Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра.
Задачи, обуславливающие цель курсовой работы:
1. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
2. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
3. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу

Содержание

Введение 3
Глава I Правовые основы пересмотра и изменения Конституции Российской Федерации 5
1.1 Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ 5
1.2 Сущность Конституции 9
1.3 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года 12
Глава II Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные поправки 15
2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации 15
2.2 Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации 19
2.4 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации. 23
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик кп.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

Идея писаной конституции  впервые возникла в Англии, которую  Маркс метко охарактеризовал  как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена  в жизнь, и эта страна до сих  пор не имеет писаной конституции  как единого акта.

Практически первыми конституциями  считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции  Франции и Польши.

Происхождение термина «конституция» (что означает – учреждаю, устанавливаю) научно не определено.

Наряду с термином «конституция»  применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной  закон».

Идею считать конституцию  основным законом выдвинул немецкий политический деятель Ф. Лассаль в своей работе «О сущности конституции». По его мнению, это является главным свойством конституции, которое одновременно, с одной стороны, сближает ее с любым обычным законом, а с другой - отличает от него, так как в каждом государстве существует лишь один основной закон, тогда как обычных законов - множество: «И конституция и закон, по видимому по существу однородны. Конституция должна иметь силу закона, следовательно она должна быть также законом, но она не должна быть только законом, она должна быть боле нежели закон».

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей  стране, действующая Конституция  РФ 1993 года устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова  «Основной Закон» как ставшие  излишними.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция  РФ не восприняла постулата о классовой  сущности конституции. В сущности Конституции 1993 года заложены другие начала – не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята  народом на референдуме, а не установлена  государством.

Неприменима к Конституции  РФ 1993 года и трактовка конституции  как общественного договора, который  требовал поголовного, единого, всеобщего  согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцем.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными  гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она  принимается при участии большинства  избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим  признается тот строй, в котором  обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая  Конституция Российской Федерации  по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем  всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни  государства и общества, которые  утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценности человека, его прав и свобод.

1.3 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент  России ежегодно выступает перед  Федеральным Собранием с посланием  о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней  политики. Первое послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Об укреплении российского  государства (основные направления  внутренней и внешней политики)»  было оглашено 24 февраля 1994 года.

Послание Президента 2007 года было посвящено плану комплексной  модернизации России в XXI веке. В нем  были названы национальные приоритеты – рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная  на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования, а также поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству.

05 ноября 2008 года Президент  РФ обратился к Федеральному  Собранию с ежегодным Посланием. В своем Послании Президент РФ обозначил пути развития России. В частности, Президент РФ отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции четырех «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Предложено расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство РФ ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Также Президент РФ предложил увеличить конституционные полномочия Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Отдельное внимание Президент РФ уделил антикоррупционным вопросам, мерам, направленным на дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, вопросам развития судебной системы, стратегии развития российского образования, вопросам экономики и международным отношениям.

Инициатором внесения поправок в Конституцию выступил Президент  РФ Дмитрий Медведев, хотя несколькими  годами ранее, он выступал против. Но так или иначе, поправки в январе 2009 года вступили в силу.

Анализируя порядок изменения  Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю  сложность конституционного пересмотра.

Процедура изменения действующей  Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». 

Глава II Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные поправки

2.1 Пересмотр  положений глав 1, 2, 9 Конституции  Российской Федерации

С середины 1990-х гг. многие политики и учёные рассуждали о необходимости  реформирования действующей Конституции  Российской Федерации. Высказывалось  мнение, что действующая российская Конституция содержит большое количество неясных, противоречивых и двусмысленных  норм. Другие учёные говорили о необходимости внесения в Конституцию поправок или даже её полного пересмотра. Конституция Российской Федерации и российское законодательство предусматривает несколько способов изменения конституционных положений.

Важность отдельных глав Конституции Российской Федерации  в жизни государства законодатель определил особым порядком их пересмотра. Этим самым была усилена «жесткость»  Конституции, усложнена процедура  её частичного или полного пересмотра, был внесен ряд принципиально  новых моментов.

Изменение статей глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации  возможно только в качестве пересмотра всей Конституции. Эта новелла была введена в связи обеспечением стабильности российского конституционного законодательства. Эти главы в  соответствии со статьей 135 Конституции  не могут быть пересмотрены российском парламентом - Федеральным Собранием. Предложения о пересмотре Конституции  могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а  также группа численностью не менее  одной пятой членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

   Дело в том, что нормы глав 1, 2, 9 составляют фундамент всех иных конституционных норм. Любая норма названных глав находится в системной связи с другими конституционными положениями, задавая глубинное содержание последних. Поэтому даже незначительное изменение упомянутой нормы предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием текста Конституции в целом.

Во-вторых, принятие новой  Конституции относится к компетенции специально созываемого для этого Конституционного собрания , а не Федерального Собрания РФ. Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права конституционной инициативы (перечислены в ст. 134 Конституции) возбуждать вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и таким же большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Конституционное собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой  Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Соответственно конституционный порядок пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации уточняется в федеральных конституционных законах о референдуме РФ и о Конституционном собрании, последний из которых еще не принят.

Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту  новой Конституции Российской Федерации  происходит в следующем порядке: в случае, если Конституционным Собранием  принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

Если в соответствии с  международным договором Российской Федерации проект нормативного акта или вопрос государственного значения подлежит вынесению на референдум, такой референдум назначается по инициативе федерального органа (федеральных  органов) государственной власти, к  компетенции которого (которых) международным  договором Российской Федерации  отнесено рассмотрение проекта нормативного акта или вопроса государственного значения, выносимых на референдум. Инициатива проведения референдума  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  оформляется решением соответствующего федерального органа (соответствующих  федеральных органов) государственной  власти.

Назначение и проведение референдума, указанного в части 1 настоящей  статьи, осуществляются в порядке  и сроки, которые установлены  настоящим Федеральным конституционным  законом.

Референдум назначает  Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня  поступления документов, на основании  которых назначается референдум, Президент Российской Федерации  направляет их в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный  Суд Российской Федерации признал  инициативу проведения референдума  по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей  Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации  не позднее чем через 15 дней со дня  поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает  референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Информация о работе Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