Надзорное производство в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и значения надзорного производства в гражданском процессе с учетом последних изменений в ГПК РФ .
Для достижения поставленной цели в курсовой работе основными вопросами (задачами), подлежащими исследованию, были выбраны:
- изучение сущности и значения пересмотра судебных актов в порядке надзора, а также исследование тенденций развития надзорного производства;
- исследование процессуального порядка рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции с учетом последних изменений ГПК РФ, в том числе порядка надзорного обжалования судебных актов, особенностей рассмотрения дела в порядке надзора, а также полномочий суда надзорной инстанции;
- составление выводов по выбранной теме исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора
6
1.1. Надзорное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса
6
1.2. Тенденции развития надзорного производства в гражданском процессе на современном этапе
9
Глава 2. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
14
2.1. Порядок надзорного обжалования судебных актов и рассмотрения гражданских дел в порядке надзора
14
2.2. Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе 19
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

403140К.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

О необходимости реформирования проверки судебных актов в порядке надзора говорилось и ранее в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы.11

В указанном документе было предусмотрено, что одним из направлений реформирования судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах является подготовка плана действий по принятию и осуществлению мер, которые необходимы для предотвращения нарушений требования правовой определенности процедурой пересмотра в порядке надзора в российском гражданском судопроизводстве.12

По мнению Е.М. Переплесниной результатом реорганизации системы пересмотра судебных постановлений станет недопустимость отмены решений суда, вступивших в законную силу, следовательно, они будут подлежать обязательному исполнению.13

В настоящее время в Российской Федерации начат новый этап судебной реформы, одним из важнейших моментов которого является объединение двух высших судебных инстанций.

Особо следует отметить недавно принятый в рамках нового этапа реформы судебной системы федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05 февраля 2014 года N 3-ФКЗ.14

Упомянутый федеральный конституционный закон объединяет два высших суда – Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Указанные судебные органы ранее осуществляли свои полномочия обособленно, в том числе и полномочия по пересмотру в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В соответствии с упомянутым законом Верховный Суд Российской Федерации будет единственным высшим судебным органом, осуществляющим судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Также следует отметить, что к Верховному Суду Российской Федерации в силу указанного закона перейдут полномочия по разрешению экономических споров, ранее входившие в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кроме того, существенное значение в правовую регламентацию деятельности Верховного Суда Российской Федерации как суда надзорной инстанции вносится и недавно принятым законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».15

В связи с начавшимся новым этапом реформы судебной системы Российской Федерации, в том числе и объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, начали появляться отдельные публикации на данную тему.

Например, Г.Т. Ермошин придерживается мнения, что изменение надзорного производства, объединение двух вышестоящих судебных инстанций является одним из серьезных шагов в развитии правового регулирования российской судебной власти.16

Подводя итог анализу тенденций развития надзорного производства на современном этапе, можно утверждать, что новый этап судебной реформы будет способствовать более эффективной деятельности судебной системы, в частности, по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

 

2.1. Порядок надзорного обжалования судебных актов и рассмотрения гражданских дел в порядке надзора

 

Процессуальный порядок надзорного обжалования судебных актов и рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции регламентируется непосредственно ГПК РФ.

Действующий ГПК РФ в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»17 четко разграничил основания для изменения или отмены судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке.

Упомянутый федеральный закон существенным образом реформирует систему пересмотра решений судов общей юрисдикции по гражданским и административным делам.

Так, данным федеральным законом в ГПК РФ была введена новая глава 41.1 о производстве в суде надзорной инстанции.

Рассмотрение дел в порядке надзора в гражданском процессе осуществляется судом надзорной инстанции, которым в Российской Федерации судом надзорной инстанции является Президиум Верховного Суда Российской Федерации, который в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ18 входит в состав Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 391.1 ГПК РФ Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений, перечень которых содержится в части 2 статьи 391.1 ГПК РФ.19

Осуществление Президиумом Верховного Суда Российской Федерации полномочий по осуществлению судебного надзора за деятельностью подчиненных ему судов, в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, закреплено статьей 126 Конституции Российской Федерации.20

Основанием для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 391.1 ГПК РФ являются жалобы лиц, которые участвовали в деле, а также жалобы других лиц, в случае если этими судебными постановлениями нарушены их права, свободы и законные интересы.

Частью 2 статьи 391.1 ГПК РФ предусматривается, что в порядке надзора могут быть обжалованы следующие судебные акты:

1) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, которые вступили в законную силу, в случае если такие решения являлись предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

2

) решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, которые вступили в законную силу, в случае если указанные решения и определения являлись предметом апелляционного рассмотрения;

3

) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

4) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, которые выносились указанными коллегиями, как в апелляционном порядке, так и в кассационном порядке.

Произведенная реформа процедур пересмотра судебных актов сильно сблизила кассационный порядок обжалования и обжалование судебных актов в порядке надзора.

