Юридическое прогнозирование и проэктирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Российской Федерации. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность юридического прогнозирования…………………………4
ГЛАВА 2. Основные направления юридического прогнозирования в современной России……………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……..32

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб юр прогн.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Иными словами, конструируется своеобразная модель государственно-правовых процессов и явлений, поэтому  юридическое прогнозирование можно  рассматривать также в виде одного из способов моделирования.

Юридическое прогнозирование  позволяет получить научную информацию об основных направлениях, ситуациях и периодах, темпах и сроках развития государственно-правовых явлений. Это возможно благодаря познанию законов и тенденций, присущих государственно-правовым явлениям.

Юридическое прогнозирование  также характеризует социальные факторы, детерминирующие развитие государственно-правовых явлений и комплекса социальных последствий, которые они могут вызвать.

Общеизвестно, какое  место занимают политика, экономика, идеология в функционировании таких  феноменов, как государство, законодательство, управление, демократия, поэтому политическое, экономическое и другие виды прогнозирования особо значимы для юридического прогнозирования.

Вместе с тем  другие виды прогнозирования во многих случаях должны учитывать содержание юридических прогнозов в силу того, что в процессе прогнозирования почти всегда присутствуют юридические феномены. Так, например, ряд экономических прогнозов обязательно предполагает существование юридических прогнозов. В этой ситуации почти всегда возникает вопрос о приоритетности различных видов прогнозов. На этот вопрос возможно дать два ответа. В одном случае приоритет можно отдать одному или нескольким (например, двум или трем, но тесно взаимосвязанным и дополняющим друг друга) прогнозам в зависимости от ограниченности области исследования объекта. В другом случае необходимо комплексное использование всех видов прогнозов, включая юридический прогноз. Такая ситуация возникает, когда прогнозисту необходимо исследовать какую-либо систему в целом, а не отдельные ее элементы, как в первом случае. Отсюда получается, что только интегрированный прогноз способен дать полное представление о модели будущего. Это также значит, что интегрированный прогноз - это прогноз системы или подсистемы (целостного сложного образования).

При анализе  процесса развития социального прогнозирования, а также процесса развития юридического прогнозирования представляется, что  юридическое прогнозирование идет в следующих направлениях:

1) использование  готовых прогнозов, созданных  неюридическими науками;

2) совместная  разработка прогнозов юридической  и другими науками;

3) самостоятельная  разработка юридической наукой  собственных юридических прогнозов.

Юридическое прогнозирование  в силу значения места, занимаемого  юридической наукой в системе  общественных наук, роли и назначения таких феноменов, как государство, право, управление, законность, демократия, активного воздействия государства и права на политические и экономические процессы, не может ограничиться только анализом государственно-правовых явлений в их «чистом» виде — оно может использовать прогностическую информацию общественных наук, а также

может выходить за свои пределы, оказывая влияние на создание политических, экономических, демографических, информационных и  других прогнозов.

При этом важнейшей задачей юридического прогнозирования остается исследование комплекса явлений и процессов, происходящих в государственно-правовой практике. В процессе этой деятельности неизбежно будут появляться новые концепции о государственном управлении, сущности и структуре правовых норм, правотворческом процессе и т.д. Иными словами, ни одна крупная государственно-правовая категория и проблема не останутся без внимания и каждая из них будет испытывать на себе влияние юридической прогностической информации.

Приведенная выше совокупность объектов исследования юридического прогнозирования позволяет выделять следующие виды юридического прогнозирования:

1. Государствоведческое  прогнозирование, которое является  частью общей теории государства  и в своей основе имеет теоретический научный аппарат одноименной науки. Объект этого вида юридического прогнозирования - это государство как сложная управляющая система общества.

2. Правовое прогнозирование,  которое своим объектом исследования  считает право.

3. Криминологическое прогнозирование, имеющее своим объектом изучения изменения в динамике преступности как антисоциального явления.

