Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка

Краткое описание

1. Гражд анское право как частное право: понятие и система
Частное право — это система норм, регламентирующих отношения между отдельными (частными) гражданами и их объединениями. В систему частного права России входят: гражданское право, семейное право и международное частное право. Гражданское право в континентальном европейском праве включает в себя в качестве составных частей и семейное, и международное частное право, и в этой связи полностью сливается с частным правом.

Вложенные файлы: 1 файл

GP_ekzamen.doc

— 936.00 Кб (Скачать файл)

 

 

39.Возникновение  (создание) юридического лица, решение о создании юридического лица

 

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). 
В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов). 
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц <1>. 
-------------------------------- 
<1> В начале 90-х гг. активно обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, идея которого была заимствована из законодательства некоторых американских штатов. В соответствии с ней юридическое лицо должно считаться созданным уже с момента представления его учредительных документов на регистрацию (например, путем отправки их по почте или даже сообщения об этом по телефону), а последующий отказ в государственной регистрации влечет появление юридических лиц de facto, статус которых может быть подтвержден в судебном порядке. В конечном счете отечественный законодатель отказался от этой идеи, справедливо полагая, что ее принятие неизбежно поведет к значительным злоупотреблениям со стороны учредителей. Разумеется, невозможно создать и юридическое лицо по доверенности (как это предусмотрено уже упоминавшимся абсурдным правилом российского Закона о высшем образовании 1996 г.), минуя установленный ГК порядок. 
В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних <1>. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями) <2>. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт). 
<1> Решение о государственной регистрации банков и других кредитных организаций принимает Центральный банк, который затем сам пересылает в регистрирующий орган необходимые документы, а после их государственной регистрации в качестве юридических лиц выдает им лицензии на осуществление банковской деятельности (п. 8 ст. 4 и ст. 59 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2003. N 2. Ст. 157; N 52 (часть I). Ст. 5032, 5038; ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 15 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (часть I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (часть I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (часть I). Ст. 5033, 5037). 
<2> Предварительное согласие антимонопольного органа (в настоящее время - Федеральная антимонопольная служба при Правительстве РФ) требуется на создание новой коммерческой организации путем слияния или присоединения ранее действовавших организаций, если суммарная балансовая стоимость активов участвующих в этом юридических лиц превышает 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Такое согласие может быть добровольно запрошено при первоначальном создании коммерческой организации, если суммарная балансовая стоимость активов ее учредителей превышает 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда, либо некоммерческой организации (ассоциации, союза, некоммерческого партнерства), в состав которой входит не менее двух коммерческих организаций (либо при ее создании путем слияния или присоединения), а также при создании новой коммерческой организации путем слияния или присоединения, если суммарная стоимость активов участвующих в этом организаций превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Целесообразность такого согласия вызывается безусловной обязанностью уведомления антимонопольного органа о возникновении таких юридических лиц, что, в свою очередь, влечет проверку соответствия их статуса требованиям антимонопольного законодательства (ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости ВС и СНД РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2000. N 2. Ст. 124; 2002. N 1. Ст. 2; N 12. Ст. 1093; N 41. Ст. 3969). 
В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц, в Едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления <1>. Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов регистрационного дела (ст. 6 названного Закона) позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере. 
Для регистрации представляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать представления иных документов Закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за отсутствия целесообразности. При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Таким образом, предусматривается максимально возможное упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц. 
Законодательством может быть установлена необходимость иной (специальной) регистрации в органах государственной власти некоторых видов организаций (например, кредитных, страховых, общественных, профсоюзных, с иностранными инвестициями, политических партий, средств массовой информации и т.п.). Такая специальная регистрация преследует иные цели, нежели государственная регистрация, предусмотренная ст. 51 ГК, а потому и не заменяет ее. Специальная регистрация сама по себе не влияет на наличие или отсутствие правоспособности юридического лица, тем более что иногда она вообще не связана со статусом организации как юридического лица (например, для общественных организаций).

