Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:31, курс лекций

Краткое описание

Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства юридических лиц
Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и
юридические лица — организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку
гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые,
самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны
иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим
имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Вложенные файлы: 1 файл

ГП семинар.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Поэтому ряд из них, например, некоторые общественные организации, строго говоря, могут работать, не имея

прав юридических лиц. Но и для тех из них, кто получил  статус юридического лица, участие  в имущественных

гражданских правоотношениях  всегда является (и должно быть) вспомогательным по отношению к их

основной деятельности. В  связи с этим их предпринимательская, т.е. направленная на получение доходов

деятельность, без которой  в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жестким

ограничениям с тем, чтобы  она не превратилась в главную и не оттеснила на второй план выполнение основных

(некоммерческих) задач такой  организации.

Некоммерческие организации  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность (т.е. получать

прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед

организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например,

общественная организация  вправе осуществлять приносящую прибыль  издательскую деятельность, но не вправе

заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая

организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на

достижение установленных  для нее учредителями целей1.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его  имущество закон разделяет все

юридические лица на три  группы. Первую группу составляют юридические  лица — собственники, в отношении

которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования, реализуемые за счет

имущества этих юридических  лиц. Они, следовательно, утрачивают право  собственности на переданное ими

юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации  только

во временное пользование. К таким юридическим лицам  относится большинство коммерческих организаций

(за исключением унитарных  предприятий — несобственников), т.е. товарищества, общества и

производственные кооперативы, а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК)

и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители

сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК).

Существование таких юридических  лиц не свойственно нормальному  имущественному обороту и, как

отмечалось, является следствием переходного характера отечественной  экономики и основанного на нем

правопорядка.

К третьей группе относятся  юридические лица — собственники, в отношении которых (их имущества) их

учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство

некоммерческих организаций  — общественные и религиозные  объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

(за исключением потребительских  кооперативов, учреждений и некоммерческих  партнерств).

Различие в статусе  этих разновидностей юридических лиц  проявляется, например, при их ликвидации или

выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества,

причитающейся на его долю, а при ликвидации — части соответствующего остатка (выход из акционерного

общества обычно осуществляется путем продажи или иного отчуждения принадлежавших акционеру акций). Во

втором случае учредитель-собственник  получает весь остаток имущества  юридического лица при его

ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель)

юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при  выходе из организации, ни при ее

ликвидации.__

 

3) Правосубъектность юридических лиц.

 

 

Правоспособность  юридического лица

Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицо обладает правоспособностью и

дееспособностью. Однако эти  его качества отличаются от аналогичных  качеств, признаваемых законом за

физическими лицами (гражданами).

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент

его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). У граждан же дееспособность, как известно,

возникает лишь с достижением  определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека.

Поэтому для юридических  лиц различие данных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они  также

одновременно — в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий

записи об этом в государственный  реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Правоспособность юридических  лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность

участвовать в любых гражданских  правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их

участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегда

является общей, ибо гражданин  обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и

личные неимущественные  права. Правоспособность юридических  лиц предполагается ограниченной

(целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые

соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами  целям его деятельности, и

соответственно может  нести лишь связанные с этой деятельностью  обязанности (п. 1 ст. 49 ГК).

Такие ограничения вызваны  тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне

конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут  использовать свою самостоятельную

правосубъектность в противоречии с этими целями1. Ясно, например, что государственные учреждения или об-

щественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью,

ибо они создавались для  достижения совсем других целей. Кроме  того, некоторые гражданские права

и обязанности, прежде всего, неимущественные, по самой своей  сути могут принадлежать лишь физическим, но

не юридическим лицам.

Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства  целевые ограничения правоспособности

юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их

учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные  документы при каждом, иногда даже

не очень существенном изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при

вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, «непрофиль-

ных» видов деятельности). С формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в

учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности, которые вправе осуществлять

данная организация, да и  сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом.

Поэтому ГК РФ, следуя общим  современным тенденциям развития гражданского законодательства,

закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести

гражданские обязанности, необходимые  для осуществления любых не запрещенных  законом видов

деятельности, т.е. общую правоспособность (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Исключение в этом отношении составляют

унитарные предприятия —  несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных

целей), а также некоторые  другие организации, для которых  специальная правоспособность определена законом

с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же

лицензированном, т.е. допускаемом  по особому разрешению публичной  власти (например, банки и страховые

компании).

Необходимо отметить, что  осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется

специальное разрешение государства (лицензия____), возможно лишь с момента его получения и до истечения

срока его действия (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК) и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия

соответствующей записи в  учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации

не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятель-

ности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности

определяется федеральным  законом (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК)1. Вместе с тем государственное лицензирование

отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей

лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также  можно говорить об известном

ограничении содержания их общей правоспособности.

Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности,

которыми только и может  заниматься создаваемое ими юридическое  лицо, или прямо исключить для  него

возможность осуществления  отдельных видов деятельности. Такое  «самоограничение» правоспособности будет

иметь силу и для третьих  лиц — других участников оборота, но лишь в том случае, когда они  знали или должны

были знать о нем (ст. 173 ГК). Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать  своих

контрагентов об имеющихся  у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических лиц, сохраняющих  целевую правоспособность по прямому  указанию закона

(некоммерческих организаций,  унитарных предприятий, банков  и страховых компаний), возможно  совершение

лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным  учредительными документами целям

деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего

закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные  пределы, считаются ничтожными вне

зависимости от того, знали  ли они о таких ограничениях (ст. 168 ГК).__

 

4) Порядок и способы создания юридических лиц. Государственная регистрация: а) коммерческих организаций; б) некоммерческих организаций.

 

Возникновение (создание) юридического лица

Юридические лица создаются  по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах

всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование

обязательной  государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в

хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных

организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных

предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в  них имущественные вклады, хотя и  не

принимающие затем непосредственного  участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях

рыночной организации  оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда

называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость

получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.

Учредители «являются» в  регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой

организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке  создается

большинство юридических  лиц1.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания

некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской  деятельностью. Он

связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти

на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников

оборота. В таком порядке  создаются коммерческие банки, поскольку  их деятельность связана с оказанием

финансовых услуг неограниченному  кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств

последних1. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять

доминирующее или даже монопольное положение на рынке  определенных товаров или услуг  с тем, чтобы

сохранить в интересах  потребителей конкуренцию между  существующими товаропроизводителями

(услугодателями)2. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в

развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

В обоих случаях юридическое  лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.

2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации

подлежат также все  изменения его статуса (состав учредителей  или участников, а также органов  юридического

лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и  т.д.). Данная

регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном  Законом о государственной

регистрации юридических  лиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для

Информация о работе Юридические лица