Представительные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение представительных органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие представительных органов местного самоуправления; рассмотреть порядок образования представительных органов местного самоуправления; изучить организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления; рассмотреть компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления…………………………………….4
1.1 Понятие представительных и иных органов местного самоуправления………………………………………………………....4
1.2 Порядок образования представительного органа местного самоуправления………………………………………………………….6
Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления……………………………………………..16
Глава 3. Компетенция представительного органа местного самоуправления…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа гос управление.docx

— 49.02 Кб (Скачать файл)

Структура представительного  органа муниципального образования  характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство.

Численный состав представительного  органа, определяемый уставами муниципальных  образований, весьма разнообразен. Многое зависит от объема работы данного  представительного органа, численности  населения муниципального образования  и т.д.

Законодатель в ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. установил, что численность  депутатов представительных органов  определяется уставом муниципального образования и не может быть не менее:

7 человек – при численности  населения менее 1 тыс. человек;

10 человек – при численности  населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;

15 человек – при численности  населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;

20 человек – при численности  населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;

25 человек – при численности  населения от 100 тыс. до 500 тыс.  человек;

35 человек – при численности  населения свыше 500 тыс. человек.

Если численность жителей  поселения составляет 100 человек, то в этом случаи полномочия представительного  органа осуществляются сходом граждан.

Для представительных органов  муниципального районов численность  их депутатов не может быть менее 15 человек, а для внутригородских  территорий город федерального значения – менее 10 человек.1

 

В состав представительного  органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных  выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании. Федеральный законодатель предусмотрел два варианта формирования представительного органа муниципального района.

 В представительный  орган входят главы расположенных  на территории муниципального  района поселений, а также депутаты  представительных органов этих  поселений, избираемые данными  органами из своего состава  в соответствии с равной нормой  представительства, независимо от  численности населения поселений.  Избрание нового состава представительного  органа поселения означает необходимость  избрания им из своего состава  новых членов представительного  органа района. Представительный  орган поселения в любой момент  может заменить ранее избранных  им членов представительного органа муниципального района.

Входящие в состав представительного  органа муниципального района при таком  варианте его формирования лица не приобретают статуса его депутатов. Закон определяет их правовое положение  как членов выборного органа местного самоуправления.

 В представительный  орган избираются депутаты на  муниципальных выборах. При этом  число депутатов, избираемых от  одного поселения, не может  превышать две пятых от установленной  численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган  муниципального района может формироваться  либо по первому, либо по второму варианту. Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение  одного года со дня выдвижения соответствующей  инициативы поддержано представительными  органами не менее чем две третьи поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива в формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного  органа поселения, расположенного в  границах муниципального района. В  решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов  представительных органов поселений  в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа. Установленный порядок формирования может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

Председатель организует работу представительного органа; созывает его сессии (заседания); вносит на рассмотрение депутатов проект повестки дня сессии органа; доводит до сведения депутатов, населения области информацию времени  и месте проведения сессии и вопросах, выносимых на обсуждение депутатов; созывает внеочередные сессии органа по собственной инициативе, либо по требовании группы депутатов количеством не менее одной трети от установленного числа депутатов либо по требованию главы муниципального образования; ведет сессии органа; ведает вопросами внутреннего распорядка органа; подписывает протоколы сессий; в случае отмены или переноса сессии оповещает депутатов с обязательным указанием причин отмены или переноса сессии; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты (комиссии) органа проекты решений; принимает решение в создании рабочих групп по подготовке проектов решений и иных нормативных правовых актов; решает вопросы распределения обязанностей председателем и заместителями председателя; представляет орган во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями объединениями, международными организациями; руководит работой аппарата, осуществляет наем и увольнений работников аппарата; от имени органа подписывает исковые заявления в судебные органы; открывает и закрывает расчетные счета органа и является распорядителем по этим счетам; решает иные вопросы организации деятельности органа в соответствии с уставом и регламентом. (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ п. 10 ст. 36)

Председатель подотчетен депутатам представительного органа и может быть отозван ими путем  тайного голосования, если за данное решение проголосовало большинство  от установленного числа депутатов. Вопрос об отзыве председателя включается в повестку дня сессии органа, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на сессии депутатов. Просьба о добровольном сложении председателем своих полномочий удовлетворяется на основании его  письменного заявления и оформляется  затем постановлением органа. В случае непринятия органом отставки председатель вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после принятия соответствующего постановления органом.

Вышеперечисленные функции  председателя представительного органа, можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Заместитель  председателя в отсутствие председателя представительного органа исполняет  его обязанности.

Председатель и его  заместитель избираются в соответствии с уставами муниципальных образований  и регламентами представительных органов  местного самоуправления. Этими же актами определяются основания и  порядок досрочного прекращения  их полномочий. Если работу представительного  органа возглавляет по должности  глава муниципального образования, то он в части организации работы представительного органа местного самоуправления обладает полномочиями, аналогичным полномочиям председателя представительного органа, избираемого из своего состава.

Глава муниципального образования  не обладает статусом депутата. Статусом депутата наделяются лица, избираемые на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании исключительно в  состав представительного органа. Наряду с депутатами законодатель выделяет категорию членов выборных органов  местного самоуправления. К их числу  и должен быть отнесен глава муниципального образования, возглавляющий работу представительного органа местного самоуправления.

В некоторых представительных органах создаются президиумы во главе с председателем, представительного  органа. Создание такого подразделения  в составе депутатов, иногда еще  и служащих, привлеченных специалистов для решения координационных, совещательных, организационных и контрольных  функций вполне оправдано.