 

 

40.Учредительные  документы юридических лиц, требования, 
предъявляемые к содержанию учредительных документов

 

Учредительными  являются документы, на основании которых  согласно закону регистрируются и действуют  юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами. 
Закон называет три типа учредительных документов: учредительный договор, устав, общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из названных типов учредительных документов, либо на основании двух документов - и учредительного договора, и устава. 
На основании только учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК). 
На основании учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 122 ГК). 
Устав является учредительным документом акционерных обществ (ст. 98 ГК), обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданных одним лицом (ст. 89, 95 ГК), государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК), производственных и потребительских кооперативов (ст. 108, 116 ГК), фондов (ст. 118 ГК), а также общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций, учреждений (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). 
Закон о некоммерческих организациях (ст. 14) предусматривает, что учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. Кроме того, в составе учредительных документов помимо устава называется также решение собственника о создании учреждения, что противоречит п. 1 комментируемой статьи. 
Следует иметь в виду, что ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях предусматривает возможность создания государственной корпорации, под которой понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. 
При этом государственная корпорация действует на основании специального федерального закона о создании государственной корпорации, устанавливающего особенности ее правового положения. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных комментируемой статьей. 
В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В частности, первичные профсоюзные организации могут действовать на основании общего положения о первичной профсоюзной организации, утвержденного на съезде (конференции) соответствующего профессионального союза (см. ст. 3, 8 Закона о профессиональных союзах). 
Коммерческие организации не могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. 
Форма учредительных документов - письменная. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ГК не требует нотариального удостоверения учредительных документов или подписей учредителей (участников); при необходимости это условие может быть предусмотрено иными правовыми актами. 
2. Учредительные документы юридического лица должны содержать определенный законом минимум условий (необходимые условия). 
Абзац 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает перечень условий, подлежащих включению в учредительные документы (устав, учредительный договор) всех юридических лиц (наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и др.). Применительно к отдельным видам юридических лиц этот перечень конкретизируется и дополняется соответствующими статьями ГК и специальными законами об этих юридических лицах. 
В учредительных документах юридических лиц, обладающих в соответствии с законом специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки, страховые организации, биржи и др.), должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредители (участники) коммерческой организации вправе указывать в ее учредительных документах предмет и цели деятельности и в тех случаях, когда по закону это не является обязательным. При этом под предметом следует понимать виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом (торговля, строительство, банковское дело и т.п.). Целью деятельности является достижение определенного результата, различают коммерческие и некоммерческие (благотворительные, образовательные, религиозные, потребительские и др.) цели. 
Наряду с необходимыми условиями учредители (участники) вправе включать в учредительные документы другие, не противоречащие закону положения (факультативные условия). Степень свободы учредителей (участников) в установлении факультативных условий различается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. 
Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи содержит положения, подлежащие включению в учредительный договор. 
Учредительный договор регулирует создание юридического лица и взаимоотношения учредителей друг с другом и с юридическим лицом на период его существования. Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные законом для данного договора как учредительного документа юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. 
Статья не содержит ответа на вопрос о порядке разрешения возможных противоречий между содержанием учредительного договора и устава юридического лица, действующего на основании названных учредительных документов. Применительно к обществу с ограниченной ответственностью действует правило о том, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет как для участников общества, так и для третьих лиц имеют положения устава общества (см. п. 5 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). 
Анализ п. 2 комментируемой статьи и других статей ГК, определяющих требования к учредительным документам конкретных видов юридических лиц, показывает, что требуемый законом набор необходимых условий учредительных документов может составлять содержание как учредительного договора, так и устава, в зависимости от того, на основании какого учредительного документа согласно закону действует данное юридическое лицо. И в том, и в другом случае присутствие таких положений обусловлено необходимостью обеспечения нормального функционирования юридического лица и интересами его учредителей (участников) и мало связано со спецификой, свойственной учредительному договору или уставу. Об этом же свидетельствует положение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи: в том случае, когда в соответствии с ГК (например, п. 1 ст. 87) общество с ограниченной ответственностью создается одним лицом, оно действует на основании устава, утвержденного этим лицом. Заключение учредительного договора в этом случае исключается, и все положения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида, сосредоточиваются в одном учредительном документе - уставе. Далее, практически те же условия, которые по смыслу абз. 2 п. 2 комментируемой статьи должен содержать учредительный договор, следует указывать, например, и в уставе производственного кооператива. 
По мнению авторов, требование закона о наличии у некоторых юридических лиц двух учредительных документов, продолжающих параллельно действовать в течение всего периода существования соответствующих юридических лиц, трудно обосновать с юридической и функциональной точек зрения. Конечно, можно привести различие между договором, из которого возникают обязательственные правоотношения, и уставом, имеющим преимущественно нормативный характер. Но в обоих случаях содержание этих документов - результат правовой сделки, выражение согласованной воли учредителей (участников) юридического лица, и то, как называть соответствующий документ юридического лица - устав или учредительный договор, принципиального значения не имеет. 
По крайней мере более логичным было бы наличие у юридического лица одного учредительного документа: или учредительного договора, действующего в течение всего периода существования юридического лица, или устава. Учредительный договор может использоваться в качестве учредительного документа тех юридических лиц, организационно-правовая форма которых предполагает (полное товарищество, товарищество на вере) личное участие учредителей (участников) в коммерческой деятельности юридического лица; в других случаях учредительным документом может служить устав. Наряду с этим созданию юридического лица, действующему на основании устава, могло бы предшествовать заключение договора о создании юридического лица. 
Примером тому служит ст. 98 ГК, предусматривающая заключение учредителями договора о создании акционерного общества, который в отличие от устава не является учредительным документом (подробнее см. п. 3 коммент. к ст. 98). 
3. Пункт 3 комментируемой статьи касается вопроса юридической обязательности изменений, вносимых в учредительные документы, для юридического лица и его учредителей (участников) в их отношениях с третьими лицами. 
Изменения учредительных документов осуществляются в порядке, установленном законом и уставом (учредительным договором) юридического лица. 
Общее правило состоит в том, что изменения учредительных документов относятся к компетенции учредителей (участников) юридического лица (их общего собрания), и это право не может быть делегировано другим органам юридического лица. ГК предусматривает следующие исключения: устав фонда изменяется органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке; в определенных случаях право внесения изменений в устав фонда предоставляется суду (см. ст. 119 ГК); возможность внесения изменений по судебному решению предусмотрена в отношении учредительного договора товарищества (см. п. 2 ст. 72 ГК). Законом и учредительными документами юридического лица, как правило, устанавливается требование о квалифицированном большинстве голосов для принятия решения об изменении учредительных документов. Особым случаем изменения учредительных документов является изменение (уменьшение или увеличение) уставного капитала хозяйственных обществ, а также уставного фонда унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в отношении которого законом установлено специальное регулирование (см. ст. 90, 100, 101; п. 5, 6 ст. 114 ГК). 
По общему правилу изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Законом могут устанавливаться случаи, когда изменения определенного вида приобретают силу для третьих лиц не с момента регистрации, а с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. 
Вместе с тем юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. В частности, данное правило препятствует удовлетворению требований учредителей (участников) о признании недействительными сделок юридического лица, заключенных с третьими лицами, по мотивам отсутствия государственной регистрации соответствующих изменений.

