Квалификация массовых беспорядков по элементам состава преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является проведение уголовно-правового анализа массовых беспорядков и попытка определить пути повышения эффективности борьбы с ними, а также разработать в этом русле научно – обоснованны рекомендации законодательного и практического свойства.
Для достижения указанной цели сформулированы следующие основные задачи:
- исследование исторических этапов развития уголовно-правовой нормы и ответственности за совершение массовых беспорядков;
- раскрытие сущности и определение понятия массовых беспорядков;
- уголовно-правовой и криминологический анализ массовых беспорядков;
- выявление причин возникновения, социально - психологических признаков и особенностей, свидетельствующих о повышенной социальной опасности преступлений данного вида, и лиц их совершивших;
- изучение социально-правовой природы массовых беспорядков и иных групповых преступлений, схожих по своей внешней природе с массовыми беспорядками;

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие массовых беспорядков
1.1 Массовые беспорядки: исторический экскурс в проблематику массовых беспорядков
1.2. Понятие и классификация массовых беспорядков
1.3 Международно-правовые нормы и зарубежное законодательство о массовых беспорядках
Глава 2 Квалификация массовых беспорядков по элементам состава преступления
2.1 Объект массовых беспорядков
2.2 Объективная сторона массовых беспорядков
2.3 Субъективная сторона массовых беспорядков
2.4 Субъект массовых беспорядков
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

беспорядки1.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

     В юридической литературе обоснованно отмечается72, что в состав массовых беспорядков входят и действия, заключающиеся в их подготовке: изготовление и распространение листовок и иных печатных изданий, публичные выступления, призывы, направленные на то, чтобы собрать толпу и склонить ее к совершению погромов, разрушений, поджогов и иных подобных действий.

     Представляется, что деятельность организатора массовых беспорядков может проявляться:

     1) В предварительной деятельности, когда действия виновного непосредственно направлены на подготовку массовых беспорядков,

     2) В непосредственном руководстве толпой при совершении массовых беспорядков.

     Судебная  и следственная практика выработала определенную позицию и относит  к организации массовых беспорядков  подготовку и распространение различными способами призывов к совершению действий, указанных в диспозиции ст. 212 УК РФ, собрание различными способами толпы, осуществление непосредственного руководства толпой, подстрекательство толпы к совершению погромов и других подобных действий, разработку плана совершения беспорядков, определение времени и места совершения беспорядков, определение объекта посягательства, распределение функций среди участников и т.п.

     Наличие любого из перечисленных действий является достаточным для признания лица организатором массовых беспорядков.

     Первые  преступления, совершенные в ходе массовых беспорядков, сплачивают толпу  и провоцируют ее на участие в  уголовных правонарушениях - в том  числе лиц, не проявлявших до этого  криминогенной активности.

     Среди участников массовых беспорядков имеет  место слабо выраженная специализация ролевой деятельности: организаторы порой являются одновременно исполнителями преступных акций. Цели и пути их достижения у организаторов и исполнителей могут не совпадать.

     Однако, если на начальном этапе массовых беспорядков эти различия проявляются не столь резко, то в последующем указанные несовпадения способствуют выходу исполнителей из-под контроля организаторов и малопредсказуемому развитию ситуации73.

     Таким образом, как следует из изложенного  выше, "организация" массовых беспорядков может состоять из двух действий конкретного субъекта:

     1. Совершения определенной совокупности организационно-подготовительных действий;

     2. "Организация" как конкретная  деятельность лица, находящегося  в толпе и взявшего на себя  руководство ею74.

     При изучении роли организатора массовых беспорядков возникает проблема отграничения деятельности организатора от других форм соучастия, таких как  подстрекательство и пособничество. Как следует из приведенного выше судебного примера, это обусловлено тем, что действия организатора беспорядков часто объективно содержат в себе признаки и активного участия и подстрекательства, и пособничества в совершении погромов и других действий. По этому поводу М.И. Ковалев отметил, что "организатор преступления может быть объективно и в роли подстрекателя, и в роли исполнителя, и в роли пособника, или одновременно в двух и даже трех указанных выше "ролях"75. Сложность квалификации организаторской деятельности заключается и в том, что в отдельных случаях она может состоять как из призывов к совершению массовых беспорядков, так и из действий, направленных на предоставление участникам беспорядков всякого рода орудий и средств, облегчающих их совершение.

     Только  в результате точного установления признаков организации, пособничества и подстрекательства и их разграничения возможна правильная правовая оценка действий виновных и в соответствии с содеянным назначение наказания.

     Деятельность  лиц, призывающих толпу к совершению противоправных действий (если в их действиях нет признаков организаторской деятельности), должна быть квалифицирована как соучастие в массовых беспорядках в форме подстрекательства.

     Те  лица, которые непосредственно не участвовали в совершении погромов, разрушений, поджогов и других действий»  но своими действиями способствовали их совершению (к примеру, предоставлением транспортных средств, укрытием предметов и орудий преступления, сообщением сведений об объектах посягательства и т. п.), либо склоняли отдельных граждан к участию в массовых беспорядках, должны признаваться пособниками либо подстрекателями массовых беспорядков. При этом эти лица должны осознавать связь своих действий с массовыми беспорядками76.

     При уголовно-правовой оценке фактов непосредственного  совершения участниками массовых беспорядков  погромов, разрушений, поджогов и других действий необходимо исходить из того, что данная форма преступной деятельности в ходе массовых беспорядков занимает значительное место.

     Насилие представляет собой причинение вреда  здоровью различной тяжести, либо побоев и истязаний. Указанные деяния охватываются признаками состава массовых беспорядков (ст. 212), за исключением умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111), что требует квалификации по совокупности преступлений. Этим составом не охватываются совершенные в ходе массовых беспорядков убийства, изнасилования при особо отягчающих обстоятельствах, посягательства на жизнь работника милиции, бандитизм. При совершении указанных деяний ответственность виновного наступает по совокупности преступлений.

