Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – особенности взаимоотношений ВИЧ-инфекционных людей и общества.
Цель исследования - выявить особенности отношения общества к людям зараженным ВИЧ-инфекциями.
Для реализации этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
- изучить историко-теоретические аспекты появления ВИЧ-инфекции и проблемы людей зараженных ВИЧ-инфекциями;
- выявить образ ВИЧ-инфицированных больных;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историко-теоретический аспект изучения проблем людей зараженных ВИЧ-инфекциями…………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность ВИЧ-инфекции, ее особенности и формы……………………………………………………………………………...6
1.2 История появления ВИЧ-инфицированных людей и развитие системы профилактики ВИЧ-инфекции в России и за рубежом…………………………………………………………………………..12
1.3 Психологические проблемы и нужды ВИЧ-инфицированных людей……………………………………………………………………………..21
Глава 2. Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании общества и отношение к ним…………………………………………………...27
2.1 Дискриминация на уровне институциональных организаций……….27
2.2 Отношение семьи, общин и религии к ВИЧ-инфицированным……..38
Глава 3. Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности……….44
3.1 Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированных…………………………………………………………..44
3.2 Основные направления профилактики ВИЧ-инфицированных средствами культуры и искусства………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников информации……………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ш.docx

— 160.05 Кб (Скачать файл)

Средства искусства и  культуры применяются в этих программах не как самодостаточные, а как подчиненные общим задачам изменения навыков общения, поведения и деятельности. Приоритет отдается иллюстративным и игровым формам взаимодействия с произведениями искусства, которые не предполагают формирования глубокого эмоционального отношения к искусству.

4. Аффективное воспитание позволяет сосредоточиться на коррекции и развитии чувственных ощущений и переживаний индивида, а также формировании навыков управления эмоциями. Аффективное обучение базируется на учете того, что в группах риска, которые наиболее уязвимы для ВИЧ_инфекции, часто отмечается эмоциональная дисфункция, трудности в определении и выражении эмоций; низкая самооценка; слабое развитие навыков принятия решений.

В рамках этой концепции  выделяются следующие цели: повышение  самооценки, определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания  и выражения эмоций; развитие навыков  принятия решений; формирование способности  справляться со стрессом. Основная часть данной модели является компонентом  развивающихся в последнее время  программ развития “жизненных навыков”.

Произведения искусства  применяются в аффективном обучении как одно из наиболее действенных  средств формирования эмоционального настроя, релаксации и эмоционального самовыражения.45

В индивидуальном и групповом  воздействии возможно использование  методов творческой деятельности –  музицирования, рисования, пластического самовыражения и др.

5. Социально-культурная анимация. Эта деятельность предполагает  включение личности в процесс  активного творчества, которое становится  источником новых эмоциональных  состояний и социальных взаимодействий, на основе которого формируется  определенный тип целесообразной  активности.

Можно выделить несколько  вариантов программ социально-культурной анимации, которые основываются на модели «оживления» социальных связей личности:

– программы интенсивной  специфической позитивной активности, которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью;

– поощрение участия во всех видах такой специфической активности;

– создание стабильных анимационных групп, осуществляющих включение молодых  людей в постоянные виды социально-культурной деятельности, социального участия  и волонтерство и т.д., что позволяет развивать жизненную позицию участников, создавать предпосылки для личностного роста.

Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска  аддитивного и других форм отклоняющегося поведения, которые имеют повышенный риск получения ВИЧ-инфекции. В отличие  от иных подходов, социально-культурная анимация рассматривает произведения искусства как источник глубокого  переживания, диалогического взаимодействия. Здесь применимы все виды искусства, особенно пространственно-временные (театр  и ролевое взаимодействие, т.н. театральная  анимация). Приоритет отдается творчеству, в самых разных его проявлениях: от художественного – до социального творчества.46

Уровень применения этих средств  может варьироваться в каждом из подходов, но общая закономерность такова, что эффективность профилактической работы возрастает прямо пропорционально  росту интеграции задач, реализуемых  в данных программах. В этой связи  в современной российской теории социально-культурной деятельности признается приоритет социально-культурной анимации как интегративного и целостного вида культурной практики, которая позволяет комплексно использовать когнитивный, эмоционально-аффективный и художественно-творческий потенциал искусства.

 

 

Заключение

Синдром приобретенного иммунодефицита - это болезнь, вызываемая вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ); в качестве самостоятельной нозологической единицы  она выделена в 1981 г. Заболевание характеризуется полным разрушением иммунной системы, делающим организм чувствительным к оппортунистическим инфекциям, от которых в конечном итоге человек и погибает.

