнадежного долга, если проигравшая сторона так и не возместит судебные расходы (например, ее признали банкротом).

На депозитный счет Арбитражного суда государственная пошлина не перечисляется. Она всегда уплачивается в бюджетную  систему.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежат 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения  последнего в арбитражный суд  и вынесения определения о  принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины  плательщиком в безналичной форме  подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации  своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального  положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

В соответствии с Налоговым  Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот  по уплате государственной пошлины:

1) льготы для отдельных  категорий физических лиц и  организаций (ст. 333. 35 НК РФ);

2) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (333. 36 НК РФ);

3) льготы при обращении  в арбитражные суды (333. 37 НК РФ);

4) льготы при обращении  за совершением нотариальных  действий (333. 38 НК РФ);

5) льготы при государственной  регистрации актов гражданского состояния (333. 38 НК РФ).

Госпошлину платят как фирмы, так  и граждане. Как правило, это делают перед обращением в государственные  органы, к местным властям и  в другие инстанции.

Госпошлину платят в федеральный  бюджет. Обычно уплатить ее должен тот, кто обращается за совершением юридически значимых действий. Если это нужно одновременно нескольким плательщикам без льгот, то они платят госпошлину в равных долях.

В случае, когда кто-то из плательщиков имеет льготу, остальные уплачивают госпошлину в той сумме, как если бы платили все. То есть размер госпошлины для плательщиков не возрастает.

Ее можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк. Факт оплаты подтверждается квитанцией установленной формы  или платежным поручением с отметкой банка.

В суд нужно представить платежное  поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

Пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ установлен особый режим возврата государственной  пошлины.

А именно: возврат излишне  уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Возврат госпошлины производится налоговыми органами по определению суда.

К указанным юридически значимым действиям  отнесены, в частности:

  • выдача лицензий, разрешений, заключений, согласований, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;
  • государственная регистрация юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов имущества, продукции, оборудования, материалов;
  • аккредитация организаций;
  • внесение изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.

Таким образом из выше сказанного можно сделать вывод, что государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при обращении их в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации

Информация о работе Судебные расходы