     Судебная практика относит к массовым беспорядкам и факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы, либо арестованных и содержащихся под стражей в следственных изоляторах.

     Под погромами понимается причинение вреда  государственному, общественному, личному имуществу, посягательства на личность.

     Большинство авторов (Владимиров В.А., Галкин В.М. и  Марогулова И.Л., Кудрявцев В.Н. и  другие) толкуют понятие "погром" как разорение, разграбление жилых  помещений, магазинов, предприятий, осквернение памятников и других культурных ценностей, учинение насилия или издевательств над гражданами77.

     Понятие "разрушение" предполагает уничтожение  или повреждение имущества, железнодорожных  путей, средств связи, транспортных средств т.д.

     Уничтожение и повреждение имущества предполагает деяние в широком смысле слова: оно вмещает в себя всякое действие, причиняющее порчу или уничтожение имущества. Уничтожение или повреждение может быть совершено в результате массовых беспорядков различными способами:

     а) с применением механических, физических и химических средств;

     б) путем поджога;

     в) путем погрома;

     г) путем затопления и т.д.

     Предметом уничтожения и повреждения государственного и общественного имущества являются здания, сооружения, постройки, сельскохозяйственные машины, скот, средства связи и другое имущество, а также посевы, урожай, полезащитные, плодово-ягодные и другие насаждения78.

     Предметом уничтожения и повреждения могут  быть и памятники культуры, природные  объекты, взятые под охрану государства, лесные массивы.

     Таким образом, уничтожение и повреждение  имущества в результате массового  беспорядка является преступлением, посягающим на отношения собственности, но не направленным на обогащение.

     Общественно опасные последствия данного  преступления заключаются в уменьшении наличных фондов государственного имущества по его количеству или стоимости.

     Под поджогами понимаются действия, которые привели к пожарам зданий, жилых строений, имущества, включая автотранспорт, что привело к гибели скота, птицы и т.д. В результате совершенного поджога не имеет значений - частично или полностью уничтожены объекты пожара. Однако при квалификации такого действия, как поджог, необходимо учесть, не являлся ли поджог способом умышленного лишения человека жизни. В данном случае определяющим является установление умысла виновного79.

     Оказание  вооруженного сопротивления представителям власти относится к проявлениям  массовых беспорядков, а означает это  воспрепятствование осуществлению  органам власти своих функций  путем использования оружия, которое  имеют участники массовых беспорядков. При этом оружие понимается в узком смысле слова - как предметы, специально предназначенные для поражения живой цели. На ношение и хранение данного вида оружия требуется специальное разрешение.

     В литературе существует несколько определений  вооруженного сопротивления власти. Оказание его означает воспрепятствование с применением огнестрельного или холодного оружия представителю власти выполнить те или иные возложенные на него обязанности80. П.Ф.Тельнов считает, что вооруженное сопротивление власти - это противодействие представителю органов власти в деле выполнения его обязанностей путем применения или угрозы применения любого огнестрельного оружия, а также холодного оружия, ношение и хранение которых требует специального разрешения, т. е. предметов, предназначенных исключительно для поражения живой цели и не имеющих иного назначения81. Оказание вооруженного сопротивления представителям власти, по мнению А.И. Рарога82, означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций путем использования оружия участниками беспорядков.

     В.Н. Григорьев считает, что вооруженное  сопротивление власти - это противодействие  представителю государственной  власти при выполнении им обязанностей по охране общественного порядка  и безопасности, совершенное путем  применения или угрозы применения любого огнестрельного оружия, а также холодного оружия, ношение которого требует специального разрешения83.

     Во  всех перечисленных определениях авторы понимают оружие в узком смысле слова - как предметы, специально предназначенные  для поражения живой цели, на хранение и ношение которых требуется специальное разрешение.

     Представляется, что в определении вооруженного сопротивления власти предпочтительна  позиция Дьякова С. В. Тельнова П.Ф. Позиция, занятая В.Н. Григорьевым, к  сожалению, сводит действия представителя власти лишь к его обязанностям по охране общественного порядка и безопасности.

     Итак, под вооруженным сопротивлением власти при массовых беспорядках  следует понимать противодействие  выполнению представителями власти возложенных на них законом обязанностей или принуждение их к совершению явно незаконных действий путем применения или угрозы применения оружия, а равно других предметов, используемых в качестве оружия84.

     Применение  огнестрельного оружия и других орудий означает умышленное использование поражающих свойств и причинение потерпевшему или потерпевшим телесных повреждений.

     Под попыткой применения названных орудий следует, прежде всего, понимать действия, направленные непосредственно на причинение при помощи этих предметов физического вреда потерпевшему или потерпевшим85.

     Судебная  практика считает попыткой применения оружия (орудий) и в том случае, когда виновный (виновные) пытался  нанести телесные повреждения кругу  лиц, то есть когда относительно этих последствий действовал с косвенным умыслом, как это имеет место при размахивании ножом в толпе или беспорядочной стрельбе в людном месте.

     Представляется  важным определение момента окончания  преступления, заключающегося в организации  массовых беспорядков. По нашему мнению, моментом окончания данного преступления является учинение толпой действий, указанных в диспозиции статьи, т.е. насилия, погромов, поджогов, сопротивления представителям власти и т. д.

     Подтверждением  этого является обстоятельство, которое  отмечено Г.Ф. Поленовым86 и заключается в том, что в данном случае необходимо иметь ввиду не организацию группировок, а самих массовых беспорядков, участие не в группировке, а в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Информация о работе Квалификация массовых беспорядков по элементам состава преступления