Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка

Краткое описание

1. Гражд анское право как частное право: понятие и система
Частное право — это система норм, регламентирующих отношения между отдельными (частными) гражданами и их объединениями. В систему частного права России входят: гражданское право, семейное право и международное частное право. Гражданское право в континентальном европейском праве включает в себя в качестве составных частей и семейное, и международное частное право, и в этой связи полностью сливается с частным правом.

Вложенные файлы: 1 файл

GP_ekzamen.doc

— 936.00 Кб (Скачать файл)

Принцип обеспечения восстановления гражданских  прав и их судебной защиты характеризует правоохранительную функцию гражданского права. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите.

Значение принципов гражданского права проявляется в двух направлениях. Во-первых, они отражают особенности правового регулирования гражданского права. Это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толковать и применять правовые нормы. Во-вторых, принципы гражданского права должны учитываться при обнаружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии (ст.6 ГК РФ).

 

 

 

5. Гражданское право как наука  и как учебная дисциплина

 

Понятие ГП многозначно: это  и отрасль права, и гражданское  законодательство (отрасль законодательства  
охватывающая совокупность законов и НПА содержащих нормы ГП), и учебная дисциплина (курс ГП), и  
цивилистическая (ГП) наука (цивилистика – от cives (право граждан)).  
ГПН (цивилистика) – это определенным образом систематизированная совокупность знаний о ГП регулировании  
ОО: свойствах и закономерностях его функционирования и развития; способах достижения его эффективности;  
средствах получения новых знаний, необходимых для совершенствования ГП. За рубежом принято говорить о  
гражданско-правовой доктрине. ГПН – это одна из отраслей правоведения – правовой науки. Ее нельзя  
смешивать с одноименными отраслью права, сферой законодательства и учебной дисциплиной. 
Предметом ГПН является действующее ГЗ, практика его применения, история развития, опыт ГП развития за  
рубежом. Цивилистика изучает понятие ГП, его место в правовой системе, его происхождение и закономерности  
развития, систему и содержание ГП норм, институтов и подотраслей, их роль в правовой жизни общества.  
Цивилисты активно изучают, анализируют и обобщают опыт зарубежного ГП, гражданско-правовые особенности  
и практику международного торгового (коммерческого) оборота. Выработанная цивилистикой совокупность  
знаний является ее содержанием.  
Сами по себе положения и выводы ГПН не имеют нормативного, общеобязательного характера (в отличие от РП –  
Юстиниановы Дигесты или Сочинение известных ДР юристов классического периода). Но они представляют  
собой общепризнанные результаты исследований правоведов, покоятся на многолетней (многовековой)  
практической проверке и высоком авторитете обосновавших их ученых. Обычно такие положения ГПН  
становятся теоретической базой создания новых ПН, т.е. правотворчества в сфере ГП. 
Методология – это учение о методах научного познания. Методы бывают: общенаучные (методы  
научно-философского характера (отражающие объективные закономерности реальной действительности),  
например материалистические методы познания общественного развития) и частнонаучные (метод  
сравнительного правоведения, метод комплексного анализа, метод системного анализа, метод конкретных  
социологических исследований, исторический метод). 
ГП как учебная дисциплина изучает, прежде всего, ГП науку и включает в себя те вопросы, которые  
предусмотрены учебными планами и программами. Задачи, стоящие перед ней главным образом  
учебно-методические. Курс ГП отличается от ГП как отрасли, законодательства и науки по предмету, объектам и  
структуре. Система курса ГП основывается на делении всего учебного материала на крупные разделы,  
подлежащие изучению в строгой последовательности. При этом можно выделить 2 основные части: общие  
положения (в т.ч. вещные, исключительные и иные НИ права) и обязательственное право (охватывающее  
отношения И оборота и отличающуюся наибольшим объемом нормативного материала).

 

 

 

6. Понятие и виды источников  гражданского права

Под источником гражданского права понимается внешняя форма выражения норм права, регулирующих гражданские правоотношения. Можно выделить следующие источники гражданского права:

1.Конституция  РФ от 12.12.1993г. - содержит ряд норм, регулирующих имущественные отношения,  например, статьи, устанавливающие  принципы неприкосновенности собственности,  свободы предпринимательской деятельности  и т.п. Нормы Конституции РФ  имеют прямое действие, т.е. в обоснование своих требований при обращении в суд лицо может ссылаться непосредственно на Конституцию РФ.

2.Международные  договоры РФ - в соответствии со  ст.15 Конституции РФ имеют большую  юридическую силу по сравнению  с национальным законодательством РФ. Международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.

3.Гражданское  законодательство - включает в себя Гражданский кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы. Более подробно понятие и состав гражданского законодательства раскрывается ниже.

4.Подзаконные  нормативные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, принимаемые в рамках их компетенции. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что в отдельных отраслях предпринимательской деятельности, таких как, например,  обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты являются преобладающим регулятором общественных отношений.

5.Обычаи делового  оборота - в соответствии со  ст.5 ГК РФ обычаем делового  оборота признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо  области предпринимательской деятельности  правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота - это вспомогательный  источник гражданского права, он должен соответствовать указанным в ст. 5 ГК признакам и не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что  права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или  условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Существующие обычаи делового оборота, как правило, обобщаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. Например, к обычаям делового оборота относятся опубликованные и широко применяемые на практике Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000».

 

 

7. Система нормативных актов гражданского  права. ГК РФ, порядок вступления  в силу, структура, значение. Основные  направления совершенствования  глав 1-5 Кодекса.

 

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). 
Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему. Любые содержащиеся в нормах Гражданского кодекса отсылки к закону (или к законодательству) означают отсылки только к федеральному закону. 
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). 
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы: 
1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ; 
2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства; 
3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ). 
Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием "гражданское законодательство" (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием "иные правовые акты" (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. п. 3 - 6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти". 
Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, отличается от традиционно используемой: ранее в понятие "законодательство" обычно включали нормативные акты, принятые не только парламентом, но и высшими органами государственной исполнительной власти <1>. Она избрана законодателем не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения законодательством (либо законом), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний "иными правовыми актами" (ср., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса. 
Формально ГК, как, к сожалению, и все другие кодексы, является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что, во-первых, Кодекс в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права; во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов (большая часть из которых уже принята, причем именно в развитие правил ГК), т.е. система гражданского законодательства. "Поэтому ничем не ограниченное отступление от правил ГК в новых законах приведет лишь к тому, что принципиальные положения гражданского права перестанут влиять на содержание текущего законодательства и гражданское право из системы согласованных норм быстро превратится в набор разрозненных правил, содержание которых определяется исключительно потребностями конкретной ситуации, а не проверенными многовековой практикой подходами. Принцип соответствия Кодексу содержания других гражданско-правовых законов составляет главное препятствие для создания такого положения"

Разумеется, правило  п. 2 ст. 3 не следует воспринимать как  запрет на внесение в Кодекс каких-либо изменений и тем самым - как запрет на развитие гражданского законодательства. Речь в нем идет о необходимости согласования содержания законов, при котором принятие новых правил должно сопровождаться обязательным изменением ранее действовавших предписаний (находящихся в ГК), а главное - об обоснованности этих изменений с учетом того, что они лишь развивают и детализируют принципиальные положения, закрепленные в Кодексе. 
Новый Гражданский кодекс принимается частями. Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 "Юридические лица", вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой должны были вступить в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса) <1>. В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права (раздел I), Вещное право (раздел II) и Общую часть обязательственного права (раздел III). Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. <2> Она включает один, но самый большой по объему раздел IV, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных). Третья часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. <3> Она содержит два раздела, посвященные наследственному праву (раздел V) и международному частному праву (раздел VI). С момента введения в действие третьей части ГК РФ, т.е. с 1 марта 2002 г., полностью утратили силу сохранявшие действие отдельные разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г. <4> и новый Гражданский кодекс в полной мере стал главным гражданским законом.

Вместе с  тем кодификацию гражданского законодательства России нельзя считать завершенной, поскольку из нее пока выпадает область отношений так называемой интеллектуальной собственности, регулируемых в настоящее время отдельными, не согласованными друг с другом и с ГК законами <1>. Первоначально особый раздел, содержащий правила регулирования данных отношений, планировалось включить в состав третьей части ГК. Однако из-за активного противодействия этому со стороны бывшего патентного ведомства (Роспатента), интересам которого вполне отвечает отмеченное выше состояние законодательства в этой области, а также некоторых международных организаций и отдельных ученых его принятие было отложено <2>. В настоящее время проект раздела ГК об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и их производителей составляет предмет дальнейшей работы, хотя по поводу его содержания продолжаются дискуссии.

Принятие частями  такого крупного закона, как Гражданский кодекс (а по своему объему это - самый большой закон из числа принятых в России после 1917 г.), известно как отечественной, так и зарубежной законотворческой практике. В частности, в 1913 г. в Государственную Думу России была внесена лишь одна, причем последняя по счету, но наибольшая по объему (свыше 1000 статей) Книга пятая проекта Гражданского уложения - "Обязательственное право" (регламентировавшая, кстати, в единстве как гражданские, так и торговые отношения, но, к сожалению, окончательно так и не принятая). Один из наиболее современных гражданских кодексов высокоразвитых стран - ГК Нидерландов - принимался частями (книгами) на протяжении последних 50 лет (большая их часть была принята в 1992 г.). 
Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961 - 1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности общественного строя того времени. 
Переход к рыночной организации отечественной экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым глубоко проработанным актом нового, "рыночного" законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования (и по сути предназначенным играть роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Федерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием нового Гражданского кодекса. 
Общепризнано, что содержание ГК РФ отличается достаточно высоким современным уровнем, о чем свидетельствует как сложившаяся практика его применения, так и небольшое число внесенных в него изменений. Общее количество таких поправок, носящих самостоятельный характер, в настоящее время не превышает 15, тогда как более ста проектов изменений были отвергнуты, в том числе в результате президентского вето. Таким образом, содержание Кодекса отличается необходимой для такого рода законов стабильностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"