Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ проблем правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 определение понятия «чести, достоинства и деловой репутации»;
 анализ способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;
 анализ порядка возмещения морального вреда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории…....5
1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации……………………..5
1.2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию…………………..10
2. Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации.Возмещение морального вреда………………………………….15
2.1. Условия защиты чести, достоинства и деловой репутации………….15
2.2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации………….21
2.3. Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию………...26
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

возмещение морального вреда.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в отличие  от ГК РСФСР 1964 г., Основами Гражданского законодательства гражданам или  юридическим лицам было предоставлено  право наряду с опровержением  порочащих честь, достоинство и  деловую репутацию сведений требовать  возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Однако среди юристов  нет единого мнения по поводу возможности  применения ст. 7 Основ в части  возмещения морального вреда юридическому лицу. Например, доктор юридических наук А. Боннер в своей статье “Можно ли причинить моральный вред юридическому лицу?”, рассматривая конкретный случай из судебной практики, аргументирует свою позицию тем, что юридическое лицо не может испытывать моральных и нравственных страданий, что является необходимым условием для возмещения морального вреда, вследствие чего юридическое лицо может рассчитывать только на защиту деловой репутации.

В новом Гражданском Кодексе, принятым в ноябре 1994 г., личным неимущественным  правам отведена самостоятельная глава  “Нематериальные блага и их защита”. Перечень личных неимущественных прав и принадлежащих гражданам материальных благ, среди которых названы достоинство  личности, честь и доброе имя, дан  в статье 150 ГК.

Защита чести, достоинства  и деловой репутации регулируется статьей 152 Гражданского Кодекса, в  соответствии с которой гражданин  имеет право требовать опровержения по суду сведений, порочащих его  честь, достоинство или деловую  репутацию, если эти сведения не соответствуют  действительности. Правила, касающиеся защиты деловой репутации, распространяются также и на юридических лиц.

Ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь  и достоинство, являются лица, распространившие эти сведения. При этом обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Если порочащие честь  и достоинство гражданина сведения распространены в средствах массовой информации, то законодательством предусмотрено  право опровержения или ответа в  этих же средствах массовой информации. Порядок опровержения установлен ст. ст. 43-46, 57 Закона от 21.03.91 “О средствах  массовой информации”. В случае если редакция средства массовой информации не имеет доказательств соответствия действительности распространенных им сведений, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации, причем, если “гражданин или организация  представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст, при условии его соответствия требованиям настоящего закона”. Опровержение в периодическом печатном издании помещается под заголовком “Опровержение”, в тексте опровержения указывается, какие именно сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. Законом устанавливаются сроки выхода опровержения: в средствах массовой информации, выходящих не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста; в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске17.

Также в Законе перечисляются  основания для отказа в опровержении, в частности, если требование об опровержении является злоупотреблением свободой массовой информации; противоречит вступившему  в законную силу решению суда, является анонимным; если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации; если требование об опровержении, либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации. Гражданин, в отношении которого распространены порочащие его честь и достоинство сведения, имеет также право требовать возмещения причиненного ему морального вреда. В случае распространения порочащих честь и достоинство сведений средством массовой информации, моральный вред возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Некоторые вопросы защиты деловой репутации регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ “О рекламе”. Так, в статье 6 Закона говорится о том, что “...лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке”. Нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Большое значение имеют сроки  вступления в силу нормативных актов, регламентирующих компенсацию морального вреда. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” разъясняется, что требования истца  не подлежат удовлетворению, если моральный  вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию.

Возмещение морального вреда  регулируется пунктом 6 статьи 7 Основ  гражданского законодательства Союза  ССР и республик по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 г. и пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса РФ по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г.

Согласно действующему российскому  законодательству, только физические лица наделены правом предъявлять в суде требование о компенсации морального ущерба при нарушении их личных неимущественных прав. Юридическим лицам это право не предоставлено.

Следует отметить, что моральный  вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной форме.

При распространении порочащих  сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии со ст. 48 ГПК РФ могут предъявить законные представители. Заинтересованные лица имеют право на судебную защиту своих чести и достоинства согласно ст. 3 ГПК РФ и в случае, когда порочащие сведения распространены в отношении членов их семей. Гражданский кодекс предусматривает защиту чести и достоинства умершего гражданина заинтересованными лицами, в том числе и юридическими.

 

Заключение

 

Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать вывод о том, что в целом удалось достичь поставленной во введении цели, решив поставленные задачи. В результате можно сделать ряд выводов.

