Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Марксистская теория. Право –  воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся  на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение  или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения.

Социологическая (Гарвардская) школа  права - одно из направлений науки  права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое  закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической  школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям». Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США. Другое название – Гарвардская школа.

Существенные признаки права. 

 

Одним из определяющих признаков, свойств  права, является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством. Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).                                                 

 

Функции права.

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права  на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Политическая  функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная  функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция – выражается в её способности  описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая  функция – оказывает прямое влияние  на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая  функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось  как общественное отношение или  как правовое отношение.

Есть  еще одна точка зрения на функции  права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая  функция – урегулирование спорных  вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

Билет № 6

Нормы права - понятие и структура

Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы  права относятся:

гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические  обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

диспозиция - часть нормы, содержащая само правило  поведения, указывающая на права  и обязанности сторон в регулируемом отношении;

санкция - часть нормы, предусматривающая  меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

В статьях нормативно-правовых актов  обычно встречаются нормы, имеющие  два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. "Гипотеза - диспозиция", "гипотеза - санкция" - это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- диспозиция", называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- санкция", называется охранительной нормой.

Действие  регулятивных норм дополняется действием  охранительных норм. Иными словами, при нарушении диспозиции регулятивной нормы гипотеза соответствующей  ей охранительной нормы может  рассматриваться в качестве звена, объединяющего их в единое целое, т. е. в так называемую логическую норму, в структуре которой можно различать три элемента, логику взаимосвязи которых выражает схема: "если - то - иначе" (гипотеза - диспозиция- санкция). Например, согласно п. 3 ст. 2 Закона Украины "О собственности", "каждый гражданин в Украине имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лично или совместно с другими". Право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом охраняется, в частности, действием норм Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за преступления против индивидуальной собственности граждан.

Таким образом, гипотеза, диспозиция, санкция - это взаимосвязанные структурные элементы нормы права, при наличии которых она (норма) является полноценным регулятором общественных отношений в плане ее обеспеченности охраной государством от нарушений. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности.

Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных  норм предполагает, что вопрос о  привлечении правонарушителя к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.

Билет № 7

Понятие и виды источников права

Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, то есть систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.

Источник - это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники  права в широком и узком  смысле слова. В учебной литературе есть и другие классификации источников права: в материальном, в идеологическом и формально-юридическом смысле. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.

Существующие различные расхождения  в трактовке понятия «источник  права» объясняются различными подходами  к правопониманию (социальной природы  и сущности права). Если в основе правопонимания лежит нормативистский  подход, то обычно под источниками права понимают волю законодателя, то есть правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать положительное (законодательное) право.

Термин «источник права» может  иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения  юридических норм, действующих в  каждом обществе. Это нормотворческая  деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях - всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм.

В нормативных юридических актах  выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят  общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, то есть то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. Появление и действие права обусловлено не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни.

К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов. Существующий уровень правовой культуры общества - это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура - это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.

Идейно-теоретическими источниками  права являются представления и воззрения известных ученых политико-правовой мысли о свободе и равенстве, справедливом праве, правах и свободах личности, разделении властей, правовом государстве, мировом правопорядке и др. Правовые идеи воплощают в себе осознание людьми своих интересов в праве. Сторонники естественного права видят в природе (источнике) права качество самой личности, ее естественные неотчуждаемые права и свободы.

Известный отечественный ученый-юрист  П. И. Новгородцев считал естественное право как качество вечного, неотъемлемого права человеческой личности, имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности1. Право, которое исходит от государства, от государственной власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, представители естественно-правовых концепций называют как положительное, позитивное или объективное право.

Если говорить о природе права, то необходимо иметь в виду, что  под источниками права понимаются естественные неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Все известные истории первые или ранние юридические акты уже закрепляли права и свободы личности. Например, Великая хартия вольностей 1215 года закрепляла положение о том, что ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имени иначе, как по приговору, вынесенному равными по положению судьями и по законам страны.

Аналогичные положения содержат знаменитый Хабеас корпус акт 1679 года, французская  Декларация прав человека и гражданина 1789 года и т. д. Конституция США 1787 года с ее десятью поправками, составляющими Билль о правах, закрепила естественные права человека и объявила их высшей ценностью в обществе. Лишь в ХХ веке общее развитие мировой цивилизации, личностного начала в культуре, понимание самоценности и уникальности человека, его основных прав и свобод привели к тому, что право в демократических государствах стало цивилизованным средством регулирования общественных отношений, инструментом защиты всех и каждого. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах, становятся ядром конституций цивилизованных демократических государств.

Конституция Российской Федерации (гл. 2) содержит целый раздел о правах и свободах человека и гражданина, что говорит об универсальности этих прав. Конституция признает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Это принципиальное положение Основного закона касается происхождения основных прав и свобод. Человек имеет основные права и свободы от рождения, а не от государства, которое, если придерживаться этатистских теорий, может «даровать» права и свободы по своей «милости» или отнимать их по своему произволу.

Это примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и политической системы не личность человека с его неотчуждаемыми правами и свободами, а государство. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» - таков основной дух новой Конституции РФ, которая провозгласила Россию демократическим и правовым государством.

В отечественной юриспруденции  под «источниками права» традиционно  понимаются внешние формы выражения (установления) правовых норм. Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если объединить эти понятия, то получится, что источником права является воля законодателя, хотя на самом деле это не так. Тогда искажается истинная природа права, его социальная сущность. «Форма права» показывает, как содержание права выражено вовне, то есть внешнее выражение правовых норм, а «источник права» - истоки формирования права, система факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права