Правовой статус личности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:52, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о конституционно-правовом статусе человека и гражданина – один из самых важных для современной науки конституционного права. Как отмечает доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве» .
Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность, возлагаемая на государство . Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Основой правового института конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, как и в других государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и другие нормативные акты, закрепляющие права, свободы и обязанности человека. Поэтому на первом месте передо мной стояла задача проведения анализа конституционных норм и норм законов, посвященных вопросам правового статуса человека и гражданина.
Существенное влияние на развитие внутригосударственного права в сфере регулирования правового статуса человека и гражданина оказывают международные документы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации…………………………..6
§ 1. Понятие принципов права и их виды…………………………………………6
1.1 Понятие принципов права………………………………………………….6
1.2 Виды принципов права…………………………………………………….13
§ 2. Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации………………………………………………16
2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности ………………...16
2.2 Структура конституционно-правового статуса личности……………...18
2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности………….22
Глава 2. Конституционные принципы правового статуса личности в
Российской Федерации……………………………………………………………24
§ 1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности ……………..24
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством………………………………………………………………………30
§ 3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод……………………..40
§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………56
Библиографический список………………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа -14.04.2012.docx

— 151.62 Кб (Скачать файл)

В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, и возлагается эта обязанность не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и иностранные организации, которые осуществляют  хозяйственную деятельность на территории России и получают прибыль, также в этой статье сказано, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.  

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными  правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами  проверок, обжаловать решения налоговых  инспекций и др.)

На сегодняшний день основным законом, развивающим положения  конституции в этой сфере, является Налоговый кодекс, первая часть которого в результате многолетней работы была принята в 1998 г. 
В Налоговом Кодексе РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные.

К первым относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Ко вторым относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К третьим относятся: земельный налог, транспортный налог.

Налоги и сборы субъектов  РФ (региональные), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующими законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Данный принцип можно  назвать универсальным, потому что  он находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями: одни – в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга. 

В соответствии с частью 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации  каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры 94. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение духовных и материальных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение  природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов, поэтому человечество должно совместными усилиями бороться с глобальными проблемами и не допускать каких – либо войн, ведь в этом случае уничтожается не только человечество, но и природа – необходимый источник жизни людей. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" 95. Так, в ст. 42 Конституции России закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением 96. Здесь важно отметить, что под словом «каждый» как уже было сказано ранее в данной работе понимается любой человек, который включает в себя и понятие «гражданин», у которого есть право на благоприятную окружающую среду, а  ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа  по отношению к человеку выполняет ряд важнейших функций, таких как экологическая, экономическая, эстетическая, рекреационная, научная и культурная. При этом человек как биологическое существо обязан соблюдать законы развития природы. Данная конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов, таких как: земельное, водное и лесное законодательстве, законодательстве о недрах и охране окружающей среды. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Конституция РФ объявляет  защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», что указано в ст. 59 Конституции Российской Федерации. Во второй части этой статьи сказано, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в третьей части указано, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой 97.

Помимо Конституции Российской Федерации правовой основой альтернативной гражданской службы являются  федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» , другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в данной сфере.

  Защита Отечества и несение военной службы – это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества  не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных  Сил РФ, в которых они несут  службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту 98.Кроме мужчин, на военную службу могут поступить женщины по контракту.  

Положения данного принципа конкретизированы в Федеральном  законе «О воинской обязанности и  военной службе», который был  принят 28 марта 1998 года. Этот закон установил порядок призыва, льготы по призыву, условия прохождения и сроки службы, а также установил иные условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

В нашей стране на военную  службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Непосредственный призыв граждан на военную службу осуществляется призывными комиссиями, которые обязаны организовывать медицинское освидетельствование граждан и определять их пригодность к несению военной службы по состоянию здоровья.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации99. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.  

В ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, в ч. 2, ст. 38 Конституции РФ сказано, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Во-вторых, в части 3 этой же статьи установлено, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях100.  Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Правоотношения, вытекающие из данных конституционных обязанностей  регламентирует Гражданское и семейное законодательство, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

К правам, которые имеют  характер общественного долго можно  отнести: право на образование, избирательные  права и др.

В части 3, ст. 17 Конституции  Российской Федерации закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц 101. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных 102. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, что может в дальнейшем привести к конфликту. Законодательство РФ, непосредственно в Конституции даёт возможность избежать этого, закрепляя данную норму.

Конституция РФ в ч. 4, ст. 43 возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования103. Дети, естественно не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшие учебные заведения и работа, которая возможно, только по окончанию данных заведений, с получение диплома. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их адаптация к жизни в современном обществе окажется затрудненной.

 

 

 

Заключение

 

Изучение конституционно-правовых принципов правового статуса  личности в данной работе позволяет сделать вывод о том, что:

- Конституционные принципы правового статуса личности в РФ будучи закрепленными в Конституции, представляют собой основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина.

- Конституция Российской Федерации  рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность.

- Существенным моментом является то, что в правовом государстве не только личность как таковая имеет определенные правовые обязанности перед государством, но и сама Российская Федерация имеет конкретные правовые обязанности перед личностью. Государство, провозглашая принципы, гарантирует и охраняет их, предоставляет большое количество прав человеку и гражданину, но тем самым требует выполнения от него установленных законом обязанностей. То, на что личность имеет право, государство обязано выполнить (например, право на свободу мысли, на образование, на получение пенсии и т.д.), но и то, что закреплено законодательно, личность должна исполнить. В этом и состоит юридическая природа взаимности между государством и личностью. Государство как политико-правовой институт, в котором находятся все нити управления обществом, ответственно не только за судьбу общества в целом, но и за судьбу каждого человека, каждой личности.

- Конституция Российской  Федерации является потенциально  мощной защитой прав и свобод  личности, документом своего времени,  достойным (в области прав и  свобод) международного признания.

Права и свободы человека и гражданина, их содержание и конституционное  закрепление, гарантии реализации и защиты, – основной показатель уровня демократизма любого общества. Именно права и свободы человека, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью, определяют смысл и содержание законов и деятельности всех органов и ветвей власти.

- Закрепление и защита прав, свобод и обязанностей личности в законодательстве Российской Федерации должна являться для государства первоочередной задачей, степень реализации которой затрагивает каждого жителя страны. На мой взгляд, не получив чёткого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Международные акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948. 

2. Международный пакт  о гражданских и политических  правах от 19.12.1966. 

3. Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах от 19.12.1966. 

      4. Устав  ООН от 26.06.1945 

      5. Декларация  о праве народов на мир   от 12.11. 1984

6. Декларацию основных  принципов правосудия для жертв  преступлений и злоупотребления  властью от 29.11.1985.

Информация о работе Правовой статус личности в РФ