Действующее российское законодательство в самых разных своих отраслях (направлениях) признает и защищает нематериальные блага человека, в  том числе честь, достоинство  и деловую репутацию граждан  и юридических лиц. Из приведенного примера нормативных актов, регулирующих вопросы возмещения морального вреда, защиты чести, достоинства и деловой репутации видно, что все вопросы рассматриваемой темы урегулированы федеральным законодательством.

Согласно Конституции  РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести  и доброго имени (ст. ст. 21, 23).

Однако федеральное законодательство не в полном объеме урегулировало  данную область общественных отношений.

Статья 152 ГК РФ защищает честь, достоинство и деловую репутацию  лишь при том условии, что порочащие сведения не соответствуют действительности. Поэтому не подлежат опровержению оскорбительные выражения и сравнения, которые нельзя проверить на истинность. Не могут составить предмет иска по ст. 152 ГК РФ претензии к форме подачи материала, стилю изложения, художественным приемам, использованным автором публикации. Для определения характера распространенных сведений судье необходимо учитывать цель и жанр публикации, контекст, в котором употреблены оспариваемые слово или фраза.

Иск о защите чести, достоинства  и деловой репутации вправе предъявить дееспособные граждане, посчитавшие, что  о них распространили порочащие  и не соответствующие действительности сведения. За защитой чести и достоинства  несовершеннолетних и недееспособных могут обратиться в суд их законные представители.

Опровержение – специальная  мера защиты, применяемая в случае нарушения чести, достоинства и  деловой репутации. Обязанность  опровержения возлагается на распространителя порочащих и не соответствующих  действительности сведений независимо от его вины.

Не соответствует закону часто возлагаемая судом на ответчика  обязанность «принести истцу  извинение». Опровержение состоит в  сообщении о несоответствии действительности, а не в просьбе о прощении.

В законодательстве России нет никакой методики определения  размера компенсации морального вреда. Это приводит к несправедливому правоприменению.

Закон не устанавливает ни минимального, ни максимального размера  компенсации морального вреда, передавая  решение данного вопроса всецело  на усмотрение суда. Моральный вред признается законом вредом неимущественным. Стоимость человеческих страданий  не высчитывается, поэтому у иска о компенсации морального вреда  нет цены. Суммы, фигурирующие в исковых  заявлениях, никакого юридического значения не имеют и не могут, в частности, обеспечиваться имущественным арестом. Компенсация предназначена для  сглаживания нанесенных человеку моральных  травм, и ее размер, определяемый судом, по самой своей природе не может  быть высчитанным, эквивалентным.

Таким образом, качественное правовое регулирование отношений, связанных с возмещением вреда, своевременное реформирование законодательства жизненно необходимо обществу.

Четкий, понятный и отлаженный механизм компенсации причиненного вреда является залогом стабильности гражданского оборота, защиты прав и  свобод человека и гражданина, интересов  государства и общества в целом.

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ ч. I. от 21 октября 1994 года. 205 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г.

 4. Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе”

(с изменениями от 7.05.2009).

5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации (с изменениями от 9.02.2009 г.)

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

7. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999г. №46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации»

8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-Издат – 2009. 332 с.

9. Губаева Т., Муратов М., Пантелеев Б. Экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Российская юстиция. - №4. - 2008г.

10. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: Статут, 2010.

11. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: "Норинт" – 2008. 418 с.

12. Познышев С.В. Особенная часть русского уголовного права. Сравнительный очерк важнейших отделов особенной части старого и нового уложений. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М. - 1912г. 755 с.

13. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. – М.: 1909г. // - дореволюционная юр. лит-ра. 241 с.

14. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2011.

Размещено на Allbest.ru

1 Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. – М.: 1909г. // - дореволюционная юр. лит-ра. С. 57. 

2 Познышев С.В. Особенная часть русского уголовного права. Сравнительный очерк важнейших отделов особенной части старого и нового уложений. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М. - 1912г. С. 614.

3 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-Издат - 2009. С. 76.

4 С.А.Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: "Норинт" - 2008.  С. 161.

5 Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: Статут, 2010. – С. 12.

6 Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: Статут, 2010. – С. 12.

7 Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 213. 528 с.

8 Губаева Т., Муратов М., Пантелеев Б. Экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Российская юстиция. - №4. - 2008г.

9 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2007. N А49-3435/07-138/21

10 Иск ООО к Газете и Обществу об обязании Газеты предоставить данные о лице, являющимся автором статьи и лице, осуществившем оплату размещения статьи, не удовлетворен: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 ноября 2007 года № А13-17222/04-09 // Третейский суд. – 2008. – № 1. – С. 138.

11 Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-I (с изменениями от 9.02.2009).

12 ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 – ФЗ (с изменениями от 7.05.2009).

Информация о работе Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории