Юридическое прогнозирование и проэктирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Российской Федерации. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность юридического прогнозирования…………………………4
ГЛАВА 2. Основные направления юридического прогнозирования в современной России……………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……..32

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб юр прогн.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юр. ПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Сущность юридического прогнозирования…………………………4

ГЛАВА 2. Основные направления  юридического прогнозирования в  современной России……………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории политико-правовой мысли прогнозы о развитии государства  и права высказывались со времен Платона до Канта, и особенно в XIX–XXвв.

Главной идеей новых  моделей прогнозирования должна быть гуманизация государства, государственной  власти и законодательства.

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое  правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Российской Федерации. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

 Необходимым условием  развития этих процессов является  их правовое сопровождение и  обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ России. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.

Все вышесказанное в  особенной степени касается юридических  наук, в том числе и юридического прогнозирования.

ГЛАВА 1. Сущность юридического прогнозирования

 

Прогнозирование в общетеоретическом понимании представляет собой характеризующийся специфическими признаками процесс научного предвидения, основанного на знании закономерностей развития природы, общества, мышления.

Это определение  является, по большей части, познавательной, академической конструкцией, объясняющей это явление. На практике, особенно юридической, давно назрела потребность в создании более конкретного и юридически четко определения прогнозирования, приближенного непосредственно к объекту и субъекту этого процесса. В качестве основы для создания такого определения можно взять определение государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации, приведенное в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115;ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно тексту Федерального закона № 115;ФЗ, «государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования». Кроме того, дальнейшее развитие прогнозирования обусловливает необходимость принятия отраслевого федерального закона «о прогнозировании», который отразит основные направления, цели и содержание прогнозирования и общий порядок разработки прогнозов в Российской Федерации во всех сферах и областях общественных отношений, науки, культуры и т.д., а также дополнения части существующих нормативных правовых актов соответствующими разделами, конкретизирующими положения предложенного для принятия федерального закона.

Возможность научного предвидения является основой политики государства вообще и правовой политики, в частности.

Прогнозы играют важную роль в жизни общества и государства. В связи с этим необходимо, чтобы основные положения прогнозов широко обсуждались в научных кругах, а общество систематически получало подробную информацию о них. Такая процедура, с одной стороны, будет способствовать повышению качественного уровня прогнозов и реальной проверке их истинности, а с другой - позволит людям внести необходимые коррективы в жизнь общества и государства, способствующие избежанию негативных явлений и процессов в будущем. Как известно, «поведение людей детерминируется не только наличным, но и сейчас отсутствующим. Когда, познавая закономерности развития природы и общественной жизни, мы получаем возможность предвидеть дальнейший ход событий, мы вводим будущее в детерминацию нашего поведения».

В основном наблюдается развитие политического, экономического, демографического и экологического прогнозирования как одного из видов (подтипов) обществоведческого (или, как часто его именуют, социального)  прогнозирования.

Активизация процесса развития политического прогнозирования обусловлена начавшимися в стране политическими преобразованиями, сопровождавшимися появлением новых политических партий, объединений, движений, разработкой, приспособлением и апробацией в нашем обществе ранее не применявшихся «политтехнологий», довольно частыми и продолжительными выборными компаниями. Все эти процессы привели к тому, что государство и вновь образованные субъекты политической жизни стали весьма более активно обращаться к зарубежным и отечественным политологам для получения прогнозов выборов, политической активности населения на выборах, прогнозов изменения политической ситуации в стране и т.п. Особая активность в создании политических прогнозов обычно отмечается в период предвыборных компаний в высшие органы государственной власти. В связи с этим в законодательстве о выборах уже появились ограничения порядка использования политических прогнозов для достижения желаемой политической победы. Чаще всего эти ограничения выражаются в запрете обнародования политических прогнозов за несколько дней до голосования и в день голосования. Однако при наличии немалого числа предвыборных прогнозов наибольший интерес для общества представляет прогноз развития политической системы в целом.

Экономическое прогнозирование развивается в  основном в двух направлениях. Первое направление - это собственно экономические прогнозы развития государства, а второе - экономические прогнозы -пояснительные записки, обоснования к проектам решений органов государственной власти1, нормативным правовым актам.

