Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – особенности взаимоотношений ВИЧ-инфекционных людей и общества.
Цель исследования - выявить особенности отношения общества к людям зараженным ВИЧ-инфекциями.
Для реализации этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
- изучить историко-теоретические аспекты появления ВИЧ-инфекции и проблемы людей зараженных ВИЧ-инфекциями;
- выявить образ ВИЧ-инфицированных больных;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историко-теоретический аспект изучения проблем людей зараженных ВИЧ-инфекциями…………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность ВИЧ-инфекции, ее особенности и формы……………………………………………………………………………...6
1.2 История появления ВИЧ-инфицированных людей и развитие системы профилактики ВИЧ-инфекции в России и за рубежом…………………………………………………………………………..12
1.3 Психологические проблемы и нужды ВИЧ-инфицированных людей……………………………………………………………………………..21
Глава 2. Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании общества и отношение к ним…………………………………………………...27
2.1 Дискриминация на уровне институциональных организаций……….27
2.2 Отношение семьи, общин и религии к ВИЧ-инфицированным……..38
Глава 3. Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности……….44
3.1 Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированных…………………………………………………………..44
3.2 Основные направления профилактики ВИЧ-инфицированных средствами культуры и искусства………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников информации……………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ш.docx

— 160.05 Кб (Скачать файл)

Во время оказания помощи важно не мешать человеку с ВИЧ-инфекцией  проходить все фазы кризиса, не подгонять  его. Вы просто должны быть рядом, показывая  свое участие, заботу и готовность помочь. Эти проблемы и поведение инфицированного  человека – защитные механизмы, помогающие выжить в таких сложных обстоятельствах. Они могут длиться больше или  меньше, заменять друг друга или  существовать отдельно. Только надежда  остается на всех стадиях. Инфицированные люди надеяться выжить и вылечиться. Эта надежда помогает справиться с болью, дает духовную силу и помогает видеть смысл в страдании, понять, что у боли есть свои причины. Поддержка этой надежды – наш общественный долг и честь в общении с ВИЧ-инфицированными людьми. Через это общение мы можем улучшить свои знания.

 

Глава 2. Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании и  отношение к ним

 

2.1 Дискриминация на уровне институциональных  организаций

 

Существующая дискриминация  на уровне институциональных организаций, в частности, на рабочих местах, в  медицинских учреждениях, тюрьмах, образовательных учреждениях и  социальных службах, закрепляет «первичную стигму» в институциональной  политике и практике, которая дискриминируют людей, живущих с ВИЧ, или приводит к неприменению антидискриминационной политики или процедур для борьбы с дискриминацией.

1. Ограничение в трудоустройстве,  как одна из форм дискриминации  ВИЧ-инфицированных.

Одной из форм дискриминации  по отношению к ВИЧ-инфицированным является нарушение их прав на трудовую деятельность. В соответствии, что ЛЖВ имеют право на профессиональную деятельность по избранной профессии, за исключением работы по специальностям и на должностях, установленных специальным перечнем.22

Для более детального изучения отношения целевых групп к  ВИЧ-инфицированным людям, с которыми они больше всего соприкасаются  в каждодневной жизни, было определено их отношение к своим коллегам, преподавателям, работникам сферы услуг, медицинским работникам относительно их права на трудовую деятельность по своей профессии.

 По мнению большинства опрошенных, ВИЧ-инфицированные не имеют право работать в системе образования и в сфере услуг. Так, из общего количества опрошенных, только более 39% отметили, что ЛЖВ имеют право работать в школах в качестве преподавателей, а 51% отметили, что они против их работы в школе. Более категоричными были в своих рассуждениях работники правоохранительных органов. Так, из общего количества опрошенных, 73% отметили, что учителя, зараженные ВИЧ инфекцией не имеют право работать в школе, такого же мнения придерживаются около 70% работников сферы услуг, 65,6% - религиозные деятели, 62,5% - СМИ, 50% - работники администрации города.

Даже у преподавателей не проявилась профессиональная солидарность к своим коллегам. Так, из общего количества учителей, более 50% отметили, что учитель, зараженный ВИЧ/СПИДом, не имеет право работать в системе образования. Более тревожным, по нашему мнению, является тот факт, что большинство сотрудников судебных и правоохранительных органов, администрации местных органов власти, которые, по специфики своей работы в соответствии с законами РТ, должны защищать права ЛЖВС, отрицательно ответили на этот ответ.

Результаты анкетирования  показали, что зачастую отрицательное  отношение респондентов к праву  ЛЖВ работать в качестве учителей в школе, влияет не только на знание законов, а, больше всего, играет психологический  фактор. Большинство респондентов отметили, что они знают, что ВИЧ/СПИД при  обычном контакте не переходит от ВИЧ-инфицированного к здоровому человеку, но, из-за того, что в школах учатся их дети, внуки, родственники, они на подсознательном уровне не могут преодолеть отрицательное отношение к ВИЧ-инфицированным.23

Более категоричное отношение  у респондентов было в предоставлении права ВИЧ- инфицированным работать в сфере услуг. Так, из общего количества опрошенных, более 77% отметили, что ВИЧ-инфицированные не имеют право работать в сфере услуг. Более отчетливо их отношение выявилось, когда им задали вопрос о том, что приобрели ли бы они продукты питания у ВИЧ-инфицированного продавца. Из общего количества респондентов около 70% отметили, что они бы не приобрели продукты питания у продавца, если бы знали, что он ВИЧ-инфицированный.

Сравнивая результаты данного  исследования с исследованием поведения  молодежи в возрасте 15-24 лет в  области ВИЧ/СПИДа, можно сделать вывод, что большой разницы во мнениях молодежи не наблюдается. Так, если из 2000 молодых людей в возрасте 15-24 лет, 62,1% отметили, что учителя, зараженные ВИЧ инфекцией, не имеют права работать в школе, то в данном исследовании 51% ответил также. Отношение к ВИЧ-инфицированным, работающим в сфере услуг, является у молодежи, в какой-то мере, более реальным. Так, если по данному исследованию более 77% респондентов были против работы ВИЧ-инфицированных в сфере услуг, то среди молодежи этот процент составил 70%.

Хотя по результатам исследования 59% отметили, что человек не может  быть уволен только по той причине, что он ВИЧ-инфицированный, у 1/3 части  опрошенных сложилось противоположное  мнение и более 12% еще не определились. Как и в предыдущих ответах, более  категоричными в своих рассуждениях оказались сотрудники правоохранительных органов, сферы услуг и администрации  местных органов власти. Так, 39% сотрудников  правоохранительных органов и 25% работников местных органов власти отметили, что человек может быть уволен с работы по причине того, что  ВИЧ-инфицирован. Это свидетельствует  о низком уровне их правовой грамотности, несмотря на то, что они, по специфики  своей деятельности, должны знать  эти законы. В какой-то мере можно понять работников сферы услуг, которые имеют меньше доступа к принятым в законам и уровень знаний среди них низкий. 24

Нарушение прав человека на труд, порождающийся при дискриминации, в особенности ВИЧ-инфицированных, усиливает последствия эпидемии не только для них, но и для членов их семей. От этого ВИЧ-инфицированные страдают не только от болезни, но и от множества других проблем, включающих отсутствие средств на лечение и обеспечение семьи.

2. Ограничения в праве  получения образования, как одна  из форм дискриминации ВИЧ-инфицированных.25

Люди становятся более  уязвимыми к инфекции, если не соблюдаются  их гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Например, уязвимость к ВИЧ инфекции повышается у детей, если они не могут реализовать  свое право на образование.

Результаты исследования показали, что не все опрошенные респонденты положительно отнеслись  к получению образования ВИЧ-инфицированными  детьми наравне со здоровыми детьми.

Из общего количества респондентов, более 42% отметили, что ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать занятия в  обычных школах со здоровыми детьми. Своё мнение большинство респондентов объяснили тем, что при контакте со здоровыми детьми они могут  заразить их; другие отметили, что ВИЧ-инфицированные дети требуют постоянного ухода  и их необходимо обучать в специализированных лечебно-образовательных учреждениях.

Больше всего категорично  отнеслись к доступу получения  ВИЧ-инфицированными детьми образования  в обычных школах сотрудники правоохранительных органов, как не странно, сами учителя, работники сферы услуг и работники средств массовой информации.

Респонденты, в большинстве  случаев, посчитали нужным предоставление ВИЧ-инфицированным детям отдельного образования, в связи с невозможностью посещения ими обычной школы  из-за проявления стигмы, либо по причине  нахождения детей на лечении.

В среднем, 84% респондентов отметили, что в случае необходимости ВИЧ-инфицированным детям должно быть предоставлено  образование отдельно по общеобразовательной  программе. Для снижения стигмы ВИЧ-инфицированных детей в общеобразовательных  школах большое значение имеет правильное отношение к ним со стороны  учителей и их одноклассников.

Правильные и дружеские  взаимоотношения между ВИЧ- инфицированными  детьми, их одноклассниками и учителями  может снизить уровень стигмы. Согласно результатам проведенного исследования, около 24% преподавателей общеобразовательных учреждений на вопрос о согласии на обучение ученика, зараженного ВИЧ инфекцией, дали отрицательный ответ, притом, что  более 48% из них проходили курсы  по преподаванию профилактики ВИЧ/СПИДа в школах. Более 70% из опрошенных преподавателей отметили, что они ведут занятия в школах, включающие элементы профилактики ВИЧ.

В соответствии с результатами исследования поведения молодежи в  возрасте 15-24 лет в области ВИЧ/СПИД более 48% опрошенных респондентов отметили, что они не будут общаться со своими одноклассниками и однокурсниками, если узнают, что те ВИЧ-инфицированные.26

Результаты исследования показывают, что, несмотря на все проводимые в школах мероприятия, необходимо усилить  работу с учениками, учителями, директорами  школ и сотрудниками районного отдела народного образования в пропаганде, направленной на снижение стигмы и  дискриминации по отношению к  ВИЧ-инфицированным детям.

Большинство респондентов, касаясь вопросов снижения стигмы и  дискриминации в системе образования, отметили, что необходимо внедрить в школьные программы вопросы здорового образа жизни, включая профилактику ВИЧ/СПИД.

3. Формы проявления дискриминации  по отношению к ВИЧ-инфицированным в медицинских учреждениях.27

Дискриминация в медицинских  учреждениях может проявляться: в понижении уровня ухода, отказа в доступе к уходу и лечению, проведении тестирования на ВИЧ без  согласия пациентов, нарушения конфиденциальности, включая раскрытие информации о  ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам, внешним организациям, негативное отношение и унижающее человеческое достоинство действие со стороны медицинского персонала.

Медицинские работники по специфики своей профессиональной деятельности входят в уязвимую группу лиц по отношению к ВИЧ/СПИДу. Исходя из того, насколько медицинские работники соблюдают меры предосторожности и меры профилактики заражения ВИЧ/СПИД при выполнении своих обязанностей, зависит не только их здоровье, но и здоровье других пациентов.

Исследования показали, что  врачи и средний медицинский  персонал в целом осведомлены  об универсальных мерах предосторожности в отношении ВИЧ в медицинских  учреждениях. Так, из общего количества опрошенных врачей и среднего медицинского персонала, 92% отметили, что они знают  о возможности передачи ВИЧ/СПИДа при общем использовании шприцов здоровым человеком и ВИЧ- инфицированным, а 97,1% - о возможности заражения в случае использования крови человека, не тестированного на ВИЧ, для переливания. При этом необходимо отметить, что из общего количества опрошенных врачей и среднего медицинского персонала, более 75% отметили, что они регулярно имеют контакт с кровью больного и с материалами, содержащими биологические жидкости. 87,5% медицинских работников отметили, что существует вероятность заражения их ВИЧ/СПИДом при контакте с кровью больного.

Результаты проведенного исследования показали, что все опрошенные медицинские работники указали  на использование одноразовых шприцов  в медицинских учреждениях. Также  респонденты указали, что не все  медицинские учреждения в полной мере обеспечены всеми необходимыми средствами для стерилизации инструментов и стерильными материалами. Так, из общего количества опрошенных медицинских  работников 75,4% отметили, что они  полностью обеспечены необходимыми средствами, 7,9% - не обеспечены, 16,7% - частично обеспечены. Данные показатели свидетельствуют  о том, что в данных медицинских  учреждениях существует опасность  заражения ВИЧ. На вопрос, является ли ВИЧ и СПИД одним и тем  же заболеванием, более 64,2% отметили, что  это не одно и тоже, а 33,8% отметили, что это одно и тоже.

Результаты исследования показали, что не все медицинские  работники готовы оказать медицинскую  помощь ВИЧ-инфицированным больным. Так, из общего количества опрошенных медицинских  работников, 62,5% отметили, что они  примут ВИЧ-инфицированных больных, как  и всех других пациентов, в то же время 20% врачей и 50% среднего медицинского персонала отметили, что они откажут  ВИЧ-инфицированным в приеме.28

На вопрос согласны ли они  принять участие в приеме родов  у ВИЧ-инфицированной роженицы, более 73% медицинских работников отметили, что согласны, 13% - не согласны и около 14% затруднились ответить. Своё несогласие в приеме родов, в основном, высказали  работники среднего медицинского персонала. Основной причиной своего несогласия они объяснили боязнью заражения ВИЧ-инфекцией. Большинство опрошенных медицинских работников отметили, что они, в случае необходимости, окажут пострадавшему ВИЧ-инфицированному первую медицинскую помощь, даже если это произойдет на улице. Большинство медицинских работников отметили, что при приеме на работу все медицинские работники обязательно должны проходить тестирование на ВИЧ. Более 87% медицинских работников отметили, что они ежегодно проходят тестирование на ВИЧ/СПИД.

Касаясь вопроса допуска  ВИЧ-инфицированного медицинского работника к работе, 62% отметили, что они не имеют право работать в медицинских организациях. По мнению опрошенных, ВИЧ-инфицированные медицинские работники могут работать по той медицинской специализации, в которой они не имеют прямого контакта с кровью или любой другой биологической жидкостью. Из общего количества опрошенных медицинских работников отметили, что нет необходимости информировать пациентов о положительном ВИЧ статусе врача. По их мнению, ВИЧ-инфицированный врач, по внутреннему распоряжению медицинских учреждений, не имеет прямого контакта с кровью больного. Разглашение ВИЧ статуса врача может отрицательно повлиять на репутацию медицинских учреждений и психологически воздействовать на пациентов при обращении к ним.29

Информация о работе Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)