Происхождение вируса СПИДа пока еще до конца не ясно, однако большинство ученых сходится во мнении, что впервые этот вирус появился в Центральной Африке, а затем инфекция распространилась на людей. Вирусы часто переходят от животных к человеку; это естественный компонент эволюционного процесса, длящегося на протяжении десятков тысяч лет. В наши дни благодаря эффективности транспортных средств экзотические или прежде невыявленные вирусы имеют массу возможностей распространяться в новые для них регионы. Весьма вероятно, что ВИЧ и штаммы вируса СПИДа, инфицирующие обезьян, произошли от общего вирусного предка.

Эпидемия ВИЧ уже оказала  эмоциональное воздействие на наше общество и вызвала в нем раскол. Для многих эта эпидемия стала  поводом для ненависти к гомосексуалам; особенно отличаются этим люди неосведомленные, считающие, что, поздоровавшись с гомосексуалом за руку или попав в ресторане за обслуживаемый им столик, можно приобрести смертельную болезнь. Высказывалось мнение, что всех ВИЧ-инфицированных следует изолировать. Такое предложение абсолютно неприемлемо с общечеловеческих позиций, да и просто нереально, поскольку изолировать на много лет пришлось бы примерно 1,5 млн. американцев, инфицированных в настоящее время ВИЧ.

Согласно полученным данным более 75% ВИЧ–инфицированных не знают  о правах и льготах гарантируемых  Законом.

Корни стигмы в области  ВИЧ /СПИДа и, как ее следствие, проявления дискриминации в отношении ЛЖВ, прежде всего, кроятся в недостаточной информированности населения и конкретных знаниях по профилактике ВИЧ/СПИДа.

Результаты исследования показали не только недостаточный общий  уровень знаний по профилактике ВИЧ, но и низкий уровень знаний по правовым вопросам, законодательству, более  того, это было отмечено среди профессионалов, которые в силу своих обязанностей должны владеть данной информацией.

Стигматизация данного заболевания  началась с момента возникновения  эпидемии ВИЧ и ее распространения  в мире и породила страх перед  данной болезнью. Особо страх заражения  выражается при необходимости оказания услуг для ВИЧ-инфицированных, в частности со стороны медицинских работников. Сейчас многое начинает меняться. Значительно улучшилось отношение (особенно не медиков) к инфицированным. Люди, в чью жизнь ВИЧ входит как своя болезнь или болезнь близких, любимых, понимают: от проблем уже не отмахнешься, о них надо думать каждый день и каждый день что-то предпринимать. Причем, на самом деле все обстоит не так гипертрофированно страшно, как представлялось раньше, хотя и не просто.

Стратегия борьбы с дискриминацией обуславливает усиление работы местных  органов власти и средств массовой информации, сферы культуры и искусства  и конечного здравоохранения. Роль СМИ в изменении сознания общества очень значительна, и использование  их возможностей является очень важным инструментом в снижении стигмы и  дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным со стороны общества.

Результаты проведенного исследования показали, что на уровне городов и районов роль СМИ  в снижении уровня дискриминации  не очень высока. Результаты исследования показали, что наличие репортажей, где работникам СМИ приходилось  общаться непосредственно с ВИЧ-инфицированными  людьми, не велико, что в частности  объясняется и не желанием самих  ВИЧ инфицированных афишировать  свой диагноз перед журналистами, но все же им нужно помогать, разговорить и поддерживать связь с обществом надевая замыкаться на своих проблемах.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

 

Нормативно – правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года//Российская газета от 25 декабря 1993 года № 237
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 05 декабря 2011года.- М: ГАРАНТ, 2005.- С. 320
  3. Федеральный Закон  РФ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30.03.95 г. (в ред. Федеральных Законов от  18.07.96 №112-ФЗ, 07.01.97 №8-ФЗ) //СПК «Гарант»
  4. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 г. (в ред. Федеральных Законов от 27.07.10 №227-ФЗ, 01.07.11 №169-ФЗ, 11.07.11 №205-ФЗ)//СПК «Гарант»                                                                                     
  5.       Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. (в ред. Федеральных Законов от 22.12.08 № 269-ФЗ, 28.04.09 № 72-ФЗ, 24.07.09 № 213-ФЗ)// СПК «Консультант Плюс» 
  6.        Указ Президиума ВС СССР от 25 августа 1987 г. N 7612-XI «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» (с изменениями от 24 апреля 1990г.)//СПК«КонсультантПлюс»     

                                                                                                                                                                                                                                                              Литература:                                                         

  1.      Аржаникова А., Бартенева З., Дите В., Крашенинникова И., Речнов Д. Организация и поддержка служб по социальному сопровождению для уязвимых групп – М.: Издательство «СПИД Фонд Восток-Запад», 2006
  2.      Бородкина О.И. Институционализация социальной профилактики общественно-опасных заболеваний в Российской Федерации / Автореф. дис. докт. социол. наук. – СПб: С.-Петерб. гос. ун-т 2008. – С. 300
  3.     Кольцова О.В. Роль социального работника в оказании паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДе: Руководство – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 200 .-С. 487
  4.     Кольцова О.В. Роль специалиста по социальной работе в построении общей помощи пациентам «Центра СПИД» // Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения / под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2005 - C. 433
  5.      Кушлекайте М. И. и др. Отношение медицинских сестер к инфицированным ВИЧ и больным СПИДом // Социологические исследования. – 2006 г. – № 5. – С. 757
  6.      Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения / под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2005
  7.      Онищенко Г. ВИЧ-политизированный // Российская газета - № 3719 – 15 марта – 2005
  8.      Основы социальной медицины. / Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 368
  9.       Паллиативная помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом: Учебный материал для членов команды по оказанию паллиативной помощи – М.: Издательство Фонд «Российское здравоохранение», 2006 – С. 365
  10.      Покровский В.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В. ВИЧ-инфекция: Информационный бюллетень Федерального НМЦ ПБ СПИД Министерства Здравоохранения РФ N 27- М.: Изд-во Центрального НИИ эпидемиологии МЗ РФ, 2005 – С. 360
  11.      Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М., 2006. — С. 256
  12.      Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности // Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 596.
  13.      Хан Г.Н. Мультипрофессиональная команда объединение вокруг потребностей пациента // Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения / под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2005. - С. 293
  14.      Шурыгина Ю.Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – С. 100
  15.      Ющук Н.Д., Нагибина М.В., Венгеров Ю.Я., Шахгильдян В.И., Чепцов В.Б. и др. Интенсивная и паллиативная терапия больных ВИЧ-инфекцией. // Лечащий врач.- №9.-2008.-С. 495
  16.      Ясавеев И.Г. СМИ и ситуация с ВИЧ/СПИДом в России // СООДС. - 2006. - №12. - С. 356.
  17.     Аржаникова А., Бартенева З., Дите В., Крашенинникова И., Речнов Д. Организация и поддержка служб по социальному сопровождению для уязвимых групп – М.: Издательство «СПИД Фонд Восток-Запад», 2006
  18.     Бородкина О.И. Институционализация социальной профилактики общественно-опасных заболеваний в Российской Федерации / Автореф. дис. докт. социол. наук. – СПб: С.-Петерб. гос. ун-т 2008. – С. 420
  19.      Кольцова О.В. Роль социального работника в оказании паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДе: Руководство – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 200 .- С. 200
  20.      Кольцова О.В. Роль специалиста по социальной работе в построении общей помощи пациентам «Центра СПИД» // Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения / под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2005 - C. 434
  21.      Кушлекайте М. И. и др. Отношение медицинских сестер к инфицированным ВИЧ и больным СПИДом // Социологические исследования. –2006 г.– № 5 (265). – С. 459
  22.      Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения / под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2005
  23.      Онищенко Г. ВИЧ-политизированный // Российская газета - № 3719 – 15 марта – 2005
  24.       Основы социальной медицины. // Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. – М.: Изд-й центр «Академия», 2007. – С. 368
  25.       Паллиативная помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом: Учебный материал для членов команды по оказанию паллиативной помощи – М.: Издательство Фонд «Российское здравоохранение», 2006 – С. 451
  26.        Покровский В.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В. ВИЧ-инфекция: Информационный бюллетень Федерального НМЦ ПБ СПИД Министерства Здравоохранения РФ N 27- М.: Изд-во Центрального НИИ эпидемиологии МЗ РФ, 2005 – С. 346
  27.         Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / /Под ред. Л. М. Шипицыной. — М., 2006. — С. 256
  28.         Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности // Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 596
  29.         Хан Г.Н. Мультипрофессиональная команда объединение вокруг потребностей пациента // Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения // под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2005. - С. 293
  30.        Шурыгина Ю.Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – С. 345
  31.         Ющук Н.Д., Нагибина М.В., Венгеров Ю.Я., Шахгильдян В.И., Чепцов В.Б. и др. Интенсивная и паллиативная терапия больных ВИЧ-инфекцией. // Лечащий врач.- №9.-2008.-С. 495
  32.        Ясавеев И.Г. СМИ и ситуация с ВИЧ/СПИДом в России // СООДС. - 2006. - №12. - С. 894
  33.        Асмолов А.Г. Психология личности: учебник // А.Г. Асмолов.–М .: Изд-во МГУ, 1990. – С. 367
  34.        Бородкина О.И. К вопросу о подготовке социальных работников для работы с ВИЧ-инфицированными // О.И. Бородкина, П.В. Гирченко., рус. журн. ВИЧ / СПИД и родств. проблемы. 2001 . Т. 5, N 1. – С. 666
  35.        Быкова В.М. Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: спецкурс / В.М. Быкова – Томск: Тесей, 2002. – С. 312
  36.         Топчий Л.В. Этика социальной р<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-siz

Информация о работе Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)