Защита материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:01, доклад

Краткое описание

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей .

Вложенные файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО РГУТиС.docx

— 43.66 Кб (Скачать файл)

- запрещение установления  беременным женщинам испытательного  срока при приеме на работу (ст.70 ТК РФ);

- запрещение расторжения  трудового договора по инициативе  работодателя с беременными женщинами,  за исключением случаев ликвидации  организации (ч.1 ст.261 ТК РФ);

- запрещение расторжения  трудового договора с женщинами,  имеющими детей в возрасте  до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте  до четырнадцати лет (ребенка-инвалида  до восемнадцати лет), другими  лицами, воспитывающими указанных  детей без матери, по инициативе  работодателя не допускается  (за исключением увольнения по  пункту 1, подпункту «а» пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 статьи 81 ТК РФ).

2) предоставление  льгот:

- беременным женщинам  в соответствии с медицинским  заключением, по их заявлению,  снижаются нормы выработки, нормы  обслуживания либо эти женщины  переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных  производственных факторов, с сохранением  среднего заработка по прежней  работе (ч.1 ст.254 ТК РФ, ч.3 ст.254 ТК  РФ);

- по просьбе беременной  женщины, одного из родителей  (опекуна, попечителя), имеющего ребенка  в возрасте до четырнадцати  лет (ребенка-инвалида в возрасте  до восемнадцати лет) работодатель  обязан установить неполный рабочий  день (ч.1 ст.93 ТК РФ);

- сохранение беременным  женщинам среднего заработка  при прохождении обязательного  диспансерного обследования (ч.3 ст.254 ТК РФ);

- предоставление беременным  женщинам отпуска по беременности  и родам (ст.255 ТК РФ), при этом  в настоящее время не имеет  значения наличие общего трудового  стажа (ранее необходим был  стаж не менее одного года) для предоставления частично  оплачиваемого отпуска по уходу  за ребенком до достижения  им 1,5 лет после отпуска по беременности  и родам[7];

- предоставление женщинам, имеющим ребенка в возрасте  до полутора лет, дополнительных  перерывов для отдыха и питания,  дополнительных перерывов для  кормления ребенка не реже  чем каждые три часа непрерывной  работы продолжительностью не  менее 30 минут каждый (ч.1 ст.258 ТК  РФ);

- перед отпуском по  беременности и родам или непосредственно  после него либо по окончании  отпуска по уходу за ребенком  женщине по ее желанию предоставляется  ежегодный оплачиваемый отпуск  независимо от стажа работы  в данной организации (ст.260 ТК  РФ);

- предоставление отпуска  по уходу за ребенком до  достижения им возраста трех  лет (ст.256 ТК РФ), работникам, усыновившим  ребенка (ст.257 ТК РФ).

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в  иных отраслях права.

Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд  законодательных актов, которые  образуют институтсоциального обеспечения, нормы которого направлены, в том числе, на охрану интересов материнства и детства: социальное обеспечение беременных женщин, женщин имеющих детей и т.д.

О назначении и выплате  социального пособия (по беременности, родам и т.д.) в настоящее время  действуют:Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. №81-ФЗ; Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлениемПравительства РФ от 4 сентября 1995г. №883; Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984г. №13-6) (с изменениями от 24 августа 1990г.) (в ред. на 15 апреля 1992г.).

В защиту интересов и прав детей и женщин направлены нормы административного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях соблюдения и исполнения родителями их обязанностей по содержанию и воспитанию детей предусматривает:

Статья 5.35. предусматривает такие меры административного наказания, как предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

Статья 5.37. предусматривает санкции за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Статья 6.10. содержит два состава  правонарушений, объектом которых является здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание.

Если несовершеннолетний является лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то в целях защиты его от информации и обстоятельств  дела, обсуждение которых может оказать  отрицательное влияние на указанное  лицо (в психическом, социальном, ином плане), несовершеннолетнее лицо может  быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела (ст.25.1. КоАП РФ).

К рассматриваемой категории  лиц не применяются в качестве административного наказания административный арест – даже в исключительных случаях он не может применяться  к беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.

В общем, совершение административного  правонарушения несовершеннолетним, а  также совершение административного  правонарушения беременной женщиной или  женщиной, имеющей малолетнего ребенка  являются одними из обстоятельств, смягчающими  административную ответственность (ст.4.2. КоАП РФ).

Аналогичная норма  содержится и в уголовном законе (ст. 61 УК РФ).

Различным категориям женщин по УК РФ[6] не назначаются наказания в виде:

- обязательных и исправительных  работ (не назначаются беременным  женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до трех лет) (п.5 ст.49, п.5 ст.50);

- ограничения свободы  (не назначается беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте  до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего  возраста) (п.5 ст.53);

- арест (не назначается  лицам, не достигшим к моменту  вынесения судом приговора шестнадцатилетнего  возраста, а также беременным  женщинам и женщинам, имеющим  детей в возрасте до четырнадцати  лет) (п.2 ст.54).

