Юридические свойства Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная в3 красгау конституц право.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)


Вариант 3 конституционное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Охарактеризуйте основные юридические свойства Конституции  РФ. В чем заключается главное отличие Конституции РФ от Федеральных конституционных законов РФ?

Ответ:

Конституцию как нормативный правовой акт от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который  устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

Конституция в современном  значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается  народом или от имени народа.

В Конституции РФ 1993 г. данная черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2) учредительный, первичный  характер конституционных установлений;

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный  характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического "потолка".

Разумеется, из этого  не следует вывод о том, что  содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки  конституции воздействуют широкая  система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

3) всеохватывающий характер  конституционной регламентации,  т.е. тех сфер общественных  отношений, воздействие на которые  она распространяет;

Важной чертой, характеризующей  конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.

Конституционное регулирование  отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный  правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4) особые юридические  свойства: верховенство, высшая юридическая  сила, порядок принятия, внесения  поправок, специфические формы охраны  и др.

Конституцию отличают и  особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

- в верховенстве конституции;

- в ее высшей юридической  силе;

- в ее роли как  ядра правовой системы государства  и системы права;

- в особой охране  конституции;

- в особом порядке  принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции  РФ 1993 г. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение  в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что  с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая  сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные  правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции России, но и то, что  органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая  сила Конституции характеризует  ее место в иерархии нормативных  правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы  права и системы законодательства.

Причем определяющее значение Конституции в указанном  плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Именно Конституция  определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции  названы многие федеральные конституционные  законы и федеральные законы, которые  должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

К юридическим свойствам  Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована  вся система органов государственной  власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции  закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге  он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд  играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных  органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок  ее пересмотра и внесения в нее поправок.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно  сделать общий вывод: конституция  представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный  правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

Дайте юридический анализ следующей ситуации: «В комментарии ОРТ событий в Чеченской Республике в 1996 году было сказано, что там силами поддержания правопорядка (совместными комендатурами) к правонарушителям ввиду отсутствия законов данного субъекта РФ применяются законы шариата, в том числе и телесные наказания».

Ответ:

Одной из важнейших задач федеративного  государства является обеспечение  единых стандартов осуществления и  защиты, прав человека во всех субъектах  Федерации.

Формирование правового государства  в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участниками которых является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п.1 ст.17).

В данном случае  телесные наказания подпадают под определение «унижающее достоинство наказание», прямо запрещенное статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию».

Шариат  - универсальный, максимально широкий комплекс норм, основное разграничение между которыми проходит по линии религиозно-культовых предписаний (ибадат) и правил мирских взаимоотношений людей (муамалат). В отличие от  шариата, позитивное право - система юридических норм, которыми не исчерпывается весь механизм социально-нормативного регулирования, включающий наряду с ними и другие разновидности правил поведения - обычаи, религиозные нормы, нравственные ориентиры, этикет и т.п. Для права главным в этом механизме является отграничение правовых (юридических) норм от иных.

Если сопоставить подходы к  регулированию поведения человека в целом, то можно выделить три основные сферы, каждую из которых  шариат  и позитивное право оценивают по-своему. Первая охватывает религиозно-культовое поведение мусульман, вторая включает мирские (светские) взаимоотношения, непосредственно не регулируемые правом, а третья сводится к той стороне мирского поведения человека, которая опосредована правом.

Среди указанных областей лишь религиозная сфера рассматривается  в качестве самостоятельной как  шариатом, так и позитивным законом, которые, правда, занимают по отношению  к ней противоположные позиции. Для шариата "ибадат" - неотъемлемый и важнейший элемент его нормативной стороны. А для закона эта сторона общественных отношений - в целом неправовая область, в которой господствуют религиозные правила поведения. Т.е, речь идет о такой сфере, которая интересует право преимущественно с точки зрения обеспечения юридических гарантий свободы вероисповедания.

Анализ мирских взаимоотношений  людей нерелигиозного характера, не подпадающих под действие права, также достаточно очевиден. Здесь  шариат  и позитивный закон напрямую не сталкиваются: как и в религиозно-культовой области, эти мирские вопросы регулируются  шариатом, но находятся вне правового пространства. По отношению к ним право занимает нейтральную позицию, т.е. допускает действие самых разнообразных норм, среди которых могут быть и предписания  шариата, имеющие неправовой (не значит - противоправный!) с точки зрения закона характер.

"Следование шариату" в этих двух сегментах - религиозном и мирском, но находящимся вне сферы действия права, - опирается главным образом на внутренние стимулы, религиозную совесть мусульман, которые в принципе обязаны придерживаться  шариата, где бы они не жили, независимо от мирской (государственной) власти. В частности, для "следования шариату" в сугубо религиозных вопросах (ибадат) от государства не требуется никаких правовых шагов кроме одного - обеспечения мусульманам возможности осуществлять свое конституционное право на свободу вероисповедания. Здесь речь может идти лишь о некоторых государственных мерах, нацеленных на создание благоприятных условий для соблюдения культовых обязанностей - о помощи при направлении в паломничество, о выделении мест для совершения молитвы, об установлении особого графика работы во время поста и т.п. Достаточно ограниченное вмешательство государства в эту сферу действия  шариата  как системы религиозных норм в конечном счете отражает постулаты самого ислама, который исходит из того, что  шариат  - творение Аллаха, а не продукт государственной деятельности, поэтому и за подчинение ему мусульмане отвечают прежде всего перед Всевышним, а не перед земными властями. Более того, бессмысленно делать основную ставку в "следовании шариату" на государство, поскольку это должно обеспечиваться верой, внутренним убеждением и готовностью добровольно подчиняться божественной воле, а не принудительной силой государства, основная задача которого в сфере религии сводится к тому, чтобы не мешать (а в некоторых случаях - помогать) мусульманам жить по заповедям Аллаха.

Информация о работе Юридические свойства Конституции РФ