Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Если мы отождествляем понятия «источник права» и «форма права», то получается, что смешиваем понятие позитивного права как «совокупности формально определенных и общеобязательных правил поведения» с понятием о том, откуда мы берем наши знания о праве и чем определяется само содержание юридических норм. Конечно, в положительном праве закрепляется признак общеобязательности правовых норм. Однако это не означает, что содержанием права является воля законодателя (государственной власти). Усмотреть источник права в государстве, его власти - это значит считать право силой в руках государственной власти.

Тогда государство может подчинить  себе все слои общества и его институты. Государство не создает право, а  придает ему определенную форму. Роль государства в правовом развитии общества заключается в том, чтобы создавать условия для нормального функционирования и развития правовых институтов.

А. Шопенгауэр писал: «Те, которые вместе со Спинозой отрицают, что вне государства  может существовать какое бы то ни было право, смешивают средства к осуществлению права с самим правом. Охрана права, разумеется, обозначена только в государстве, но самое право существует независимо от последнего, ибо насилие может только подавить его, но не уничтожить. Вот почему государство - это не что иное, как охранительное учреждение, ставшее необходимым вследствие тех бесчисленных посягательств, которым подвергается человек и которые он в состоянии отражать не в одиночку, а в союзе с другими людьми».

Под источниками права в формально  юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм. Форма права - это способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы.

Внутренняя форма системы права - это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых, структура (строение) системы права, то есть внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методом правового регулирования. Система норм права - это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности.

Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Билет № 8

Нормативно-правовые акты и их юридическая сила.

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового  акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

 

Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации  имеет свои особенности в связи  с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится  согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

В этом случае система нормативных  правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

По вопросам совместного ведения  РФ и ее субъектов образуется иерархический  структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • законы субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

  • законы субъектов РФ;
  • нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.

Каждый структурный ряд системы  нормативных правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Объединяет все три структурных  ряда Конституция РФ. которая устанавливает  не только предметы ведения Федерации  и субъектов РФ, но и способы  разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:

  • создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который может отменить антиконституционный акт;
  • отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами;
  • наделение Президента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.

Билет № 9

Основные правовые системы  современности

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

  1. отрасли;
  2. суботрасли (подотрасли);
  3. правовые институты;
  4. нормы права.

 

 

 

 

Билет № 10

Система российского  права

1) Система права - это совокупность действующих   правовых норм, внутреннее строение права, которое выражается в   согласованности правовых норм. Система права, её структура обусловлены   существующими в государстве политическими, экономическими и культурными   отношениями, развитие которых ведет к изменению системы права. Единство и   взаимосвязь между нормами права проявляется, во-первых, в конкретизации   общих норм в нормах менее общего порядка

Система права  есть внутренняя структура права.   Система права, выступая единым образованием, подразделяется в то же время на   нормы права, правовые институты, отрасли права. Отрасль права — это   совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу однородных   общественных отношений. В основе деления системы права на отрасли находятся   два критерия: предмет правового регулирования; метод правового  регулирования. Предмет правового регулирования — это   общественные отношения, регулируемые нормами соответствующей отрасли права.   Предмет правового регулирования указывает на то, что регулирует отрасль   права. Метод правового регулирования — это совокупность   способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения.   Правовой институт — это часть отрасли права, представляющая собой   совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения,   составляющие предмет правового регулирования соответствующей отрасли прав.   Так, в конституционном праве можно выделить институты основ конституционного   строя, основ правового положения личности, государственного устройства и др.

Общая характеристика отраслей права. Конституционное   (государственное) право является ведущей отраслью в системе права.   Конституционное, (государственное) право — это совокупность правовых норм,   регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Административное   право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные   отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.   Административно-правовые нормы закрепляют систему исполнительных органов   государства. Финансовое право объединяет правовые нормы,   регулирующие общественные отношения в сфере финансовой деятельности   государства. Гражданское право как отрасль права определяет   правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения   и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных   прав на результаты интеллектуальной деятельности . Семейное право —   это совокупность правовых норм, регулирующих семейно-брачные отношения.   Нормы семейного права устанавливают условия и порядок вступления в брак. Земельное   право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения,   связанные с рациональным и наиболее эффективным использованием земли. Трудовое   право — это совокупность правовых норм, которые регулируют трудовые   отношения. Нормы трудового права устанавливают условия возникновения и   прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и   времени, отдыха. Уголовное право объединяет юридические нормы,   регулирующие общественные отношения в области охраны общественного и государственного   строя, собственности, личности, прав и свобод граждан, правопорядка от   преступных посягательств. Гражданско-процессуальное право   регулирует отношения в области гражданского судопроизводства. Нормы   гражданского процессуального права закрепляют цели и задачи суда при   осуществлении правосудия по гражданским делам. Уголовно-процессуальное   право — это совокупность правовых норм, определяющих цели и задачи   уголовного судопроизводства. Уголовно-исполнительное право как   отрасль права регулирует отношения, связанные с исполнением мер уголовного   наказания. Экологическое право представляет собой совокупность   правовых норм, регулирующих отношения по поводу рационального использования   и охраны природных ресурсов.      

Билет № 11

Понятие и классификация отраслей права. Публичное и

 Понятие и классификация  отраслей права. Публичное и  частное право

Отрасль права это совокупность правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.  
Виды отраслей права:  
Конституционное, административное, финансовое, уголовное, гражданское, трудовое, земельное, угол-проц.право, гражд-проц.пр.  
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одного гос.во мира не может считать его своим.  
Деление права на публичное и частное имеет принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще Римские юристы.  
В любой системе права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего публичные интересы общества, государства в целом (конституционное. уголовное угол-проц., адимнистративное, финансовое, военное) и нормы защищиющие интересы частных лиц (гражданскоге, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское) Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.  
Классификация отраслей права: 1 профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. 2 специальные отрасли, где правовые режимы модифицированны, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право. 3 комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.  
Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое {относится} к пользе отдельных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения, одним из участников которых является государство. Частное же право, защищает интересы отдельных лиц в их взаимодействии с другими лицами. В этой сфере участники могут самостоятельно регулировать характер и содержание правоотношения. Частное - означает, что в сферу действия этого права недопустимо вмешательство государства. Но надо отметить, что между публичным и частным правом есть связь, в современном мире, ни частное, ни публичное право в чистом виде не существует. В публичном праве отражаются частные интересы (если нет, тогда публичное право умирает), и наоборот, в частном праве заинтересовано государство. В современных условиях широкое распространение получил институт договоров, в котором возможно максимально свободное волеизъявление сторон. Публичное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов государства и общества, и состоит из норм, регулирующих отношения, одним из участников которых является Г. Частное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов личности, и состоит из норм, защищающих интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях в другими лицами.  
Основания деления права на частное и публичное:  
1. Публичное право преимущественно связано с гос.вом, частное с отношениями между гражданами.  
2. Публичное право обеспечивает публичный интерес, а частное - частный интерес.  
3. Нормы публичного прав по содержанию чаще бывают общими и безличными, а нормы частного права обращены к субъективным правам граждан.  
Публичное право - нормы закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов гос.власти и управления формировании и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.  
Частное право - совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права