Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Вложенные файлы: 1 файл

33068pravo_shpory.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 

1.Понятие,  признаки, сущность г-а. Формы  и ф-и 

Гос-во полит. организация  при помощи к-ой осущ-ся управление общ-ом. Понятие гос-во может употреб. в различных смыслах: 1.в юрид-ом как юрид. лицо как правовой феномен своеобразная корпорация; 2. Гос-во выделяется в социолистическом смысле как некая соц-ая общность сущ-яя независимо от её правового порядка, реальности;3. Может определяться как живой естественный организм; 4 как полит-ое организованное об-во, как гос-во власть.

Характеристики гос-ва:суверенитет – наличие верховной политической власти во внутренних делах и независимость во внешних. -наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих политическую власть (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения). -монополия на использование насилия (через аппарат принуждения). -право на создание и хранение юридического порядка на своей территории. -относительное постоянство (действие юридического порядка на конкретной территории). Элементы:-Территория ,Население., Государственная власть . Характерные признаки:

1. власть ограничена  определенной территорией,

2. власть гос-ва не  подчиняется в порядке иерархии  иным властям, т.е. она первична, исключительна и самостоятельна  – суверенна,

3. гос-во немыслимо  без сис-мы права (законодательства), которой устанавливаются форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание нормативных актов и пр.)

4. общая цель, т.е. идеология,

5. признание людьми,

6. профессиональный аппарат  управления,

7. сис-ма налогов,

8. валюта и мн. др.

От баланса реализованных  признаков гос-ва зависит политический режим.

Функции Гос-а: А) Внутренние: 1)Экономическая (метод командно-административный, косвенное регулирование).2)Идеологическая–целенаправленное информационное воздействие на общество 3)социальная–регулирование социальных отношений.Б)Внешние:1)Оборона страны 2)национальная безопасность 3)внешняя политика. Г механизм – совокупность различных госорганов и учреждений, практически осуществляющих госвласть, задачи и функции государства. Он состоит из А)высших органов государства Б) органов правопорядка. К органам государства примыкают государственные учреждения. Госаппарат – часть механизма, представляющая собой систему госорганов, наделенных полномочиями для реализации госвласти. Госорганы обладают специфическими признаками: а)формируются по воле Г и осуществляют свои функции от имени Г б)выполняют  каждый строго определенные формы деятельности в)наделение полномочиями Г - властного характера. 

2.Юрид-ая  ответ-ть за правонарушения в  эк-е.

Юридическая ответственность – притерпевание нежелательных для лица последствий его правонарушения личного и имущественного порядка. Основанием  возникновения – правонарушение со всеми его элементами. Лицо можно привлечь к ответственности только тогда, когда его действия имеют нежелательные последствия, и когда между ними существует прямая связь. Без вины несут ответственность: 1.за вред, причиненный источникам повышенной опасности, 2. за действия несовершеннолетних детей. Виды юридической ответственности: 1) имущественная (ограниченная, полная); 2) административная (штрафы, изъятие или  конфискация имущества, отстранение от должности, административный арест); 3) дисциплинарная (выговор, понижение в должности, увольнение); 4) уголовная - только к физическим лицам и только в судебном порядке (штрафы, исправительные работы, лишение свободы). Цель: -восстановление нарушенного права, -возмещение причиненного ущерба, -частное и общее предупреждение. Правопорядок – часть общественного порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц

3.Проблемы  и основные признаки правового  гос-ва.Проблемы становления правового  гос-ва в России

Признаки правового  гос-ва: 1) народный суверенитет только народ  источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной гос-ой власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы

взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей –каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное обеспечение прав и свобод личности. К числу иных важных признаков правового гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа;  верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности гос-ой власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или

институте; формирование обществом  на основе норм избирательного права  законодательных органов и контроль за формированием и выражением

законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Право  собственности и другие вещные  права

Права собственности  это: 1.совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих и охраняющих состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. 2.нормы, устанавливающие принадлежность вещей определенным лицам. 3. нормы, определяющие полномочия собственника по использованию принадлежащего ему имущества 4.нормы, устанавливающие средства защиты прав собственника. Собственник вправе по своему усмотрению:  владеть, пользоваться, распоряжаться вещью. Право собственности бессрочно. Право собственности делится на право собственности:  граждан, ЮЛ,  РA и ее субъектов, МО.  Способы приобретения права собственности - это юридические факты, которые влекут возникновение у лица права собственности. Существуют общегражданские и специальные способы приобретения права собственности. Способы приобретения права собственности делятся на: 1. первоначальные, когда право собственности на вещь возникает впервые либо помимо воли предыдущего собственника и 2 производные. 11 - создание новой вещи; 12 - приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы; 13 - переработка вещи; 14 - приобретение права собственности на бесхозяйное имущество. 21 - приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения; 22 - наследование; 23 - приобретение права на имущество юридического лица при его реорганизации.

17.Правовые  отношения, понятие, элементы, основания  возникновения, изменения и прекращения  правоотношений. Юрид факты, их  понятие и виды.

Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав. Элементы: Субъекты -  совокупность  лиц,  участвующих  в правоотношении (не менее двух - управомоченный и обязанный).      Объект - то, по поводу чего возникает  и  осуществляется  деятельность его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются необходимые условия и предпосылки, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Выделяют, прежде всего, два вида предпосылок возникновения правоотношений: материальные (общие:жизненые интересы, потребности людей) и юридические (специальные: норма права, правосубъектность).

Юридическими факты-жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего различных правовых отношений. По своему отношению к воле людей юридические факты разделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека, то есть стихийные бедствия, рождение, достижение определенного возраста.Действия классифицируются на правомерные и неправомерные по признаку отношения к ним правовых норм.

Виды юридических  фактов: по характеру последствий: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;По волевому признаку:события, действия (бездействие).

18. Понятие  законности и правопорядка и  их значение в современном  обществе.

Законность- правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле слова — это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.

Правопорядок- это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.   Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества.

Режим законности означает такое состояние  общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

19.Защита  права собственности.

Защита права собственности - это применение к лицу, нарушающему право собственности или препятствующему его осуществлению, установленных законом неблагоприятных мер. Способы защиты права собственности: вещно-правовые, обязательственно-правовые, восстановление права собственности, защита интересов собственников принудительно изъятого имущества. Вещно-правовые способы применяются для защиты права собственности от посягательства со стороны любого третьего лица (абсолютная защита). К ним относится виндикационный иск (требования, не владеющего собственника к незаконному владеющему не собственнику о возврате вещи в натуре), негаторный иск (требования владеющего своим имуществом собственника об устранении препятствий осуществления его правомочий пользования и распоряжения этим имуществом). Обязательственно-правовые способы охраняют право собственника, опосредственно и направлены больше на защиту имущественных прав собственника, возникающих в силу договоров. Способ восстановления права собственности – восстановление права собственности граждан происходит по решению суда. Защита интересов собственника принудительно изъятого имущества – способ защиты судебный. Способ самозащиты прав осуществляется в судебном порядке, путем предъявления вещно-правовых исков.

 

 

 

 

 

 

 

 

30.  Права  и свободы человека и гражданина  в РФ. Система основных прав  и свобод человека и гражданина. Экономические, политические и правовые гарантии осуществления этих прав. Обязанности гражданина РФ.

Под правами  человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством.  Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Личные являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят: Право на жизнь,

Право на свободу и  личную неприкосновенность,

Право на достоинство  личности, Право на неприкосновенность частной жизни, Право на неприкосновенность жилища, Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие,

Право на национальную и культурную самоидентификацию, Свобода совести и свобода мысли, Свобода передвижения и выбора местожительства; Свобода выбора национальности и языка общения, Право на судебную защиту,

Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную), Право на имя, Право на частную собственность, Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни: личные; политические; социально-экономические и культурные.

В Конституции  РФ 1993 г. зафиксированы следующие обязанности гражданина России: соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); охранять природу и окружающую среду (ст. 58); защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59).

31. Защита  нарушенных прав.

Судебная защита прав – это неотъемлемое право каждого человека на государственную защиту нарушенных или нарушаемых прав, свобод и законных интересов в органах судебной власти. Судебная защита прав осуществляется в форме правосудия. Каждый человек имеет полное право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами.

В статье 46 Конституции  РФ каждому человеку гарантируется  право на судебную защиту нарушенных прав – гражданских, социальных, политических, культурных, трудовых. Любое действие или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц может быть признано не соответствующим действующему законодательству и обжаловано в суде. Каждый человек имеет право обратиться за помощью в международные органы по защите прав и свобод, если в Российской Федерации он исчерпал все возможные способы защиты нарушенных прав.

Судебная защита нарушенных прав предусматривает рассмотрение дела тем судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено по закону. Судебная защита прав обвиняемого гарантируется возможностью участия присяжных заседателей в судебном заседании.

Судебная защита обеспечивается возможностью получения квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной. У каждого человека возникает право на помощь адвоката или защитника при задержании, взятии под стражу или предъявлении обвинения.

33. Подведомственность  и подсудность гражданских дел. Порядок разрешения споров в суде. Исполнение судебных решений.

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Подавляющее большинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в дальнейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Подсудностью  называется распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы.

Кроме разрешения споров о праве, государство берет на себя и приведение постановленных решений в исполнение. Для этого, по общему правилу, требуется, чтобы решение вступило в законную силу (см. статью «Судебное решение») и чтобы лицо, которому нечто присуждено («взыскатель»), просило суд о содействии. Оно должно обратиться (письменно или словесно) в суд, постановивший решение, с ходатайством о выдаче так называемого «исполнительного листа»; с этим листом взыскатель адресуется в суд по месту исполнения решения для назначения судебного пристава (орган, приводящий решение в исполнение). Деятельность этого чиновника стоит под надзором суда, при котором он числится; суду он доносит о важнейших моментах своего делопроизводства: о способе взыскания, выбранном стороною; об отсрочках по исполнению решения; о том, что оно приведено в исполнение. Сверх того, судебный пристав записывает все свои действия в особый журнал, играющий роль протокола. Жалобы на судебного пристава приносятся в двухнедельный срок тому суду, в округе которого производится взыскание.

Способы исполнения решения в законе указаны следующие: 1) передача имущества натурой тому лицу, которому оно присуждено; 2) обращение взыскания на движимое или недвижимое имущество должника; 3) исполнение (с разрешения суда) на счет ответчика тех действий и работ, которые тот обязан был совершить, но не совершил в назначенный судом срок.

 

 

 

45Оплата труда: гос и договорное регулирование

Заработная  плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник предприятия или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Структура заработной платы включает основную, дополнительную зарплату, а также иные поощрительные и компенсационные выплаты. Основная зарплата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок, сдельных расценок для рабочих, окладов для служащих. Дополнительная заработная плата - это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи, особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, премии и др. Иные поощрительные и компенсационные выплаты - это вознаграждение по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие выплаты. В законе определены два метода регулирования оплаты труда - государственный и договорный, причем основным методом является договорный. Государственное регулирование включает установление размера минимальной зарплаты, других государственных норм и гарантий, условий и размеров оплаты труда работников бюджетных организаций, руководителей государственных предприятий, а также налогообложение доходов работников.  Договорное регулирование оплаты труда производится на основе системы соглашений, в которую входят генеральные, отраслевые, региональные соглашения, а также коллективные договоры, которые заключаются в соответствии с законом о коллективных договорах и соглашениях. Основным соглашением, регулирующим оплату труда на предприятиях, учреждениях и организациях является коллективный договор. Гарантийные выплаты – выплаты за время, когда работник не выполняет трудовые обязанности по причинам, предусмотренным законодательством (оплата простоя по вине работодателя, оплата времени вынужденного прогула незаконно уволенного работника в случае его восстановления на работе, выплата выходного пособия при увольнении работника без его вины и др.).Компенсационные выплаты – выплаты, имеющие целью возместить работнику понесенные в связи с выполнением трудовых обязанностей расходы (компенсации при направлении работника в командировку, при переезде на работу в другую местность, за использование работником личного имущества, при вынужденном неполном рабочем времени) 

46) Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства (Государственный комитет по рыболовству, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и др.). Экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Предмет,прнципы,система  и источники рос-ого гражд-ого  права.Специфические особенности  граж.прав-ого регулирования.

Предмет-это об-ые отношения  регулируемые граж. правом. Основноеместо  среди них занимают имущественные  отношения выступающие в товарно  денежной форме и связанные с  обладающим и распоряжение имущества.

Принципы показывают сущность граж. Закон-ва и отражают наиболее существнные свойства. Ст.1ГР кодекс РФ 1. Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права. 2. Недопустимости произвольного вмешательства кого либо в частые дела. 3. Неприкосновенности собственности. 4. Свободы договора 5. Свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств на всей терр-ии РФ.

Система гражд права  складывается и основывается на специфичесских  об-ых отношений входящих в предмет граж права

Источники гр права: конституция, граж кодекс(он имеет высшую юрид силу), федеральные законы, подзаконные акты)указы президента, постановления правительства), международно правовой договор, обычай делового оборота, юрид прецедент.

5 Гражданское  об-во и гос-во. Место и роль  гос-ва в полит-ой системе Российского об-ва.

Гражданское общество в  подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной  чертой которого является равноправие  личности, сообщества граждан и государства.

Государство – это  орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;2) обладает суверенитетом;3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

6.Субъекты  гражданского права.

Субъекты гражданского правоотношения - это лица, обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении. Ими могут быть любые субъекты гражданского права: физические лица; юридические лица;

- Российская Федерация,  субъекты Российской Федерации,  муниципальные образования. Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, называется управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обязанности,  обязанным лицом (должником).Обычно каждый участник гражданского правоотношения является одновременно идолжником и кредитором (например, продавец по договору купли-продажи несет обязанность по передаче веши и в то же время имеет право на получение платы за нее).

7.Понятие  право:основные принципы и функции

Право это система нормативных установок операющихся на идеичеловеческой справедливости и свободы выражения большей частью в законодательстве регулирующая общественные отношения. Существует три основные группы принципов права: общеправовые - они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений (принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности)., межотраслевые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). и отраслевые характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного и гражданского).

Функции: внешние-полит-ая, эконом-ая, воспитательная, культурно-историческая, коммуникативная;внутренние-регулятивная (динамическая,статистическая),охранительная; второстепенные- компенсационная,ограничительная, восстановительная.

11 Понятие  «нормативно-правовые акты», действие  их времени, пространстве и  по кругу.

Нормативно правовой акт это акт правотворчества  исходящий от компетентного гос-ого  органа. Он содержит в себе общеобязательные правила поведения(нормы) содержащиеся в них предписания являются выражением гос-ой воли, принимаются и реализуются в особом процесуальном порядке, имеет строго определенную документацию в виде законов,указов постановлений. Классификация: по юрид силе-законные и подзаконные; по сфере действия-акты внешнего и внутреннего действия; по сроку действия на акты неопределенно длительного действия и временные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятие  «правонарушение». Виды и состав  правонарушения. Понятие «презумпция  невиновности».

Правонарушение - это деяние противоправное, то есть такое деяние, совершение которого правом запрещено в той или иной форме (прямой запрет, возложение юридической обязанности совершить позитивное действие, установление наказуемости деяния и др.).

Правонарушение - это общественно опасное противоправное виновное деяние.

Виды:

гражданские — правонарушения, совершаемые  в сфере имущественных и определенных имущественных отношений (например, неисполнение обязательства по договорам);

административные - правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления (например, нарушение правил пожарной безопасности);

 дисциплинарные - правонарушения, совершаемые в сфере служебных,  организационных отношений (например, прогулы на предприятиях, неисполнение  приказа и т. д.).

Презу́мпция невино́вности - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.

21. Обязательства  в гражданском праве: понятие,  элементы, основания возникновения.

Обязательственное право представляет собой составную часть (подотрасль) гражданского (частного) права, нормы которой непосредственно регулируют имущественный или экономический оборот, преобразуя его в форму гражданско-правового оборота. Иначе говоря, речь здесь идет о правовом оформлении товарно-денежного обмена, т.е. рыночных взаимосвязей в собственном смысле слова. Именно в нормах обязательственного права многочисленные и разнообразные товарно-денежные связи конкретных субъектов обмена, составляющие экономическое понятие рынка, получают правовое признание и закрепление.

Виды обязательств:

односторонние и взаимные; обязательства по производству работ (подряд); обязательства по оказанию услуг (поручение, комиссия, хранение, экспедиция); обязательства по кредиту и расчетам (заем и др.); обязательства по страхованию; обязательства по совместной деятельности;

обязательства из односторонних  правомерных действий (награда) ведение  дел без поручения;

охранительные обязательства; обязательства по возмездной реализации имущества (купля-продажа, поставка, контрактация, мена, пожизненное содержание); обязательства по возмездной передаче имущества в пользование (найм); обязательства по безвозмездной передаче имущества в собственность или в пользование (дарение, ссуда);

22.  Юридическая  ответственность: понятие и основания.

Юридическая ответственность – правоотношение между лицом, совершившим правонарушение и компетентным органом (общественным органом), в рамках которого у органа имеется обязанность привлечь правонарушителя к тому или иному виду юр. ответственности, у виновного есть обязанность претерпеть неблагоприятные лишения связанные с фактом правонарушения. Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения является основанием для привлечения к юр. ответственности. Юр. ответственность является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение. В широком смысле юр. ответственность понимается, как отношение лица к обществу, государству, другим лицам с позиции осознанного выполнения своих обязательств перед ними. Более узко

юр. ответственность – это реакция государства на совершенные правонарушения. Реализация юр. ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер гос. воздействия. Признаки юр. ответственности: 1)содержание юр. отв. составляет гос. принуждение; 2)юр. отв. характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть; 3)юр. отв. наступает только за совершившееся правонарушение; 4)применение мер юр. отв. Возможно лишь при соблюдении норм процессуального права. Виды юр. отв. Соответствуют названным отраслям права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санкции. Выделяются сл. виды юр. отв.: 1)административная, выражается в применение к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до ареста); 2)дисциплинарная, наступает вследствие нарушения дисциплины; 3)материальная, заключена в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате не правомерных действий; 4)гражданско-правовая, наступает при нарушении имущественных и некоторых личных не имущественных прав граждан и организаций; 5)уголовная, применяется к лицам, совершившим преступление. Дисциплинарная и материальная ответственность применяются во вне судебном порядке. Административная может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная применяются только по решению суда. Цель: 1)восстановление нарушенного права, 2)возмещение причиненного ущерба, 3)частное и общее предупреждение.

38 Понятие  и конституционные принципы судебной  власти  в РФ. Система судебных  органов

Конституция РФ относит  судебную власть к самостоятельной  ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

Судебная система включает в себя следующие суды:

Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации;

суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный  суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный  Суд РФ);

арбитражный суд (субъекта Российской Федерации, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ);третейский суд.

35. Понятие,  предмет и источники трудового  права.

Трудовое право  – совокупность правовых норм, которые  регулируют общественно-трудовые отношения  и иные непосредственно с ними связанные. Предмет - трудовые отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Источники трудового права – совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права; они делятся по степени важности: законы (указы правительства) и подзаконные нормативные акты. Источники: Конституция, Трудовой кодекс РФ, международные соглашения о труде, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, федеральные законы. Метод трудового права – совокупность приемов и способов правового регулирования. Специальные особенности метода: 1)метод сочетает централизованное и локальное регулирование, а также законодательное и договорное, 2)равноправие сторон трудового договора при его заключении и расторжении, 3)договорный характер труда, 4)единство и дифференциация правового регулирования. Трудовые правоотношения  - общественные трудовые отношения, урегулированные нормами трудового права. Основа возникновения – либо двусторонний трудовой договор, либо акт об избрании на должность, либо на основании судебного решения о заключении трудового договора. Изменение трудовых отношений – соглашение сторон об изменении трудового договора. Основа прекращения: или соглашение сторон, или одностороннее  волеизъявление одной из сторон, или волеизъявление другого органа (в связи с призывом на военную службу). Содержание: права и обязанности его субъектов (правам одного субъекта соответствуют обязанности другого субъекта).

36.Система  органов государственной власти  в РФ.

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной  власти характеризуются следующими чертами: наделены государственно-властными полномочиями; образуются и действуют в установленном государством порядке; уполномочены государством осуществлять его задачи и функции; являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

В соответствии со ст. 11 Конституции государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство и суды РФ.

Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной  власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо­дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

К органам исполнительной власти относятся Правительство  Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации.

37. Коллективные  договоры и соглашения.

Коллективный  договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях.

Обязательная часть  коллективного договора - конкретные обязательства работодателя по обеспечению  условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными трудовым законодательством (ст. 41 ТК). При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Коллективный договор может заключаться у индивидуального предпринимателя, в организации в целом, в ее филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях. Коллективный договор изменяется и дополняется в процессе коллективных переговоров (ст. 37 ТК). Изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном Трудовым кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением (ст. 49 ТК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Виды взысканий,порядок налож

Дисциплина труда это точное исправление работником своих трудовых обязанностей. Дисциплина труда обеспечивается суммой двух слагаемых применение мер поощрения и наложения мер юрид. ответственности. Ст 191 ТКРФ содержит примерный перечень мер поощрения к их числу относятся объявления благодарности выдача премии, награждение ценными подарками итд

Дисциплинарная ответ-ть это применение мер дисциплинарного взыскания к работникам за неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязаностей.

Наложение дисциплинарного  взыскания регулируется ст. 193 ТК РФ↑Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, следует подтвердить документально факт нарушения трудовой дисциплины. После этого сотрудник должен написать объяснительную записку, в которой нужно изложить причины своего поведения. Причины внимательно анализируются руководством, и устанавливается, являются они уважительными или нет. Если по истечении двух рабочих дней объяснение не предоставлено, составляется акт за подписью двух или более свидетелей. Руководитель, имеющий на руках такой акт, может наложить дисциплинарное взыскание без объяснений сотрудника.Процесс наложения дисциплинарного взыскания нужно строго соблюдать. Если дисциплинарное взыскание будет признано незаконным, сотрудник может потребовать возмещения морального вреда и восстановления нарушенных прав.

Снятие дисциплинарного  взыскания.Сотрудник считается не имеющим взыскания, если он в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому взысканию. (ст. 194 ТК РФ).Дисциплинарное взыскание может быть снято с сотрудника и ранее по инициативе администрации, просьбе самого сотрудника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа трудового коллектива (ст. 194 ТК РФ).

48. Лицензирование  отдельных видов деят-ти. – это необходимая процедура, введенная государством в целях обеспечения безопасности страны и ее граждан. Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, а также на установление правовых основ единого рынка. Действие вышеназванного Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, и индивидуальных предпринимателей.

Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Перечень видов деятельности подлежащих процедуре лицензирования содержится в ст. 17 вышеназванного Закона он содержит значительный список лицензируемых видов деятельности. Однако с точки зрения малого предпринимательства наибольший интерес могут представлять: ветеринарная деятельность; медицинская деятельность; фармакологическая деятельность; пассажирские перевозки автомобильным транспортом; грузовые перевозки автомобильным транспортом; заготовка, переработка черных и цветных металлов; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.Статья7.Действие лицензии1.)Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. 2.)Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

 

8.Объекты  гражданских прав.

Объектами гражданских  прав являются  материальные или  нематериальные блага, на которые они  направлены. Субъективные гражданские права имеют те же объекты, что и правоотношение в целом. К ним, относятся: вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, изобретения, произведения науки, литературы, иные результаты интеллектуальной деятельности, а также другие материальные и нематериальные блага. Вещи - материальные предметы, предназначенные для удовлетворения потребностей человека. Вещи являются объектом таких субъективных гражданских прав, как право собственности и прав, производных от него - права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления. Некоторые виды имущества могут быть предметом гражданско-правовых сделок с определенными ограничениями, а в отношении ряда из них допускаются лишь определенные сделки. Вещи делятся на делимые и неделимые. Вещи потребляемые и не потребляемые. Вещь именуется потребляемой, если в результате однократного акта ее использования она уничтожается или перестает существовать в первоначальном виде. Плоды и доходы. Под плодами понимают вещи, полученные в результате естественного развития другой вещи. Доходы - это денежные суммы, полученные от использования вещи или ее распоряжения  Средства производства и предметы потребления. В основе деления вещей на эти две группы лежит экономическое назначение их. Если средства производства - это средства и предметы труда, то под предметами потребления понимают предметы, предназначенные для личного потребления граждан.

9.Норма права:понятие  признаки структура.

нормой права –это исходящие от гос-ва или охраняемое обще обязательное формально определенное предписание выраженное в виде правила поведения и являющиеся гос-ым регулятором об-ых отношений.Это особая разновидность соц-ых норма на ряду с нормами каких либо соц-ых общностей.Признаки: 1.формальное правило поведения, устанавливающее конкретные права и обязанности участников. 2. Общие правила поведения, касающихся типичных и наиболее важных общественных отношений. 3. Нормы права носят обязывающий характер. 4. Норма права устанавливается или санкционируется  государством. 5. Реализация правовой нормы обеспечивается и принудительной силой. 6.

Норма права выражает волю определенных социальных групп или большинства населения  страны.

Виды: 1. императивные (от правил отступить нельзя) 2.диспозитивные (правила изменить можно). Структура: 1. Диспозиция (правила поведения) 2. Гипотеза (указание на условие) 3. Санкция.

Норма права имеет  отличие от других социальных норм:1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай); 2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

10.Гражданско-правовые  сделки.

Сделками признаются действия юрид лиц направленные на установление изменение или прекращение  гражд прав или обязанностей. Сделка это волевое правомерное дейстивие. Сделки могуть быть одностороними возникает в силу волеизъявления одного лица(завещание); двухсторонними-по воле двух сторон и наз.договором; и многосторонимим сделка совершаемая по воле более чем двух лиц(3 комерческие фирмы заключили договор с подрядчиком о строительстве жилого дома. Сделки подразделяются на безвозмездные и возмездные. Сделки бывают консесоальными (заключены в момент соглашения сторон и реальными(пример: договор перевозки. который считает заключенным с момента сдачи груза к перевозки. Форма сделок: устная и письменная.

12.Представительство.  Доверенность. Ст 182

Представительства- это территориально обособленные структурные подразделения ЮЛ, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Представительства -  представляют интересы и обеспечивают их защиту лицу. Представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую ЮЛ, вправе только его филиал. Виды представительства: 1 добровольное (договорное); 2. законное; 3. представительство юридических лиц; 4. общественное

Доверенность – особый документ, удостоверяющий полномочия. Доверенность является письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность должна быть оформлена надлежащим образом. Надлежащее оформление: простая письменная форма и описание полномочий представителя.

28. Народовластие  и формы его осуществления.

Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Формы народовластия:Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа

23. Принципы  исполнения обязательств. Способы  обеспечения исполнения обязательств.

Принцип надлежащего  исполнения, предусмотренный ст. 309 ГК, устанавливает, что "обязательства  должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".

Принцип реального исполнения сформулирован в ст. 396 ГК и в качестве общего правила предписывает обязательность исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно того действия, которое составляет содержание обязательства без замены этого действия денежным эквивалентом в виде возмещения убытков и уплаты неустойки.

Способы обеспечения  исполнения обязательства-это предусмотренные  законодательством или договором  специальные правовые средства имущественного характера, стимулирующие должника к надлежащему исполнению обязательства путем установления дополнительных гарантий удовлетворения требований (интересов) кредитора.

1. Неустойка (штраф,  пеня). 2. Залог. 3. Удержание. 

4. Поручительство. 5. Задаток. 

24. Основы  конституционного строя России  и его основные элементы.

Конституционный строй  – это форма (или способ) организации  государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует  его как конституционное государство.

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

Основы конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 1), составляют прежде всего  демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого  в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства.

25. Имущественная  ответственность сторон за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  обязательств, ее основания и  виды.

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязательства  влечет за собой гражданско-правовую ответственность. Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать лишь такие санкции, которые связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя, т.е. являются для него определенным наказанием за совершенное правонарушение. Ответственность может наступать в форме возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ), уплаты неустойки (ст. 330 ГК РФ), потери задатка (ст. 381 ГК РФ). Прежде всего, должник обязан возместить кредитору убытки, в которые входят расходы кредитора, реальный ущерб и упущенная выгода. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Необходимым условием привлечения к гражданско-правовой ответственности является наличие вины в действиях лица, не исполнившего своего обязательства или исполнившего его ненадлежащим образом. Существуют и основания для привлечения к ответственности без вины, например, ответственность владельца источника повышенной опасности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан или имуществу других лиц.

Гражданское законодательство выделяет следующие  виды гражданско-правовой (имущественной) ответственности:

1) договорная (ее основанием  служит нарушение соглашения  сторон);

2) внедоговорная (может  устанавливаться только в прямо  предусмотренных законом случаях и размерах и на императивно установленных условиях).

Как договорная, так и  внедоговорная ответственность  в зависимости от числа обязанных  лиц может быть долевой, солидарной и субсидиарной.

Необходимым основанием ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства признается наличие вины лица, допустившего нарушение в форме умысла или неосторожности.

27. Общие  положения о договорах в гражданском  праве: понятие, значение, стороны,  содержание. Основные виды договоров.

Договор это форма соблюдения интересов субъектов гражданских правоотношений и основная форма осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающая реализацию продуктов и обмен материальными благами в предпринимательской деятельности.

Основные виды договоров, предусмотренные действующим законодательством;

Договор купли-продажи, договор  агентирование, договор комиссии, договор  займа, договор аренды, договор финансовой аренды (Лизинга), договор безвозмездного пользования, договор подряда, кредитный  договор, договор коммерческой концессии договор возмездного оказания услуг, договор транспортной экспедиции, договор перевозки, договор хранения.

Купли-продажи - одна сторона (продавец) обязуется передать вещь в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК РФ).

Кредитный договор - банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Регулируется Главой 42 ГК РФ.

Договор займа - одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Регулиреутся Главой 42 ГК РФ.

 

39 Трудовой  договор: понятие, содержание, виды, сроки и порядок заключения.Испытат. срок.

Трудовой  договор это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с   которым работодатель обязуется: предоставит работу, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию. Субъекты: работодатель (физическое или юридическое лицо) и работник (физическое лицо). Право заключать трудовой договор имеет лицо не моложе 16 лет (иногда 15/14). При заключении договора работник приказом зачисляется в штат. Содержания – условия, которые определяют права и обязанности сторон трудового договора. Условия делятся на существенные (место работы, дата начала, определение должности, режим труда и отдыха) и дополнительные (испытательный срок, не разглашение). Условия не могут ухудшать положение работника по сравнению с трудовым кодексом.

Виды: Классифицируя договоры по сроку, законодатель называет три их вида:1) договор на неопределенный срок;2) договор на определенный срок не более пяти лет;3) договор на время выполнения определенной работы (ст. 17 КЗоТ). С

Сроки :Трудовой договор может быть:1) бессрочным, заключаемым на неопределенный срок;2) на определенный срок, установленный по согласованию сторон;3) заключаемым на время выполнения определенной работы.1. В зависимости от сроков, на которые заключается трудовой договор, они делятся на два вида:1) бессрочные (заключаемые на неопределенный срок);2) срочные:а) заключаемые на определенный срок, установленный по согласованию сторон;б) заключаемые на время выполнения определенной работы.ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ :Заключение трудового договора предусматривает следующий порядок его оформления: 
- трудовой договор заключается в письменной форме; 
- составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами; 
- один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (срок хранения трудовых договоров не менее 75 лет). 
   Причем получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящимся у работодателя. Статья 21.

40. Правовые  основы защиты гос тайны.Комерческая  и служебная тайна.

 Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. К органам защиты государственной тайны относятся:1)межведомственная комиссия по защите государственной тайны;2)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности;3)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;4)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки;5)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;и их территориальные органы. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. Служебная и коммерческая тайна представляют собой такой вид информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Введение особой правовой охраны служебной и коммерческой тайны обусловлено необходимостью защитить законные интересы участников товарного оборота, затрачивающих время и средства на разработку и внедрение передовых технологий и методов ведения бизнеса, которые не всегда могут быть защищены с помощью традиционных форм правовой охраны. Служебная и коммерческая тайна рассматриваются как объекты интеллектуальной собственности, но их правовая охрана отличается от охраны традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом. Правовая охрана служебной и коммерческой тайны осуществляется в соответствии со следующими актами: Ст. 139 Гражданского Кодекса Российской Федерации; Ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации". Данный закон хотя и не содержит специальных правил, посвященных охране служебной и коммерческой тайны, но включает целый ряд норм, раскрывающих понятие информационных ресурсов, конфиденциальной информации, защиты информации.

41.Основание  и расторжение трудового договора  по иниц.работодателя.

Ст.81 ТК.Увольнение производиться  с учетом мотивированного мнения профсоюза, если работник член профсоюза. Увольнение может быть 1. вызвано  ликвидацией организации; 2. по сокращению (высвобождаются лишние работники, работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу, высвобождаемому работнику два месяца выплачивается пособие); 3.  из-за несоответствия занимаемой должности; 4. за виновные действия; 5. в связи с утратой доверия (работники обслуживающие денежные и товарные ценности).  При увольнении работодатель обязан персонально и под роспись не менее чем за два месяца предупредить работника.  Запись об увольнение заносится в трудовую книжку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49.Охрана труда.особенности охраны труда женщин, несовешеннолетних

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия..Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:1.)Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений2.)Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. Статья 14. Охрана труда женщин Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию), а также привлечение женщин к 
поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, а также предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами утверждаются Министерством здравоохранения Украины по согласованию с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда. Статья 15. Охрана труда несовершеннолетних. Запрещается применение труда несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах 
и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах.  
Запрещается также привлекать несовершеннолетних к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра. Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

 

50.Административное  право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Статья 37. Ответственность  за нарушение антимонопольного законодательства 
1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 
2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Система  и отрасли российского права.  Предмет правового регулирования  об-ых отношений

Система права это объективно обусловленная системой об-ых отношений внутреннее строение права выражающиеся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности. Отрасль права это совокупность обособленных юридических норм регулирующих качественно однородную группу об-ых отношений. Отрасли подразделяются на отрасли материального(конституция, УК,ГК,ТК,СК кодексы) и процессуального права(уголовно, гражданско, арбитражно- процессуальные.

Отрасли матер-го права-регулируют об-ые отношения закрепляют гос-ый и об-ый строй, формы собст-ти,положения и структуру гос-ых органов.

Отрасли процессуального- имеет организационоо процедурно управленческий характер устанвливающий порядок разрешения юрид дела.

Публичного-реализуют отношения обеспечивающие общий совокупный публичный интерес

Частного-регулирует отношения обеспечивающие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников

Предмет правового  регулирования-об-ые отношения регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности которое требуют правового регулирования,т.е сфера на которую распространяется право и которая находится под его юристдикцией.

14.Сроки  в гражданском праве. Исковая  давность.

Сроки в гражданском  праве – это установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок, который определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Кроме того, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Иск-заявление в суд  с просьбой защитить наруш право. Исковая давность-срок, в кот суд предоставляет защиту наруш права, обычный срок исковой давности 3 года. Значение исковой давности: 1)стимулирует своевременно защищать свои права; 2)амнистирует правонарушителей; 3) содействует устойчивости эк оборота. Срок иска не распр: 1)на требование по возм вреда жизни или здоровью (компенсацию можно потребовать только за посл 3 года); 2)алименты (за посл 3 года); 3)требования к банкам; 4)сокр срок исковой давности (оспоримые сделки-1 год). Срок может быть приостановлен, если посл 6 мес срока наступили непреодолимые препятствия для подачи заявления в суд (болезнь, армия, стихийные явл). Если должник признает долг и будет подано заявл в суд то исковая давность начинается сначала. Действие исковой давности: если давность истекла, то ответчик в суде может об этом заявить и автоматически выиграет дело, если не сделает этого, то проиграет. 

15.Источники  права.Конституция-основной закон  гос-ва. Закон и подзаконные акты.

Источниками права традиционно считаются нормативные правовые акты, правовые обычаи, юридические прецеденты (судебная практика) и договоры нормативного содержания. Правовой обычай, многократно повторяющий поведение в обществе, складывающееся исторически. Юридический(правовой) прецедент – решение суда по конкретному делу. Нормативный договор – это самостоятельно воле изъявленный договор участников общественных отношений, который получает поддержку государства. Нормативно правовой акт – это официальный акт результат нормы общества, в котором содержаться юридические нормы, установленные государством и зафиксированные в письменной форме. Рефередум-всенародное голосование. Юрид наука(правовая доктрина), религиозные тексты, правотворчество.

Предмет регулирования  Конституции:1) права и свободы человека;2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;3) устройство государственного механизма;4) политико-территориальное устройство;5) форма правления;6) форма государственного устройства.

Направлениям реализации конституционных норм

Учредительная, организаторская, идеологическая,, информационная, стабилизирующая, программная.

Конституция свойства:1) основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);2) нормативность;

3) высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;4) особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;5) учредительность.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

К подзаконным нормативным  актам относятся:1) на федеральном уровне:а) указ Президента РФ;б) постановление Правительства РФ;в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов;2) на уровне субъектов Федерации:а) акты органов субъектов Федерации,б) акты органов самоуправления;в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

32.   Гражданство  РФ.

Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

 

            

26.Принципы  организации основ государственной  власти в РФ. Система органов  государственной власти

Государственная власть в современном обществе базируется на совокупности изложенных ниже принципов:

I. Принцип разделения  властей. Смысл идеи разделения властей — не допустить злоупотребления властью

II. Принцип  организации и функционирования  государственной власти — ее подчиненность Праву, регулируемость законами.

III. Принцип  — ее безличность.

IV.Принцип организации  государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.

V. Принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права.

О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты,  отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. В Российской Федерации-России к основным центральным органам власти относятся:

Глава государства-Президент  Российской Федерации; Федеральный  законодательный орган — Федеральное  собрание России; Правительство —  Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства; Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России) Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

На уровне субъектов  России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов  России.

29. Свобода  договора. Заключение договора. Изменение  и расторжение договора.

Свобода Договора - одно из основных начал гражданского законодательства РФ (ст. 1 ГК РФ). Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за изъятием случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, н.е предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор заключается путем направления оферты (это предложение заключить договор) одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Договор является заключенным в момент получения направившим оферту лицом ее акцепта. Если для заключения договора в соответствии с законом необходима передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Если договор подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Изменение или расторжение договора допускается только по взаимному соглашению сторон. Однако исключение из этого общего правила может содержаться в самом договоре. Договор может изменяться и расторгаться только по взаимному соглашению сторон, если в самом договоре не предусмотрено иное. Одностороннее изменение договора, по общему правилу, не допускается и одностороннее расторжение договора не допускается. Однако в двух случаях, и то только по решению суда, одна из сторон вправе потребовать изменения либо расторжения договора:

- при существенном  нарушении договора другой стороной.