Демографические и экологические прогнозы отстают от первых двух видов социального прогнозирования. Однако анализ существующих нормативных правовых актов, связанных с прогнозированием, а их сейчас насчитывается в общей сложности более чем несколько тысяч, позволяет говорить об изменении этой ситуации к лучшему. Так все большее внимание уделяется экологическому прогнозированию, прогнозированию чрезвычайных природных и техногенных ситуаций, а также демографическому прогнозированию.

Представляется, что сегодняшняя практика социального прогнозирования выделяет следующие наиболее актуальные проблемы:

  • прогнозирование вхождения России в мировое экономическое

сообщество, ее место и роль в процессе глобализации (политический, экономический и социально-культурный суверенитет России);

  • прогнозирование глобальных процессов, в частности развития

экологических и демографических ситуаций,

  • глобальные экономические, экологические и техногенные кризисы и

катастрофы;

  • прогнозирование создания системы глобального управления;
  • прогнозирование изменений в государстве и праве в

связи с процессом  глобализации;

  • тенденции развития однополярного мира;
  • тенденции развития международного публичного права, судьба и

значение международных  организаций (в частности, ООН) в условиях однополярного мира;

  • прогнозирование смены политических режимов и путей развития

государств под  влиянием террористического прессинга;

  • международные и внутренние военно-политические

конфликты и  войны.

Несколько особняком, по сравнению с вышеназванными видами социального прогнозирование по критерию степени количественного и качественного развития, стоит юридическое прогнозирование.

Под юридическим  прогнозированием следует понимать сложную многогранную деятельность, состоящую в исследовании будущего состояния государственно-правовых процессов, темпов их протекания и конкретных

сроков их осуществления, проводимую систематически и непрерывно специально созданными для этой цели коллективами высококвалифицированных  специалистов (коллективами экспертов) на основе принципиальных положений  общей теории права, отраслевых юридических дисциплин, общих положений социальной прогностики с использованием системного подхода, моделирования, математических, статистических и иных методов и завершающуюся научно обоснованным логическим высказыванием о будущем состоянии объекта исследования (юридическим прогнозом).

В отличие от названных выше видов прогнозирования  юридическое прогнозирование обладает следующие чертами:

1) оно представляет  собой часть социального прогнозирования  как более широкой сферы, изучаемой  общественными науками;

2) это форма  познания будущего состояния  государства и права;

3) результат  юридического прогнозирования - юридический прогноз, объективно имеет вероятностный и многовариативный характер;

4) оптимальный  срок научного предвидения при  этом виде прогнозирования составляет 15—20 лет, т.е. ближайшее будущее;

5) оно представляет  собой цепь рассуждений (последовательных  операций), исходным моментом которых являются различные ранее установленные научные положения и эмпирические факты;

6) процесс юридического прогнозирования сопровождается переносом информации о прошлом и настоящем состоянии объекта на его возможное будущее состояние.

Юридический прогноз  и сопутствующей ему процесс прогнозирования являются подтипом обществоведческого прогноза и прогнозирования, который достаточно часто в литературе именуется социальным. Он характеризуется, прежде всего, наличием своего объекта, предмета и проблематики прогнозирования.

Объектами юридического прогнозирования являются:

  • правовая система;
  • методы правового регулирования;
  • принципы права;
  • процесс развития конкретных отраслей права;
  • развитие юридических институтов, входящих в отрасли, и отдельная

правовая норма;

  • развитие юридической науки;
  • правовые последствия дефектов законов;
  • развития судебной системы.

Что касается методов, то юридическое прогнозирование сейчас в основном использует следующие разработанные и успешно апробированные социальной прогностикой методы:

- обобщенного сценария;

- опроса экспертов;

- математические;

- анализа социально-экономических и социально-политических факторов.

Вместе с тем  высокая степень сложности исследуемых государственно-правовых процессов детерминирует необходимость разработки новых методов прогнозирования, применимых к системе государства и права. При использовании готовых методов социального прогнозирования юридическое прогнозирование лишь временно ослабляет остроту стоящей перед ней проблемы формирования собственного методологического инструментария.

С другой стороны, юридическое прогнозирование - это  «процесс получения научной информации о будущем состоянии государственно-правовых процессов и явлений». В процессе юридического прогнозирования происходит выработка представления об образе, например, государственного органа власти, законодательного акта, правовой системы и т.д.

Информация о работе Юридическое прогнозирование и проэктирование