В полномочия президиума могут  входить:

- организация подготовки сессии органа, рассмотрение проекта повестки дня, составленного с учета мнения комитетов (комиссий), предварительное обсуждение предложений по вопросам повестки дня сессии органа;

- рассмотрение проекта плана разработки нормативных правовых актов, принимаемых органом по инициативе субъектов правотворческой инициативе;

- внесение предложений о созыве внеочередной сессии органа или заседаний президиума;

- организация проведения консультаций при формировании и изменении состава комитетов (комиссий), групп, а также при возникновении между депутатами, депутатскими группами;

- организация проведения депутатских слушаний, совещаний пресс-конференций;

- исполнение иных полномочий по поручению представительного органа.

Заседания президиума созывает и ведет председатель, а в его  отсутствие заместитель или иные депутаты из состава представительного  органа.

Представительный орган  образует постоянные и временные  комиссии (иногда они именуются комитетами).

Структура, полномочия, предметы введения, порядок формирования и  организация работы постоянный комиссий определяется уставом муниципального образования, регламентом представительного  органа, а также положениями о  комиссиях, утверждаемыми представительным органом.

Постоянные комиссии представительного  органа формируются из числа депутатов  на срок его полномочий. Персональный состав комиссий определяется решением представительного органа на основании  личного заявления депутатов. В  регламентах представительного  органа может быть установлена обязанность  депутатов участвовать в работе постоянных комиссий, входить в состав одной из комиссий (за исключение председателя представительного органа). Комиссии избирают из своего состава председателя и его заместителей. Кандидатура  председателя утверждается представительным органом. Обычно в регламенте представительного  органа предусматривается, что депутат  не может быть членом более чем  двух постоянных комиссии. Установленное  Законом (2003 г.) требования о минимальной  численности депутатов представительного  органа направлено, на то чтобы обеспечить формирование эффективно работающих постоянных комиссий.

Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже установленного регламентом представительного  органа числа раз в течение  определенного времени (этот может  быть один раз в месяц, в два  месяца). На заседании комиссии ведется  протокол. Постоянные комиссии могут  проводить совместные заседания. В  заседаниях могут принимать участие другие депутаты с правом совещательного голоса. Постоянные комиссии в соответствии с регламентом представительного органа, положениями о них вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, приглашать на свои заседания должностных лиц местного самоуправления, представителей общественных объединений. Они ответственны перед представительными органами и ему подотчетны.

Основными функциями постоянных комиссий являются:

1) разработка и подготовка  заключений по проектам решений  представительного органа;

2) контроль за исполнением решений представительного органа;

3) подготовка предложений  и рекомендаций, вносимых на рассмотрение  представительного органа, органов  государственной власти;

4) содействие депутатам  в осуществлении их полномочий;

5) организация и проведение  депутатских слушаний;

6) взаимодействие с местной  администрацией, предприятиями, органами  территориального общественного  самоуправления, иными объединениями граждан.

Регламенты представительных органов предусматривают периодическую  отчетность постоянных комиссий (комитетов).

Временные комиссии могут  создаваться представительным органом  по любым вопросам своей деятельности. Задачи, состав, полномочия, порядок  работы временных комиссий определяются представительным органом при их образовании. Деятельность этих комиссий ограничивается определенным сроком и  конкретной задачей. По результатам  своей деятельности временная комиссия предоставляет доклад по существу вопроса, в связи с которым была создана.

Представительный орган  может создавать согласительную комиссию в целях преодоления  и согласования разногласия на одном  из этапов рассмотрения представительным органом проекта решения о  бюджете муниципального образования. Согласительная комиссия состоит из равного числа депутатов и  представителей местной администрации.

Представительный орган  также вправе создать временные  рабочие группы для реализации конкретных задач.

В состав временных комиссий, а также рабочих групп могут  входить лица, которые не являются депутатами.

Депутатские объединения  в представительном органе могут  формироваться по политическому  принципу (фракции), а также по другим принципам: территориальному, профессиональному  и т. д. Они обладают равными правами. Регламент представительного органа определяет минимальную численность  депутатского объединения (как правило, это три человека). Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно: они могу разрабатывать  и принимать положения о депутатской  группе, фракции, которые являются внутренним документом депутатского объединения, регулирующим взаимоотношения депутатов  внутри него. Данные положения не могут  противоречить уставам муниципального образования, регламенту представительного  органа. Депутатские объединения  должны регистрироваться в представительном органе в соответствии его регламентом. Создание депутатского объединения  оформляется протоколом собрания депутатов, который вместе с письменным уведомлением о создании объединения, его целях, а также со списком членов объединения  с указанием фамилии его руководителя направляется представителю представительного  органа для регистрации. Перерегистрация  депутатских объединений производится через год (в регламентах некоторых  представительных органов перерегистрация  депутатских объединений предусматривает  дважды в год). Депутатское объединение  должно письменно уведомить председателя представительного органа о своем  самороспуске. В регламентах представительных органов определяется, что депутат  может состоять в одном из депутатских  объединений. В некоторых представительных органах допускается членство депутата в одной фракции и в одной  депутатской группе (созданной не по политическому принципу). Депутат  вправе выйти из состава депутатского объединения по собственному желанию; он может быть исключен из него по решению  соответствующего депутатского объединения. Они работают во взаимодействии с  постоянными комиссиями. Они могут  высказывать мнение о повестки дня  заседаний представительного органа, а также вправе вносить альтернативные предложения по обсужденным вопросам, настаивать на проведении по ним голосования. Депутатские объединения могут  проводить свои пресс-конференции.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления