Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:31, курс лекций

Краткое описание

Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства юридических лиц
Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и
юридические лица — организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку
гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые,
самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны
иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим
имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Вложенные файлы: 1 файл

ГП семинар.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

всеобщего ознакомления1. Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов

регистрационного дела (ст. 6 названного закона) позволяет любому участнику оборота получить необходимую и

достоверную информацию о  своем потенциальном партнере.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о

государственной регистрации  юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает.

Регистрация должна проводиться  в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в

регистрирующий орган. Отказ  в государственной регистрации  юридического лица возможен только по мотивам

непредставления необходимых  для регистрации документов или  представления их в ненадлежащий

регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целесообразности». При  этом

решение об отказе в государственной  регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Таким образом,

предусматривается максимально  возможное упрощение процедуры  государственной регистрации юридических

лиц.

Законодательством может  быть установлена необходимость иной (специальной) регистрации в органах

государственной власти некоторых  видов организаций (например, кредитных, страховых, общественных,

профсоюзных, с иностранными инвестициями, политических партий, средств  массовой информации и т.п.).

Такая специальная регистрация  преследует иные цели, нежели государственная  регистрация, предусмотренная

ст. 51 ГК, а потому и не заменяет ее. Специальная регистрация  сама по себе не влияет на наличие или

отсутствие правоспособности юридического лица, тем более, что иногда она вообще не связана со статусом

организации как юридического лица (например, для общественных организаций).

 

 

5)Реорганизация юридических лиц: понятие, виды, формы, порядок проведения.

 

Деятельность юридического лица прекращается посредством его  реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

_ слияние нескольких юридических лиц в одно;

_ присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

_ разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

_ выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких

новых юридических лиц;

_ преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного

юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным (а в

случаях присоединения — к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем

универсального (во всей своей совокупности). Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь

создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей

остающегося юридического лица. Следовательно, реорганизация юридического лица влечет появление

универсального  правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае

выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях  присоединения или преобразования).

При этом почти во всех случаях  реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические  лица,

в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения

юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место  либо прекращение юридических лиц

(присоединение), либо возникновение юридических лиц (выделение), либо и то, и другое (слияние,

разделение, преобразование). Вместе с тем российскому праву  неизвестна реорганизация, при которой  юриди-

ческие лица не прекращаются и (или) не возникают. Такая «реорганизацияB026C», предлагаемая в литературе на базе

зарубежного опыта, должна осуществляться главным образом с целью отчуждения «готового бизнеса» или его

части путем передачи одним  юридическим лицом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей

другому или другим, уже  существующим юридическим лицам1.

Особый случай реорганизации  представляет собой преобразование, которое формально состоит в

прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого.

Фактически же, в том  числе и с имущественной точки  зрения, юридическое лицо продолжает существовать,

лишь меняя свою «одежду» (организационно-правовую форму). Действующий  закон в отдельных случаях

допускает возможность использования  преобразования с целью изменения  юридическим лицом своего

«видового» статуса путем  «превращения» коммерческой организации  в некоммерческую и наоборот. Так,

акционерное общество может  преобразоваться в некоммерческое партнерство, а последнее (как и  учреждение,

ассоциация и союз) может  преобразоваться в любое хозяйственное  общество; унитарное предприятие  может

быть преобразовано в  государственное или муниципальное  учреждение2. В конце 80-х – начале 90-х годов XX

века в качестве «разгосударствления» государственного имущества («мягкой  формы» его приватизации)

использовалось преобразование государственных предприятий в  «арендные» и «коллективные» предприятия.

Обычно реорганизация  юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо

уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников.

Добровольная реорганизация  в форме слияния, присоединения  или преобразования в предусмотренных законом

случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое

согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление

хозяйствующих субъектов, которые  могли бы занять доминирующее положение  на товарном рынке1.

В случаях, прямо предусмотренных  законом, реорганизация в форме  разделения и выделения может

осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в

соответствии с законом  юридическим лицам, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном

рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической  деятельности антимонопольный

орган может выдать предписание  о принудительном разделении или  выделении из их состава одной  или

нескольких самостоятельных  организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении

предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить

внешнего управляющего юридическим  лицом, который и осуществляет такую  реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

Реорганизация юридических  лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния,

присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58

ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по

всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного  юридического лица в отношении всех его

кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами  обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого

правила призвано обеспечить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, полную ясность

относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо.

Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их

требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

Процесс реорганизации вообще таит в себе значительные опасности  для кредиторов — контрагентов

реорганизуемых юридических  лиц. Так, они могут столкнуться  с ситуацией, когда имеющиеся  перед ними у

юридического лица обязательства  после его разделения или выделения  окажутся переданными наиболее слабым

в имущественном отношении  преемникам. Присоединение или слияние  грозит кредиторам увеличением их

числа, отнюдь не обязательно  сопровождающимся увеличением имущества  должника (если, например,

имущество присоединяемого  юридического лица уже обременено многочисленными  долгами). Изменение

организационно-правовой формы  в результате преобразования может  повлечь исключение дополнительной

ответственности участников юридического лица перед кредиторами (например, при преобразовании общества

с дополнительной ответственностью или производственного кооператива  в общество с ограниченной

ответственностью).

Поэтому закон требует, чтобы  лица или органы, принявшие решение  о реорганизации, письменно

уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать

прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п.

1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов

реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место

реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним  занимает правопреемник, определяемый на

основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных

документов лицами или  органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для

государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц.

Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отно-

шении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации

вновь возникших юридических  лиц (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Если

же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности  определить правопреемника по конкретному

обязательству, вновь возникшие  в результате разделения или выделения  юридические лица будут нести  по нему

солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК).

Таким образом, в ходе реорганизации  юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов

кредиторов.

Для отдельных видов юридических  лиц законодательство предусматривает  особый порядок реорганизации.

Так, при слиянии акционерных  обществ ими заключается специальный договор о слиянии, определяющий не

только порядок и условия  слияния, но и порядок конвертации (замены) акций каждого общества в акции нового

общества, а при присоединении  акционерных обществ ими заключается  аналогичный по содержанию договор о

присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами обществ

(ст. 16 и 17 Федерального  закона «Об акционерных обществах»). В последние годы в сфере  действия

акционерных и других хозяйственных  обществ получили известное распространение  «корпоративные захваты»

(называемые также «недружественными  поглощениями»), которые осуществляются в том числе в форме

вынужденных слияний и  присоединений одних обществ к другим, что свидетельствует и о недостатках

имеющегося законодательного регулирования.

Реорганизация считается  завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь

возникших юридических лиц, а в случае присоединения —  с момента государственной регистрации

прекращения деятельности присоединенного  юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК). Такая  регистрация

оформляется по правилам, установленным  Законом о государственной регистрации  юридических лиц.__

 

6) Ликвидация юридических лиц: понятие, виды, порядок проведения.

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения  его деятельности при отсутствии

универсального  преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Этим она принципиально отличается

от реорганизации, в ходе которой весь комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица

переходит к его правопреемнику (правопреемникам). В ходе ликвидации возможно лишь частичное

(сингулярное)  правопреемство: отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его

кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения – к участникам (учредителям), собственнику

имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным юридическим лицам, указан-

ным в законе и (или) уставе ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут

возлагаться на лиц, несущих  дополнительную (субсидиарную) ответственность  по долгам ликвидируемого

юридического лица (ср. п. 6 ст. 63 ГК).

Поскольку весь комплекс прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица не переходит к

правопреемникам, задача обеспечения  прав и интересов кредиторов (других участников имущественного

оборота) приобретает здесь  еще большую важность, чем в  случаях реорганизации. Поэтому  закон устанавливает

специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то

органа юридического лица, в частности, по истечении срока  или с достижением целей, для  которых оно

Информация о работе Юридические лица