- пожизненное лишение  свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим  преступления в возрасте до  восемнадцати лет (п.2 ст.58);

Такие меры призваны защитить права матери, в целях максимально  долгого неотлучения их от детей. Ст. 82 предусматривает в целях защиты материнства и детства особые условия отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

 

Заключение

Матери и дети – это  те категория населения любой  страны, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны  государства, т.к. от них напрямую зависит  будущее страны, ее демографический  статус, количество работоспособного человеческого ресурса – и  в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Тем более в настоящее время, когда с каждым годом население  России снижается, и, и если не принимать  решительных мер, то по прогнозам  исследователей к 2050 году население  России составит приблизительно 101 миллион  человек – сегодня же эта цифра  составляет около 143 миллионов. В последнее  десятилетие сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость. Вырос коэффициент смертности у  женщин репродуктивного возраста, по-прежнему велика младенческая и материнская  смертность. Существующая система социальной помощи семьям малоэффективна, в том  числе и потому, что она ориентирована  в основном на женщину-мать, а не на обоих родителей, то есть на семью  в целом - семья же должна быть защищаема  как единое целое.

Трудовое законодательство в теории достаточно четко и полно  защищает права женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Итак, в ходе проведенного исследования нами были получены следующие  выводы:

1. Семья, материнство и  детство охраняются в нашей  стране Конституцией, международными  и национальными правовыми актами. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных  отраслей права, направленных  на охрану материнства и детства,  полномочными государственными  органами принимаются программы  по совершенствованию существующих  механизмов и претворению в  жизнь международных деклараций.

2. Материнство – это  реализованная способность женщины  к рождению, выкармливанию, воспитанию  детей. В понятие «материнство»  входят гарантированные законом  права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В  свою очередь «ребенок» определяется  действующим законодательством  как лицо, не достигшее 18 лет  (несовершеннолетний), вне зависимости,  состоят ли его родители в  браке или нет. Данные категории  являются основополагающими в  нашем исследовании.

3. Охрана материнства  и детства – это созданные  государством условия, направленные  на обеспечение необходимых условий  для рождения, выживания и защиты  детей, их полноценного развития  и для реализации семьей всех  ее функций в жизни общества. Сюда входят как соответствующие  законодательные акты, так и действенные  механизмы их реализации, а также  гарантии по осуществлению и  защите прав матери и ребенка  в различных сферах жизнедеятельности.

4. Семейное законодательство (во главе с Семейным кодексом  РФ 1995г.), исходя из международных  принципов реализации интересов  матери (отца) и ребенка, регулирует  в своих нормах семейные права  детей и родителей в целях  укрепления семьи. Семейное законодательство  стремится установить в семье  такие отношения, при которых  нашли бы свое удовлетворение  интересы личности (родителей и  детей) и были созданы необходимые  условия, обеспечивающие достойную  жизнь и свободное развитие  каждого члена семьи, воспитание  детей.

5. Трудовой кодекс РФ 2001г.  закрепляет и защищает трудовые права беременных женщин, матерей с детьми и несовершеннолетних работников, гарантируя им защиту в случае нарушения их конституционного права на труд. Специальные и особые нормы, регулирующие трудовые отношения данных категорий работников явились знаком того, что государство особенно заботится о судьбе будущих поколений граждан. Несмотря на то, что судебной практики по защите трудовых прав указанных групп населения не так много, можно смело сказать, что при должном юридическом просвещении работников, и беременные женщины, и матери, и несовершеннолетние смогут отстаивать свои права перед работодателем.

Кроме того, на наш взгляд, для того, чтобы нормы, закрепляющие особый правовой статус несовершеннолетнего  работника, беременной женщины и  женщины с детьми нашел свое отражение  не только «де юре», но и «де факто», более активную деятельность должны вести государственные инспекции по надзору за трудом. Последние должны активно выявлять места работы несовершеннолетних, проверять условия работы и наличие трудовых договоров, а также принимать меры по развитию правовой грамотности у потенциальных несовершеннолетних работников (вплоть до чтения лекций в школах и др. учебных заведениях). Должен быть создан механизм привлечения к ответственности нерадивых работодателей, более того, такие процессы должны носить публичный характер.

6. Нормы иных отраслей  права (уголовного, административного,  права социального обеспечения и др.) также максимально поддерживают и защищают интересы рассматриваемых групп. Санкции и наказание за нарушение их прав должны быть жесткими и безоговорочными.

Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:

- поддержку молодых и  многодетных семей;

- социальную, правовую и  экономическую защиту семьи, в  целях обеспечения ее всестороннего  развития, включая поощрение роста  рождаемости;

- оказание социальной  помощи неполным семьям с низкими  доходами;

- социальную помощь детям,  оставшимся без попечения родителей;

- обеспечение всестороннего  физического, интеллектуального  и духовного развития детей и молодежи.

Только при таких условиях государство будет сильным, успешным, уважаемым.



Информация о работе Защита материнства и детства