 

 

 

41.Государственная  регистрация юридического лица, порядок признания государственной регистрации недействительной  

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных  органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

  1. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
  2. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в СССР, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
  3. Используемый в настоящее время в Российской Федерации нормативно-явочный порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен законом.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается  созданным с момента его государственной  регистрации - внесения соответствующей  записи в Единый государственный  реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

В порядке  исключения из общего порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить разрешение от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Например, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц - будущих клиентов банка.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация проводится органами Федеральной налоговой службы (ФНС РФ) в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Перечень документов, необходимых для предоставления, четко определен в законе. Там же указано, в каких случаях необходимо нотариальное удостоверение предоставляемых документов.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом  государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Именно с этого момента юридическое лицо становится правоспособным, то есть может самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации  допускается в случае:

  • непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • если юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

 

 

42.Реорганизация  юридического лица, порядок признания реорганизации недействительной и несостоявшейся  

При реорганизации юридического лица его  права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, - его правопреемникам. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

  1. слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
  2. присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
  3. разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
  4. выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
  5. преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации - добровольная реорганизация.

Однако  в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК).

Все имущество, долги и обязательства  реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

Реорганизационные процедуры могут существенно  затронуть права кредиторов, которые  в результате этого лишатся возможности  получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

  1. Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).
  2. Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"