Юридическая сущность обязательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда базировалась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Содержание

Введение
1. Юридическая сущность права. Объективное и субъективное право.
2. Тенденции развития права на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая сущность обязательного права.Тенденции развития на современном этапе..doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение

1. Юридическая сущность права. Объективное и субъективное право.

2. Тенденции развития права на современном этапе.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном  этапе развития общества одной из важнейших и перспективных задач является построение правового государства, так как на сегодняшний день именно оно представляется идеальной формой политической организации общества.

Но вместе с  тем никогда не существовало и  не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда базировалась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Важная роль в построении правового государства  принадлежит и всем нам. Сейчас, когда  простые обыватели, обыкновенные граждане все более активно участвуют  в политической жизни общества (выбирая исполнительную и законодательную власть), все чаще допускаются к свершению правосудия (например, в качестве присяжного судьи), большое значение приобретает повышение обыденного уровня правовой культуры каждого отдельного индивида. Ведь для того чтобы наше государство могло сделать шаг вперед на пути к правопорядку необходимы понимание ценности права, юридическая подготовленность личности к восприятию позитивных изменений в законодательстве, правовая активность граждан и, наконец, уважение к правосудию.

 

    1. Юридическая сущность права. Объективное и субъективное право.

В повседневной жизни  каждого человека нередко возникает  вопрос, как поступить в той  или иной ситуациях на работе, в  общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

Социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.

В зависимости  от способа формирования и социальной направленности выделяют моральные, политические, эстетические, религиозные и другие нормы. На определенном этапе развития человеческого общества возникают правовые нормы, которые также входят в число социальных норм. «Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти».1

Сейчас право представляет собой разветвленную сложную  систему права, включающую взаимосвязанные  элементы: нормы права, институты  права, отрасли и под отрасли права.

Вопрос о  том, что есть право, в чем его  сущность, традиционно рассматривается  в теоретической юриспруденции  в качестве основного. Верное понимание  права не только определяет перспективы  и направления развития юридической  науки и ее эффективность, но и  вооружает юриста надежным и точным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Так что, не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности.

Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов. И если говорить о сущности права, то нужно рассматривать его как продукт общественного развития. Однако многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания.

В повседневной жизни люди сталкиваются с множеством значений, которые вкладываются в понятие «право». Со всех сторон мы слышим: «я имею право на жизнь, свободу и т.п.», «каждый человек обязан соблюдать нормы права», «в этом государстве нарушаются права человека». То есть получается, что в каждой конкретной ситуации в понятие «право» вкладывается определенный смысл.

Эта многозначность термина «право» обусловлена  рядом причин. В первую очередь, она  вызвана сложностью права как  общественного явления. Во-вторых, простые  обыватели и специалисты-правоведы  по-разному интерпретируют термин «право». Кроме этого, восприятие человеком права зависит от конкретной культурной среды с определенными ценностями, идеалами, которая несомненно оказывает влияние на каждого из нас.

Более глубокое понимание этого понятия дает обращение к философии права, разрабатываемой ранее в рамках общей теории права в качестве ее составной части, а теперь постепенно оформляющейся в самостоятельную юридическую дисциплину.

Здесь право  предстает в трех аспектах:

  • как формальное равенство;
  • как свобода;
  • как справедливость.

Понятие «равенство»  представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи  уравниваемым объектам.2 Однако, правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности.

Правовое равенство  – это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется.

Признание различных  индивидов формально равными - это  признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т.д. Право  как форма отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные фактические различия в формально-определенные неравные права свободных, независимых друг от друга, равных личностей.

Таким образом, право - это лишь равный для различных  людей формализованный путь к  приобретению прав на различные вещи, предметы, блага, а не раздача всех этих вещей и благ поровну каждому.

С принципом  формального равенства связано и понимание права как формы общественных отношений, ведь право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Своим всеобщим масштабом и равной мерой право «отмеряет» свободу индивидов, свободу в человеческих взаимоотношениях – в действиях, поступках, т.е. дозволения и запреты права представляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития.

Фундаментальное значение свободы для человеческого  бытия в целом выражает вместе с тем место и роль права  в общественной жизни людей. Наблюдаемый  в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления – это одновременно и правовой прогресс, прогресс в правовых формах выражения, существования и защиты этой развивающейся свободы. В этом смысле можно сказать, что всемирная история представляет собой прогрессирующее движение к все большей свободе все большего числа людей. С правовой точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (представители новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права.

Понимание права  как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя с необходимостью и справедливость. Ведь справедливость потому собственно и справедливость, что воплощает  собой и выражает общезначимую правильность, а в этом виде означает всеобщую правильность, т. е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

Латинское слово iustitia (юстиция), от которого происходит слово jus (право), переводится на русский язык то как «справедливость», «правда», то как «правосудие», хотя по существу речь идет об одном и том же понятии – о справедливости, включающей в себя и правосудие (в исходном значении суждения по праву, и в производном значении судебного решения спора в соответствии с правом, справедливо).

Многие источники  феодального права именовались  «правдами», например, «Русская правда»  у восточных славян, «Салическая  правда» у франков. Такое понимание  права сохранено в конституциях современных государств. Так, например, Конституция США 1787г. Принималась, в том числе и для «утверждения правосудия».

Конечно, представления о справедливости не оставались неизменными на протяжении всей истории человечества. Несомненно одно: право всегда олицетворяло определенный порядок в обществе, смысл которого состоял в установлении равного и всеобщего масштаба поведения, обязательного и справедливого для каждого человека. Различия в интерпретации права обусловлены расхождениями в том, что является исходным в определении меры дозволенного поведения: либо потребности индивида, либо интересы класса, либо общества или государства; чьи интересы закрепляет данный порядок с помощью норм, каким образом гарантируется и обеспечивается его соблюдение.

По этой причине  можно выделить несколько смыслов термина «право», в которых он используется.

В первом смысле термина право рассматривают как общесоциальное явление, которое возникает в обществе стихийно, независимо от государства. С этой точки зрения под правом понимаются социально- правовые притязания людей, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В своей основе они составляют естественные права человека, то есть притязания, обусловленные его природой, необходимые для нормального развития личности.

Их можно  разделить на три составные части:

  1. Права и обязанности людей, вытекающие из неюридических норм, действующих в данном обществе:

 а) из норм  обычного права – свобода и  возможность поведения, основанная  на обычаях, т.е. нормах, вошедших  в привычку;

 б) из норм  морали – свобода или возможность поведения, основанная на принципах добра и справедливости;

 в) из норм корпоративного  права – свобода или возможность  поведения, основанная на уставных  и иных положениях, которые действуют  внутри общественных, негосударственных  объединениях, организаций, партиях.

Среди них –  право на жизнь, на свободу, честь  и достоинство, сопротивление угнетению, на собственность, права и обязанности, вытекающие из деловых обыкновений, из технических норм и т.д. Тогда, когда мы претендуем на получение  каких-либо благ, мы часто произносим: «Я имею право».

Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право – это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое  призывает к исполнению долга». В силу своей природы, то есть данности от рождения, они не могут быть ограничены по этому основанию. Такие права и свободы еще называют негативными, то есть не подлежащими ограничению со стороны государства. Правда, на практике эти притязания могут быть только провозглашены государством, но не гарантированы.

  1. Права и обязанности граждан, вытекающие из норм международного права. В их числе право свободно покидать свою страну и возвращаться на историческую родину и др.
  2. Права и обязанности общностей и граждан, принципы права, вытекающие из господствующего в стране общественного и государственного строя. В России, например, такие принципы права, как гуманизм, национальное равноправие, демократизм, законность закреплены в Конституции, и ими должны руководствоваться не только простые граждане страны, но и законодатель, правоприменительные органы государства. В эту группу входят также естественноисторические права различных общностей людей, а также естественные права человека, рожденные развитием товарного производства и рыночных отношений (свобода, равенство, право на собственность и т.д.).

Во-вторых, различают  право в юридическом смысле, его  также называют позитивным (положительным) правом.

Позитивное  право – мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правил поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц.

Исходя из этого  определения, можно охарактеризовать позитивное право следующим образом:

              1. Оно неразрывно связано с государством, выражает его волю, обязательность соблюдения этих юридических норм обеспечивается силой государственного принуждения.
              2. Оно зафиксировано в законодательстве страны, то есть является писанным правом, в отличие от норм морали, обычаев и т.д.

Информация о работе Юридическая сущность обязательного права