Защита прав и интересов физических лиц в суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить, обобщить, систематизировать социально-правовые документы и нормы, регулирующие права и интересы граждан России.
Задачи исследования:
1.Изучить юридическую литературу по данной теме.
2.Проанализировать нормативно-правовую базу по защите прав и интересов физических лиц в РФ.
3.Раскрыть способы правовой защиты прав и законных интересов граждан в РФ.
4.Выявить особенности судебных форм защиты в РФ.
5.Проанализировать статистические данные и судебную практику на примере ООО «Профессионал».
6.Сформулировать предложения и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав и законных интересов физических лиц.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Основы защиты прав человека и гражданина
1.1. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.2. Механизмы и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ 19
Глава 2. Анализ защиты прав и интересов физических лиц (на примере ООО «Профессионал»)
2.1. Анализ состояния предприятия и его статистические показатели 33
2.2. Анализ судебной практики 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А. 58
Приложение Б. 60
Приложение В. 64
Приложение Г. 66

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом!!!.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия [28].

В профессиональной правозащитной деятельности недостаточно просто содействовать в защите или восстановлении прав обратившихся, необходимо исследовать ситуацию, определить истинные причины нарушения этих прав и найти наиболее эффективные способы их защиты, при которых возможно отстоять права не только отдельного человека, но и целой группы лиц и предотвратить новые нарушения. Статистический анализ обращений граждан позволяет определять наиболее слабые места в сфере соблюдения прав граждан в регионе.

Проходя практику в ООО «Профессионал» нами было рассмотрено огромное количество документов, в том числе была рассмотрена статистика обращений к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае,  статистику Генпрокуратуры РФ и др.

Количество обращений к Уполномоченному за последние два года изменилось незначительно: в 2012 г. обратилось 2122 человек, в 2013 г. – 1985(рисунок 1).

         

Рисунок 1. Динамика количества жалоб.

Снижение количества обращений можно связать в определенной мере с повышением эффективности работы органов власти, развитием системы общественных приемных, в работе которых принимают активное участие Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин, его заместители, депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, руководители органов государственной власти и местного самоуправления, привлекаемые эксперты. Стоит отметить развитие в крае институтов специальных уполномоченных в ряде важных сфер и активизацию в регионе деятельности по правовому просвещению населения, которая способствует развитию доступных форм правового информирования граждан и формированию навыка грамотного использования полученных знаний для самостоятельной защиты собственных прав.

Количество письменных обращений составило 1161. По-прежнему много желающих попасть непосредственно на личный прием к омбудсмену. 824 жителя края побывали на личном приеме у Уполномоченного и сотрудников аппарата.

В ходе рабочих поездок принято 228 человек. Все более активно граждане пользуются электронной связью, число таких обращений – 130.

Обращения жителей края к Уполномоченному поступают по различным каналам: почтовой связи, информационным системам общего пользования, через представителей (доверенных лиц), при проведении личных приемов, в ходе посещения учреждений уголовно-исполнительной системы и т.д. Среди тех, кто обратился к Уполномоченному за помощью по защите своих прав, были и такие, кто по различным причинам (возраст, состояние здоровья, территориальная отдаленность от краевого центра) обращались по телефону.

Заявления граждан поступали со всей территории Алтайского края, а также из других субъектов Российской Федерации (Красноярского края, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской, Московской областей, республик Алтай и Хакасия и пр.). Традиционно большинство их поступило от жителей краевого центра – 751, что составляет 38% от общего количества.

Доля обратившихся горожан составляет 48%. Сельские жители привыкли решать свои проблемы на местах, а иногда не имеют возможности оперативно обратиться к Уполномоченному. К сожалению, до сих пор на селе информированность о существовании института омбудсмена, его целях и возможностях остается достаточно низкой.

Как и в предыдущие годы, к Уполномоченному обращались инвалиды – 118, пенсионеры – 322, лица, подвергшиеся воздействию радиации – 28, ветераны труда– 18, члены многодетных семей – 20. Наибольшее число писем поступило от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы – 506 – это основная тенденция прошедшего года (рисунок 2).

Рисунок 2. Количество обращений граждан.

В прошедшем году несколько изменилась тематика поступивших обращений. Снизилось их общее число по вопросам жилищного обеспечения и ЖКУ (315 – в 2012,208 – в 2013). Но, как и прежде, граждане часто обращаются по вопросам, связанным с предоставлением жилья, проведения капитального и текущего ремонта многоквартирных жилых домов, качества и стоимости услуг ЖКХ и др. Недовольство работой управляющих организаций вызывает несвоевременное выполнение заявок населения, завышение, по мнению граждан, стоимости услуг по управлению многоквартирными домами, нарушение установленных сроков предоставления услуг. Все жалобы на действия ресурсоснабжающих компаний были связаны с начислением платы за так называемые «общедомовые нужды».

Большинство поступивших в 2013 году обращений – жалобы на действия или бездействие сотрудников правоохранительных органов – 271. Их суть: необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, жалобы на неэффективное расследование преступления по возбужденным уголовным делам, на приостановление предварительного следствия. Часть граждан указывает на несогласие с предъявленным обвинением, принуждение сотрудниками органов дознания и следствия к даче показаний, необходимых следствию, с использованием запрещенных законом способов. Подозреваемые и обвиняемые, помещенные в ИВС, жалуются на условия содержания в ИВС. Таких обращений – 24 (16 за прошлый год).

Право на социальное обеспечение занимает второе место в почте Уполномоченного. За 2013 год зарегистрировано 238 (12%) обращений по вопросам в этой сфере. Больше всего их связано с предоставлением социальных льгот, присвоением званий, установлением инвалидности. К уровню прошлого года снизилось количество жалоб на работу домов-интернатов.

Вопросы соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, занимают третье место среди общего количества жалоб, поступающих к Уполномоченному. Для всестороннего их рассмотрения практикуются выезды Уполномоченного и сотрудника аппарата в пенитенциарные учреждения.

Основная часть этих писем содержит просьбы о пересмотре судебных решений и жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов в связи с привлечением к уголовной ответственности. Отмечается увеличение количества обращений по вопросам медико-санитарного обеспечения осужденных и обжалования действий должностных лиц исправительных учреждений. Почти в 2 раза к прошлому году увеличилось количество просьб о переводе в другое исправительное учреждение, как правило, по месту жительства. Рост обращений о досрочном освобождении был связан с ожиданием принятия решения о проведении амнистии к 20-летию Конституции РФ.

При снижении числа обращений о правах детей, как и прежде, семьи Алтайского края беспокоятся об общедоступном и бесплатном дошкольном образовании. Также в письмах просьбы об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о помощи в решении проблем, связанных с усыновлением, опекунством и лишением родительских прав, взыскании алиментов и др.

Основные нарушения в трудовой сфере связаны с увольнением, невыплатой задолженности по заработной плате и пособий, положенных в связи с увольнением.

Сократилось количество жалоб на действия (бездействие) должностных лиц. Однако по-прежнему заявителями высказываются претензии к деятельности государственных и муниципальных служащих. В 2,5 раза увеличилось число претензий к должностным лицам управляющих компаний.

С 60 до 52 уменьшилось число просьб о содействии в вопросах миграционной сферы. При этом увеличилось число обращений по вопросам восстановления паспортов и обжалованию принятых решений о выдворении с территории РФ лиц, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы.

Из года в год увеличивается число обращений по обжалованию действий судебных приставов. Граждан не устраивают те меры, которые принимаются по розыску должников и их средств на погашение задолженностей. Встречаются факты, когда приставы допускают нарушение законодательства об исполнительном производстве, списывая в счет погашения долга 100% денег с пенсионных счетов (разрешается не более 50%).

Наибольшее количество обращений граждан связано с вопросами, относящимися к компетенции федеральных органов государственной власти (38%), органов государственной власти Алтайского края (15,5%) и органов местного самоуправления (20%). Оставшуюся часть составили письма в организации различных правовых форм (рисунок 3).

                

Рисунок 3. Компетенции органов власти.

Поступило большое количество просьб о предоставлении юридических консультаций и разъяснении вариантов решения проблем.

При работе с обращениями граждан Уполномоченный крайне редко принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы, гарантированное ему краевым законом, даже при наличии на то формальных оснований, например, вступившего в законную силу судебного решения.

Зачастую граждане напрямую обращались к Уполномоченному, минуя орган, призванный решать их проблемы. Соответственно, такие письма были направлены по принадлежности. В большинстве случаев Уполномоченным, даже после поступления ответа компетентного органа, заявителям давались дополнительные разъяснения о путях решения интересующих вопросов.

При получении жалоб от граждан, не исчерпавших правовых средств защиты, направлялись письменные разъяснения и рекомендации о возможных дальнейших действиях, прилагались проекты процессуальных документов (17%).

Таким образом, в результате проведенного анализа поступивших в 2013 году к Уполномоченному обращений следует отметить ряд тенденций, в числе которых: снижение общего числа обратившихся; уменьшение количества обращений по вопросам жилищного обеспечения, ЖКУ, реализации права на труд; увеличение обращений от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Традиционно не перестают беспокоить жителей края действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов и вопросы социального обеспечения [10].

Генпрокуратура РФ обнародовала статистику своей работы в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина за прошлый год. 
В сообщении пресс-службы ведомства отмечается, что в 2013 году особое внимание органы прокуратуры уделяли соблюдению прав граждан на труд и своевременную оплату труда, охране здоровья, защите социально уязвимых категорий населения: несовершеннолетних, пенсионеров, нетрудоспособных лиц, а также реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. На постоянной основе организовывались проверки исполнения законодательства о соблюдении трудовых, жилищных, пенсионных прав граждан, прав инвалидов и ветеранов при назначении и выплате им пенсий, пособий, социальных льгот. 
За указанный период прокурорами выявлено более 2 млн. нарушений, на незаконные правовые акты принесено 183 тыс. протестов, внесено свыше 305 тыс. представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено более 243 тыс. лиц, в суды направлено свыше 608 тыс. исков, большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено около 136 тыс. лиц, 44 тыс. лиц предостережены о недопустимости нарушения закона, возбуждено более 10 тыс. уголовных дел. 
В частности, более 600 тыс. нарушений выявлено в сфере оплаты труда. Судами удовлетворено 308 тыс. исков о взыскании задолженности по зарплате, около 19,5 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, более 17 тыс. должностных лиц – к административной, возбуждено 320 уголовных дел. Мерами прокурорского реагирования удалось погасить долги организаций перед работниками на сумму более 8 млрд. рублей[34].

Изучив статистику можно сделать небольшой вывод. Усилиями различных органов власти, представителей гражданского общества ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае остается стабильной и оценивается экспертами как удовлетворительная.

 

2.2.  Анализ судебной практики

 

Важность и значение судебной практики в системе нашего законодательства и судопроизводства безусловна велика. Все юристы, да и простые обыватели сталкиваются в первую очередь с неопределённостью закона, в части его толкования. Поэтому у нас так много недопонимания. Бывают такие случаи, когда каждая сторона считает себя, безусловно, правой по закону, без каких либо ссылок на справедливость и обоснованность своих утверждений.  При этом выводы сделаны именно исходя из закона. В таких случаях на помощь приходит судебная практика. Безусловно, что судебная практика не способна снять все вопросы относительно толкования закона, но всё же,  она способная задать вектор  его толкования.  Преимущества судебной практики заключается в том, что она изложена в разрезе конкретной ситуации, что позволяет сторонам как бы приоткрывать занавесу и подглядеть возможный исход будущего судебного акта, пологая, что всё остальное дело техники. Это самое большое заблуждение относительно применения судебной практики. Дело в том, что на уровне законодательства вопрос относительно применения судебной практики так и не решён, поскольку наша система законодательства существует в отрыве от прецедентного права, хотя к этому складываются все предпосылки. Например, судебная практика Конституционного Суда может менять законодательство и влиять на его трансформацию, но всё же сами судебные акты не являются законами. Существует и другая проблема судебной практики, вытекающая из первого утверждения. Дело в том, что Суды зачастую отказываются принимать доводы сторон, относительно толкования закона ссылающихся на имеющуюся судебную практику, обосновано утверждая то, что право нашего государства не является прецедентным. В таких случаях появляется другое толкование одного и того же вопроса в разрезе  судебной практики.

Обобщение судебной практики относится к одному из наиболее эффективных способов выявления случаев принятия различных решений по одним и тем же вопросам, установления других недостатков, допускаемых арбитражным судом при разрешении споров, определения причин их возникновения. Результаты обобщения являются основанием для подготовки предложений, направленных на совершенствование законодательства и выработку рекомендаций по обеспечению единообразия судебной практики.

Обобщение и анализ судебной практики имеет большое значение для юристов-практиков, так как позволяет уяснить позицию, которой придерживаются суды при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов физических лиц.

Информация о работе Защита прав и интересов физических лиц в суде