4. Отраслевое  юридическое прогнозирование, объектом  которого выступает развитие  отдельной отрасли права, например, конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, уголовного,

процессуального. Отраслевое юридическое прогнозирование, являясь предметом изучения конкретных отраслевых юридических наук, находится  в непосредственной связи с задачами планирования их развития.

5. Локальное  юридическое прогнозирование, являющееся  узконаправленным видом юридического  прогнозирования, исследующим в  процессе подготовки прогноза  отдельные элементы, фрагменты правовой  реальности.

6. Прогноз индивидуального  поведения в правовой сфере, имеющий особый индивидуальный объект. Субъектом прогнозирования в данном случае выступают представители правоохранительных органов. Так, федеральные органы налоговой полиции, помимо того, что прогнозируют развитие криминальной ситуации и разрабатывают соответствующие предложения об устранении и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, осуществляют деятельность по индивидуальной профилактике, которая включает в себя прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики.

7. Прогнозирование  социально-экономических и иных  последствий реализации законопроекта.

8. Прогнозирование  правовых последствий дефектов  закона. Данный (объект) проблема для  юридического прогнозирования с каждым днем становится все более актуальной. Дело в том, что качество принимаемых законов снижается год от года. Порой доходит до того, что пункты (абзацы) одной и той же статьи противоречат друг другу.

9. Прогнозирование  последствий нарушения условий  договоров - узконаправленный вид  юридического прогнозирования, исследующий негативные последствия неисполнения договорных обязательств для определения причиненного этим неисполнением убытка.

10. Прогнозирование  развития судебной системы. Этот  принципиально новый вид юридического  прогнозирования официально признан высшим органом судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Основные направления  юридического прогнозирования в  современной России

 

Юридическому прогнозированию, в теоретическом плане, присущ ряд  функций, аналогичных функциям теории права. Это следующие функции:

1) познавательная (гносеологическая);

2) теоретическая;

3) практическая;

4) направляющая;

5) предупредительная.

Первые две функции, т.е. познавательная и теоретическая, как известно, присущи всем существующим наукам, включая теорию права, и в настоящее время являются традиционными, поэтому остановимся на оставшихся трех из числа названных и покажем их специфическое содержание применительно к рассматриваемому предмету.

Практическая функция  юридического прогнозирования состоит  в том, что юридический прогноз дает государственным органам власти, обществу важную и необходимую информацию о будущем долгосрочном развитии государства и права с учетом существующих в обществе тенденций и конкретных исторических реалий. Например, содержащаяся в юридическом прогнозе информация позволяет выявить наиболее актуальные экономические, социальные, политические, культурные и иные проблемы и ситуации общественного развития, требующие в будущем изменения законодательства, государственно-правового регулирования.

Следующая функция юридического прогнозирования - это направляющая функция. Ее сущность и значение заключаются  в том, что юридический прогноз  указывает путь, по которому следует  двигаться в будущее. Он представляет в распоряжение науки и практики важнейшие ориентиры на этом пути, предсказывая то направление, в котором с наибольшей вероятностью будут двигаться общество, государство политика и экономика в своем развитии.

В настоящее время  представляется, что именно эти три  функции юридического прогнозирования должны быть ключевыми для обеспечения прогрессивного развития правовой системы России и самого государства.

В непосредственной связи  с направляющей функцией находится  предупредительная функция юридического прогнозирования. Как известно, для успешного движения в будущее мало указать только направление и ориентиры, необходимо также предупредить общество, государство об ожидающих их на этом пути препятствиях, трудностях. Именно на это и направлена предупредительная функция юридического прогнозирования. В процессе реализации этой функции происходит выявление негативных обстоятельств развития общества, государства, политики и экономики, способных вызвать тем самым их стагнацию или, что еще неприятнее, регрессивные изменения в развитии. Таким образом, эта функция оказывает упреждающее воздействие, помогая обществу и государству избежать совершения многих ошибок в своем развитии и не оказаться в тяжелой ситуации.

