Реализация права и её формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.
В период перестройки, одна из центральных проблем с которой столкнулось советское общество, - развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. В правовой практике были присущи правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков построение правового социалистического государства невозможно.
Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования. При изучении темы следует понять, что представляют собой различные формы реализации права.
Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации юридических норм, как использование, соблюдение и исполнение. Особое внимание следует обратить на такую форму, как применение права.
Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого процесса, каковы его основные стадии.
Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных актов, учитывая её большое практическое значение. Необходимо также хорошо знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в вопросах аналогия закона и аналогия права.
Что такое реализация норм права и каковы её формы? Реализация норм права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
К формам реализации права относятся:

Содержание

Введение 3
1. Понятие реализации права 5
1.1. Общая характеристика реализации права 5
1.2. Формы реализации права 6
1.3. Классификация форм реализации норм права 7
2. Основные стадии процесса применения права 14
2.1. Установление оснований - фактов для применения норм права 14
2.2. Выбор нормы права 16
2.3. Анализ юридических пределов действия права 18
2.4. Толкование правовых нормативных актов 19
2.5. Принятие акта применения права 24
Заключение 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Ready_Реализация права.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного11.

Акт правоприменения  является разновидностью понятия "акт  управления" и используется как  для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения  этого действия. Причем в сфере  управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

Правоприменительные акты, условно,  можно разделить на группы12:

а) "Собственнические" акты управления;

б) властные акты в области  применения права;

в) акты прямого осуществления  центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такие классификация  носят локальный характер и не могут представить всю систему  правоприменительных актов органов  государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия13:

а) наличие одного и  того же основания;

б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого  класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

г) логическая непрерывность  деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу  таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения  содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения  нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права  могут быть самыми различными. В  связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным  основаниям:

  • по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
  • по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
  • Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных  субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

  • по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

Резолютивная часть  должна содержать окончательный  вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые  вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:

  • в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
  • по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
  • в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
  • по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
  • по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
  • в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.
  • по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные;

б) производственные;

в) смешанные.

  • по сферам использования:

а) хозяйственные;

б) социально-культурные;

в) административно-политические.

Выявление эффективности  правоприменительного акта связано  с определением целей издания  данного акта, результатов его  действия, соизмерения результатов  с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Любая деятельность плодотворна  и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются законность.

Законность - означает, что  при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе14.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке  рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

Обоснованность - это  означает, что:

а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены  и признаны достоверными;

в) Все недоказанные и  сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

 

Заключение

В данной работе в соответствие с ее целями и задачами были рассмотрены:

  1. понятие реализации норм права, а именно общая характеристика норм права, формы реализации;
  2. основные стадии процесса применения норм права.

В результате проведенного в данной работе исследования можно сделать вывод о том, что с помощью реализации права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.

Ознакомившись с формами  реализации законодательной воли, мы можем сделать вывод о том, в практическом отношении их классификация тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех  перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п., чего так не хватает нашей стране.

Вместе с тем, большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Необходимо сделать вывод о том, что если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. В связи с этим государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

 

Список литературы

  1. «Теория государства и права: Курс лекций»/ Под ред. Марченко М.Н., М.: Юридический колледже МГУ, 2000.
  2. «Общая теория права и государства», под ред. В.В. Лазарева, М., 2002.
  3. Венгеров А.Б. «Теория государство и права» - М: Юрист, 2000.
  4. Витрук Н. В., Акты применения в механизме реализации прав и свобод личности, «Правовоедение», 1993, №2
  5. Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Учебное пособие – М: Юрист, 2003.
  6. Комаров С.А. «Общая теория государства и права» -  М: Юрайт, 2001.
  7. Конституция Российской Федерации - М.: Новая Волна, 2003.
  8. Корельский В.М., Перевалов В.Д. «Теория государства и права» - М: Норма, 2000.
  9. Крашенинников Н.А., Житков О.А. «История государства и права зарубежных стран» -  М: Норма - Инфра, 2002, том 2.
  10. Матузов Н.И.; А.В. Малько «Теория государства и права». М., 1997.
  11. Пиголкин А.С «Общая теория права» - М., 2001.
  12. Чиркин В.Е. «Государствоведение», Учебник. - М: Юрист, 1999.

1 «Общая теория права и государства», под ред. В.В. Лазарева, М., 2002. С. – 102.

2 «Теория государства и права: Курс лекций»/ Под ред. Марченко М.Н., М.: Юридический колледже МГУ, 2000. С. – 118.

3 Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Учебное пособие – М: Юрист, 2003. С. - 203.

4 Чиркин В.Е. «Государствоведение», Учебник. - М: Юрист, 1999. С. – 284.

5 Чиркин В.Е. «Государствоведение», Учебник. - М: Юрист, 1999. С. – 289.

6 «Общая теория права и государства», под ред. В.В. Лазарева, М., 2002. С. - 173.

7 Пиголкин А.С «Общая теория права» - М., 2001. С. – 137.

8 Пиголкин А.С «Общая теория права» - М., 2001. С. – 145.

9 Корельский В.М., Перевалов В.Д. «Теория государства и права» - М: Норма, 2000. С. – 228.

10 Пиголкин А.С «Общая теория права» - М., 2001. С. – 211.

11 «Общая теория права и государства», под ред. В.В. Лазарева, М., 2002. С. – 341.

12 «Общая теория права и государства», под ред. В.В. Лазарева, М., 2002. С. – 242.

13 Там же. С. – 245.

14 Чиркин В.Е. «Государствоведение», Учебник. - М: Юрист, 1999. С. – 142.


Информация о работе Реализация права и её формы