В порядке надзора в соответствии с новой редакцией ГПК РФ могут быть обжалованы только те гражданские дела, которые уже были рассмотрены по первой инстанции в Верховном Суде Российской Федерации либо в порядке апелляционного или кассационного обжалования.

Таким образом, значительное число судебных актов уже будет невозможно пересмотреть в порядке надзора.

Тем не менее, указанное вовсе не означает, что такие судебные акты не могут быть больше пересмотрены: после вступления в законную силу большая часть данных актов может быть пересмотрена в кассационном порядке. 21

Порядок и срок подачи надзорной жалобы и (или) надзорного представления регламентируются

 

статьей 391.2 ГПК РФ, согласно которой указанные процессуальные документы должны

подаваться непосредственно в Верховный Суд РФ.

Частью 2 упомянутой статьи устанавливается срок на обжалование в порядке надзора

судебных постановлений, указанных в части 2 статьи 391.1 ГПК РФ, в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Содержание надзорной жалобы и (или) надзорного представления и общие требования при подаче указанных процессуальных документов устанавливается статьей 391.3 ГПК РФ.

В случае, если указанные процессуальные документы не буду соответствовать требованиям указанной нормы закона, в силу ст.391.4 ГПК РФ они будут подлежать возврату без рассмотрения по существу.

В случае, если указанные процессуальные документы соответствуют требованиям, установленным статьями 391.1 – 391.3 ГПК РФ, в силу части 1 ст.391.5 ГПК РФ они будут изучаться судьей Верховного Суда РФ.

После изучения надзорной жалобы, надзорного представления судья Верховного Суда РФ выносит определение либо

об отказе в их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (в случае, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора), либо о передаче указанных процессуальных документов вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы и (или) надзорного представления устанавливаются статьей 391.6 ГПК РФ, в соответствии с которой указанные процессуальные документы должны быть рассматриваться в Верховном Суде РФ не более двух месяцев, в случае если дело не было истребовано, и не более трех месяцев, в случае если дело было истребовано (без учета времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ).

В силу части 2 упомянутой статьи

Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности имеют право продлить срок рассмотрения надзорной жалобы и (или) надзорного представления, но не более чем на два месяца.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора установлены в статье 391.9 ГПК РФ, в том числе к таким основаниям относятся:

-  нарушения

прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

- нарушения п

рав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

- нарушения 

единообразия в толковании и применении судами норм права.

Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы и (или) надзорного представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ регламентируются статьей 391.10 ГПК РФ.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя регламентируются статьей 391.11 ГПК РФ.

В.Н.

Кузнецов отмечает, что до подписания закона об объединении Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указанные органы по отдельности (в рамках своей компетенции) осуществляли судебный надзор за деятельностью судов в процессуальных формах, предусмотренных федеральным законодательством.22

К.К. Магомедова подчеркивает, что на судебное разбирательство в суде надзорной инстанции, как и на судебное разбирательство в нижестоящих судах, распространяется конституционный принцип открытости и гласности судебного разбирательства, закрепленный в части 1 статьи 123 Конституции РФ.23

Довольно часто одним из основных участников в рассмотрении дела в порядке надзора является прокурор, поскольку наиболее широко прокурорское обеспечение законности и публичного интереса осуществляется в именно гражданском процессе.24

В силу ч.3 ст.391.1 ГПК РФ правом на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч.2 ст.391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, обладают Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Некоторые авторы считают, что в настоящее время имеются некоторые проблемы, связанные с рассмотрением дел в порядке надзора.

Так, В.Н. Кузнецов считает, что имеются проблемы, связанные с установленным порядком рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде Российской Федерации, а именно действующим законодательством искусственно создано ограничение прав граждан на объективное судебное разбирательство.

В связи с указанными обстоятельствами, В.Н. Кузнецов предлагает установить процессуальную возможность обжалования определения судьи Верховного Суда РФ об отказе в истребовании дела.25

 

2.2. Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе

 

Новой  редакцией ГПК РФ была исключена возможность дублирования судом надзорной инстанции функций суда кассационной инстанции, также осуществляющей проверку судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Таким образом, в отношении пересматриваемого судебного постановления суд надзорной инстанции может воспользоваться только указанными в законе полномочиями.

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации закреплены в статье 16 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 указанного закона Президиум Верховного Суда РФ как суд надзорной инстанции осуществляет в порядке надзора проверку судебных актов, которые вступили в законную силу.

Указанное полномочие суда надзорной инстанции вытекает из федерального законодательства и обусловлено необходимостью обеспечения единства судебной практики, а также обеспечения законности принимаемых нижестоящими судами судебных актов.

Согласно пункта 2 части 1 статье 16 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в компетенцию Президиума Верховного Суда РФ входит право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле.

Информация о работе Надзорное производство в гражданском процессе