Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра.
Задачи, обуславливающие цель курсовой работы:
1. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
2. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
3. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу

Содержание

Введение 3
Глава I Правовые основы пересмотра и изменения Конституции Российской Федерации 5
1.1 Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ 5
1.2 Сущность Конституции 9
1.3 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года 12
Глава II Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные поправки 15
2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации 15
2.2 Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации 19
2.4 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации. 23
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик кп.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный Университет  Путей Сообщения

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

Дисциплина «Конституционное (государственное) право Российской Федерации»

 

 

Курсовая  работа на тему

«Порядок  внесения поправок и пересмотр Конституции  РФ»

Руководитель:

Макарцев А.А.

___________   ______________

(подпись)                                (дата проверки)

 

Выполнил:

студент гр. ЮПБ-111

Аникина А.Н.


 

 

 

 

 

Краткая рецензия:

________________________________________________________________________________________________________________

 

               

Работа допущена к защите

       
   

(подпись руководителя)

 

(дата)

 

   




 

Новосибирск — 2012

 

Оглавление

Введение 3

Глава I Правовые основы пересмотра и изменения Конституции Российской Федерации 5

1.1 Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ 5

1.2 Сущность Конституции 9

1.3 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года 12

Глава II Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные поправки 15

2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации 15

2.2 Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации 19

2.4 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации. 23

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 28

Введение

Юридическая наука при исследовании различных  сторон общественного бытия призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические  характеристики статусного положения  различных субъектов права, но и  проникать в глубинные, социально-волевые  начала формирования и реализации поведенческих  актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование проблемы правосознания  как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления. Одной из таких форм является конституционное правосознание.

Принятие  в 1990 г. Декларации о государственном  суверенитете РСФСР повлекло за собой  глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном  устройстве и организации государственной  власти. С этого времени начал  весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и  целостного конституционно-правового  решения, - это появление новых  федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой  Конституции. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей высказались за ее принятие.

Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной  власти. Поскольку нормы Конституции  имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции  является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.

Конституция РФ – основной закон государства  характеризируется стабильностью, устойчивостью содержания. Это позволяет  поддерживать устойчивость правовой системы  и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции  не означает ее неизменности. Конституция  должна отражать перемены в тех общественных отношениях, которые она регулирует. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьёзного обоснования.

Объект исследования  – общественные отношения в сфере конституционного права, складывающиеся по поводу принятия поправок и пересмотра Конституциии Российской Федерации.

Предмет исследования – Конституция Российской Федерации и ее изменение.

Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра.

Задачи, обуславливающие  цель курсовой работы:

1. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.

2. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу

3. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу

Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые  она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет  сохранить реальность Конституции.

Глава I Правовые основы пересмотра и изменения Конституции Российской Федерации

1.1 Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ

Конституцию РФ открывает  преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Государствоведы отмечают, что преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание [5, с. 89].

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята  многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой  на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего  развития государства и общества.

В преамбуле Конституции  называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они  отражают суть всей конституционной  реформы в России. Это:

утверждение прав и свобод человека,

утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

сохранение исторически  сложившегося государственного единства,

возрождение суверенной государственности  России,

утверждение незыблемости демократических  основ Российского государства,

обеспечение благополучия и  процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают  все содержание Конституции.

 

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы РФ. Конституция РФ характеризует наше государство как демократическое. Во-первых, демократия есть такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами – и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять, считая народ лишь объектом управления, тем более помыкать им. Органы законодательной власти и занимающие руководящие позиции в своей системе органы исполнительной власти производны от народа, т.е. депутаты и руководители исполнительных органов избираются народом и ответственны перед ним. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону», - гласит ч. 4 ст. 3 Конституции. Во-вторых, демократия как основа конституционного строя проявляется и в том, что в обществе должны обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться – законными способами – его учета в актах и действиях соответствующих органов. При этом демократия – это и внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. В-третьих, демократия – это еще и политический режим, когда закон и реальность адекватны. В-четвертых, демократия как основа конституционного строя – это и дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью).

Основам конституционного строя  посвящена гл. 1 Конституции, которая  носит одноименное название.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной  власти и способы осуществления  народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Согласно действующей  Конституции частная собственность  признается и защищается в той  же мере и теми же средствами, что  и государственная собственность. Гражданин может иметь в частной  собственности заводы, фабрики, банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, а также стать землевладельцем. Запрещаются любые формы государственного вмешательства в интересы собственников, создание каких-либо искусственных  препятствий для осуществления  собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим  имуществом. Конституция допускает  лишь добросовестную конкуренцию и  гарантирует свободу перемещения  товаров, услуг и финансовых средств  на всей территории Российской Федерации (ст. 8).

Конституция закрепляет экономический  строй российского общества, способы  производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.

Нельзя развивать рыночные отношения в промышленности, строительстве  и сельском хозяйстве, признавая  государство и органы местного самоуправления единственными хозяевами земли. В ч. 2 ст. 9 содержится положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Сообразно экономической  основе Российской Федерации, ориентированной  на рыночные отношения, достраивается  и совершенствуется Российское государство, его органы.

В Конституции 1993 г. оттеняется принцип единства государства. Конституция использует понятие «суверенитет» только по отношению к Российской Федерации. Она гласит, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Определено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные Конституцией РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Денежная единица едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

Раздел 2 Конституции «Заключительные  и переходные положения» четко обозначает приоритет Конституции перед  иными актами. Если ей не соответствуют  положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения  Конституции РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей.

В гл. 9 Конституции РФ регламентируется порядок изменения действующей  и принятия новой Конституции. Положение  гл. 1 «Основы конституционного строя» не могут быть изменены Федеральным  Собранием.

1.2 Сущность Конституции

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые  выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции  связано с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса о  том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как  и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и  для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление  конституции в современном ее понимании относится к 18 веку и  связано с эпохой буржуазно-демократических  революций, с распадом феодального  общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма  защиты и охраны новых экономических  структур. Такую роль мог выполнить  только правовой акт, в общей форме  определяющий основы устройства государства  и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Информация о работе Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