Несмотря на практический характер, присущий большей части  указанных выше функций юридического прогнозирования, юридическое прогнозирование не следует всецело рассматривать только как практическую (прагматическую) деятельность. Каждый юридический прогноз является не только результатом практического вида деятельности, но и включает в себя мощный элемент научно-практической деятельности. Юридическое прогнозирование всегда охватывает широкий спектр теоретических проблем и опирается как на фундаментальные положения общей теории государства и права в качестве самостоятельных юридических наук, так и на теоретический аппарат конкретных отраслевых юридических наук. Следовательно, юридическое прогнозирование, в том числе в сфере развития государственно;правовых процессов, построено на концептуальном подходе. Отсюда хорошо аргументированный и всесторонне обоснованный юридический прогноз являет собой не что иное, как определенную, глубоко продуманную концептуальную схему.

Юридический прогноз всегда опирается  на понятие общей концепции будущего, характеризующей состояние экономики  и политической сферы, т.е. глобальные тенденции развития.

Юридическое прогнозирование тесно  связано как с конструкциями  теории права, так и вообще с юридической  наукой. С гносеологической точки  зрения юридической науке свойственны описательная, объяснительная и предсказательная функции, характеризующие ее познавательную ценность. Последняя из них -  предсказательная (прогностическая) функция призвана осуществлять предвидение закономерностей и тенденций развития государственно-правовых явлений.

Юридическая наука призвана осуществлять исследование общих и конкретных направлений развития государственных и правовых явлений, не только описывая и объясняя их, но и прогнозируя их развитие. Осуществляя исследования, она одновременно обращается в прошлое, настоящее и будущее, синтезируя эти три времени в целях выполнения своей гносеологической роли.

С общих позиций возможно рассматривать  прогнозирование как функцию  юридической науки и ее отраслевых научных дисциплин. Так, в теории права и государства прогностической  функции присуще особое значение, поскольку она направлена на предвидение и предсказание государственных и правовых явлений, значимых для всех отраслей права. Следовательно, можно вести речь о предсказательной силе теории права, состоящей в ее способности предсказывать новые факты и явления. Предсказательная сила теории права может быть измерена в первую очередь числом фактов, явлений, процессов, которые предсказаны на основании этой теории. При этом установленные факты, явления, процессы должны иметь научно удостоверенный характер, полностью удовлетворять требованиям научной строгости. Названный количественный критерий измерения предсказательной силы теории права непосредственно связан с качеством прогноза развития правовой системы и законодательства, под которым понимается надежность результатов прогноза. Отсюда закономерно, что юридическое прогнозирование в своей основе непосредственно опирается на основные понятия и категории науки о праве и государстве. Именно эта указанная выше связь теории права и теории государства делает данную форму прогнозирования юридической.

Приведенные выше отдельные черты  юридического прогнозирования дают представление о нем и его  месте в общей теории права, т.е. показывают теоретический аспект юридического прогнозирования. Все эти черты  детерминированы развитием в теоретическом и практическом плане юридического прогнозирования и теории права, поэтому представляется, что по мере дальнейшего развития и углубления теории и практики юридического прогнозирования станет возможным выделение все новых и новых их общих черт и более детальное познание сущности их взаимодействия.

В практическом аспекте юридическое  прогнозирование достаточно часто  трансформируется в элемент управления.

Общими вопросами управления занимается кибернетика как наука или  общая теория управления. Развитие кибернетики привело к тому, что появились такие ее новые направления, как экономическая, техническая, биологическая кибернетика, нейрокибернетика и т.п. В частности, таким новым направлением является правовая кибернетика. Опираясь на понятие, данное А.И. Бергом общей кибернетике, ее можно определить как научную дисциплину, изучающую особенности процессов управления и регулирования в сфере государства и права на основе использования методов математики, логики и моделирования.

Информация о работе Юридическое прогнозирование и проэктирование