- при существенном  изменении обстоятельств, из которых  стороны исходили при заключении  договора.

34. Особенности  федеративного устройства России  и его основные принципы.

Конституционные основы национально-государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. I Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

42.Правовое  регулирование экономических отношений. Статья 2ГК – определяет круг отношений, входящих в зону гражданского правового регулирования. Отношения делятся на: 1.имущественные 2. не имущественные. В свою очередь не имущественные отношения делятся на: 1.личные не имущественные отношения, связанные с имуществом 2. не связанные с имуществом. Имущественные отношения складываются по поводу имущества, которое имеет денежную и стоимостную оценку. Под имуществом понимается вещь.

Вещь – это предмет материального вида, ею обладает человек и она может быть полезна во всех отношениях. Под правом на вещь и обязанностям к вещи понимается, прежде всего, договорные отношения, когда вещь, либо имущество переходит к другим собственникам, кредиторам, наследникам и др. Личные не имущественные отношения, связанные с имуществом возникают в сфере именуемой авторским или изобретательским правом. Личные не имущественные отношения, не связанные с имуществом, не регулируются гражданским правом, а только охраняются и защищаются им. Метод гражданского регулирования и признаки метода. В гражданском праве для метода правового регулирования характерно: 1. равенство участников в правовых отношениях; 2. автономия участников; 3. Имущество самостоятельных (наибольшая у ФЛ, предприним, хозобщества и товариществ, меньше у Г и МО). Специфические черты регулирования в гражданском праве. 1) имущественная ответственность субъектов гражданского права своим имуществом. 2) судебный исковый порядок рассмотрен споров. 3) Дееспособный характер.

43. Рабочее время и время отдыха:понятие и виды

Рабочее время – это время в течении которого работник выполняет обязанности возложенные на него трудовым договором.

Рабочем временем называется установленное законом время в течении которого, рабочий должен выполнять порученную ему работу. Рабочее время отличается от фактически отработанного времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Существует сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий лиц (несовершеннолетние, учащиеся, работник вредных предприятий, учителей, врачей, инвалидов). Неполное рабочее время может быть как в форме неполного рабочего дня, так и неполной рабочей недели. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени, а при сдельно оплате труда – в зависимости от выработки. Неполное рабочее время может быть установлено любому работнику по его просьбе и при согласии на это работодателя.  Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Основанием является приказ руководителя о привлечении работника к сверхурочным работам или же устное распоряжение кого-либо из руководителей. Компенсируется оплатой в повышенном размере. Работы не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.  Дежурства в нерабочее время – это пребывание работника в организации в нерабочее время в качестве ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов. Дежурства в выходной или праздничный день компенсируются предоставлением отгула в течение ближайших 10 дней. Под временем отдыха понимается период в течении которого работник не привлекается к выполнению трудовых обязанностей. Перерыв для отдыха и питания (30мин –2 часа). Работник использует перерыв по своему усмотрению. 

Выходные  дни (при 5-дневной рабочей неделе – 2, а в при 6-дневной рабочей неделе – 1)+ праздничные дни. Ежегодный основной отпуск – 28 рабочих дней, предоставляется после отработки 6 месяцев. Дополнительный оплачиваемый отпуск – для работников на вредных предприятиях, женщинам имеющим более 1 ребенка (+3). Социальный отпуск – декрет.

44 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Административные методы активно используются в сферах защиты прав потребителей, охраны окружающей среды. Ограничивают свободу хозяйствующих субъектов и относятся к административным методам регулирования запреты на использование опасных технологий, выбросов вредных отходов производства, рекламу вредной для здоровья людей продукции и т.д. Прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий одновременно оказывает косвенное воздействие на все сопряженные с регулируемой сферой экономические процессы. К экономическим методам воздействия на рыночные процессы относятся кредитные, налоговые, а также трансфертные, то есть перераспределение денежных средств с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Применяя эти методы, государство управляет важнейшими процессами как при формировании рынка, так и в стадии его саморегулирования. Правовые методы управления опираются на основные законодательные положения государства и условия международных соглашений, формирующих "правила игры" мирового рынка. Правовое поле заполняется требованиями, рекомендациями, обязательствами, трансформирующими процессы достижения хозяйственных целей в стране через принципы открытости национальной экономики и изменение отношений собственности.

 

 

51. Трудовые споры…

 Индивидуальный трудовой спор: основные понятия Как определяет ч. 1 ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового  
Индивидуальным трудовым спором считаются также и споры между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем, или лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения договора (ч. 2 ст. 381 ТК РФ). 
Предметом индив трудовых споров могут быть: оплата труда, предоставление гарантированных льгот, взыскание ущерба и др. Некоторые вопросы можно решить с помощью комиссии по трудовым спорам, а некоторые - только в суде. 
Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются суды и комиссии по трудовым спорам. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ.

Коллективный  трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений. 
Коллективный трудовой спор начинается с выдвижения работниками или их представителями требований. Представителем работников в большинстве случаев является профсоюз, в остальных случаях представители избираются работниками. Их полномочия должны быть удостоверены протоколом и решением общего собрания работников. Обычно выдвижение требований вызвано разногласиями еще на уровне коллективных переговоров, когда стороны не смогли прийти к компромиссу по поводу какого-либо вопроса регулирования труда. Чаще всего споры связаны с повышением оплаты труда, спорными вопросами бывают также регулирование рабочего времени или условий труда. 
Работодатель рассматривает требования и в течение трех рабочих дней сообщает работникам письменно свое решение: либо принимает требования, либо отклоняет их полностью. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из  следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

   1) рассмотрение  спора примирительной комиссией;

   2) рассмотрение  спора с участием посредника;

   3) рассмотрение  спора трудовым арбитражем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"