Правовой статус личности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:52, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о конституционно-правовом статусе человека и гражданина – один из самых важных для современной науки конституционного права. Как отмечает доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве» .
Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность, возлагаемая на государство . Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Основой правового института конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, как и в других государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и другие нормативные акты, закрепляющие права, свободы и обязанности человека. Поэтому на первом месте передо мной стояла задача проведения анализа конституционных норм и норм законов, посвященных вопросам правового статуса человека и гражданина.
Существенное влияние на развитие внутригосударственного права в сфере регулирования правового статуса человека и гражданина оказывают международные документы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации…………………………..6
§ 1. Понятие принципов права и их виды…………………………………………6
1.1 Понятие принципов права………………………………………………….6
1.2 Виды принципов права…………………………………………………….13
§ 2. Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации………………………………………………16
2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности ………………...16
2.2 Структура конституционно-правового статуса личности……………...18
2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности………….22
Глава 2. Конституционные принципы правового статуса личности в
Российской Федерации……………………………………………………………24
§ 1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности ……………..24
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством………………………………………………………………………30
§ 3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод……………………..40
§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………56
Библиографический список………………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа -14.04.2012.docx

— 151.62 Кб (Скачать файл)

Сферой же распространения  данного конституционного принципа является вся система правового  регулирования, все отрасли права.

Конституционному праву  известны два сходных понятия: равенство  и равноправие. Существует две различных  точки зрения по поводу толкования этих терминов. Первая заключается в том, что их следует различать.  Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их 38. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими по своему усмотрению, а также установить равные для всех обязанности. Конечно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Вторая точка зрения заключается в том, что оба этих понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.

 Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия 39.

Конституционный принцип  равенства всех перед законом  и судом или равноправия отвечает общепринятым нормам и принципам международного права. Именно международное право оказало столь огромное влияние на становление и развитие этого принципа. Благодаря сотрудничеству различных государств были созданы универсальные и региональные международные договоры, которые выработали единые стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина. К числу таких документов можно отнести: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью от 29 ноября 1985 года, два международных пакта, принятые вместе - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Европейскую конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950.

Равенство – основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любое незаконное ограничение прав и свобод 40. Этот принцип, был провозглашен в ходе демократических революций XVII – XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению было признано в качестве основного положения, императива правового государства.

Закрепление принципа равенства  в конституционном документе  впервые было осуществлено в США, где в Декларации независимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы равными»41. С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и государства закрепляют его в самом начале любой демократической конституции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в первой статье говорит о равенстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах» 42.

Конституционное право правового  государства обеспечивает только  юридическое, т. е. формальное, равенство  между людьми .Коммунистическая идея фактического уравнивания людей  по сути своей противоречит свободе  человека, к тому же носит утопический  и противоестественный характер 43. В некоторых демократических государствах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить фактическое неравенство между людьми путем перераспределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в Конституции Российской Федерации эта цель не закреплена и поэтому можно только предполагать, что она входит в понятие социального государства.

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом нашей  страны закрепляет  в ст. 19 основное содержание данного принципа: «Все равны перед законом и судом», а вторая часть этой статьи устанавливает: «Государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности». В  соответствии с частью третьей, «мужчина и женщина имеют равные права  и свободы и равные возможности для их реализации» 44.

Смысл формального равенства в правах и свободах заключается в предоставлении всем лицам равных стартовых возможностей, реализация которых уже будет зависеть от особенных, индивидуальных качеств каждого человека.

Термины «равноправие» и  «равенство» лежат в основе многих конституционно-правовых институтов. Ими определяется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, политических партий и общественных объединений, деятельность органов местного самоуправления.

Что касается равенства всех перед судом, то здесь не имеет значения правовой, социальный статус человека – абсолютно все, т. е. каждый человек, как гражданин, так и не гражданин, лицо без гражданства, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, имеющие равные процессуальные права и соответствующие обязанности, получая одинаковую юридическую помощь, защиту своих законных прав и интересов и неся одинаковую меру ответственности. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.

Закрепляя равноправие, Конституция  устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по тем основаниям, которые перечислены в ч. 2 ст. 19.

В обобщенном плане требование равенства всех перед законом  включает, во-первых, запретительный аспект, когда равное отношение всех к  закону должно исключать саму возможность  существования в законодательных  актах каких-либо норм дискриминационного характера; они запрещаются как  незаконные, неконституционные. В этом плане конституционный принцип равенства всех перед законом должен пониматься прежде всего как требование антидискриминационного характера, предполагающее недопустимость установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и ведущего к ликвидации или нарушению равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни 45. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении 46.

Равноправие и запрет дискриминации  не означают, что право вообще не может устанавливать каких-либо привилегий или льгот. Льготы, например, необходимы для участников Великой Отечественной войны, инвалидам, беременным женщинам, многодетным матерям и тем лицам, которые совмещают учебу с работой, и многим другим. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости.

 Конституция России специально решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, что даже это положение помещено отдельно в ч. 3 ст. 19, тем самым подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле это не так, необходимо учитывать высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи. Общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ женщин к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству, повышению квалификации, а также удовлетворению других социальных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г. Протокол предоставляет специально созданному Комитету право принимать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.

 Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права исходит из того, что необходимо защищать права и свободы не только наших граждан, находящийся на территории Российской Федерации, но и граждан любого другого государства. Правовая защита всякого человека необходима еще и потому, что в настоящее время на территории нашей страны появились различные группы людей, у которых правовой статус отличается от граждан России, к ним можно отнести: беженцев, вынужденных переселенцов, незаконных мигрантов. О них действующее уголовно-процессуальное законодательство ничего не говорит. Поэтому конституционная норма, закрепляющая равенство всех, направлена на защиту каждого человека в нашей стране. Так можно утверждать, основываясь на прямом действии и непосредственном применении Конституции. 

В Конституции РФ проводится различие между правами человека и правами гражданина в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются термины «каждый», «все», «каждый человек», «никто», «ни один человек» или «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. Во всех случаях это относится к каждому человеку, так и гражданину. Так же к правам гражданина в статьях конституции прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д.

В вышеупомянутых международных документах не делается различия между правами человека и правами гражданина. Все права обозначаются как принадлежащие всем людям. В ст.1 Всеобщей декларации прав и свобод человека установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах 47.

 

§ 2. Принцип гарантированности  прав и свобод человека и гражданина государством

 

Права, свободы и обязанности  человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Конституция Российской Федерации не только закрепляет права, свободы, обязанности человека и  гражданина, но и гарантирует возможность их реализации 48.

Данный принц является основополагающим принципом конституционного статуса личности, потому что в соответствии с ним уже на само государство возлагаются обязанности обеспечить реализуемость прав и свобод граждан, возможность для них реально пользоваться теми правами, которые предусмотрены в Конституции РФ. Этот принцип непосредственно закреплен в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ

Вторая статья Конституции  Российской Федерации совершенно определенно  устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства 49. В п.1 ст. 17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией 50.

В дальнейшем, эти положения  раскрываются в ст. 45 Конституции  РФ: Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом 51.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод52.

Гарантии, в сущности, и  есть обязанности, применительно к  конституционным правам и свободам это обязанность государства.   

Наиболее общей гарантией прав и свобод, которая имеет наивысшую юридическую силу можно назвать конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права 53. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных во 2 главе, ст. 45-65 Конституции Российской Федерации, устанавливающих отдельные права и свободы человека и гражданина и в законодательных актах, конкретизирующих ее положения о правах и свободах. К последним можно отнести: ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ, ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995г. № 40-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002  № 113-ФЗ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992  № 2202-1-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.01.2002  № 67-ФЗ, ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011  № 324-ФЗ и много других.

Конституция гарантирует государственную  защиту прав и свобод человека и гражданина 54. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). 

Гарантом прав и свобод выступает  Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Статья 114 Конституции РФ в ч. 1 подпункте «е» возлагает на правительство России  обеспечение законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, тем самым подчеркивая важную роль в этой сфере правоохранительных органов.

Информация о работе Правовой статус личности в РФ