Фирменное наименование и порядок реализации права на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Содержание

Введение
4-6
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
1.2 Структура фирменного наименования.
2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву-4.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)

Вопрос  о судьбе права на использование  фирменного наименования при реорганизации  юридического лица - фирмовладельца исследован в юридической литературе весьма обстоятельно. Очевидно, что установленные гражданским законодательством формы реорганизации юридических лиц оказывают различное влияние на правообладание фирмой, с чем, собственно, согласно большинство исследователей [25, с. 41-44; 26, с. 15].

Согласно  ст.57 ГК РФ реорганизация юридических  лиц может быть осуществлена путем: слияния нескольких организаций  в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, разделения одного юридического лица на несколько новых юридических  лиц, выделения из состава юридического лица других юридических лиц, преобразования юридического лица в иную организационно-правовую форму юридического лица. По общему правилу при реорганизации права  и обязанности, в том числе  право на использование фирменного наименования реорганизуемого юридического лица, переходят к иным субъектам  права в порядке универсального правопреемства.

В процессе слияния юридических  лиц - фирмовладельцев права и  обязанности каждого из них переходят  к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом. В литературе называются три варианта решения  вопроса о фирменном наименовании в процессе слияния юридических  лиц, а именно:

соединение фирменных наименований в единое целое;

избрание нового фирменного наименования, которое ни одним из сливающихся  юридических лиц ранее не использовалось;

продолжение пользования фирменным наименованием  одного из сливающихся юридических  лиц [27, с. 23].

Представляется, что наиболее оптимальными вариантами следует признать выбор  нового фирменного наименования либо оставление наиболее известного из прежних  наименований. При этом как то, так  и другое должны быть зарегистрированы в процессе государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  реорганизации. Соединение фирменных  наименований в единое целое - занятие  явно бесперспективное, поскольку правила построения фирменных наименований подобного соединения не допускают.

В процессе присоединения юридического лица - фирмовладельца к другому  юридическому лицу к последнему переходят  права и обязанности присоединенного  лица в соответствии с передаточным актом. Здесь предпочтительным вариантом  будет сохранение фирменного наименования юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо. Впрочем, не исключается и вариант смены  фирменного наименования на фирменное  наименование присоединенного юридического лица. В первом случае прекращается право на использование фирменного наименования присоединенного лица, а во втором - право на использование  фирменного наименования юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо.

В процессе разделения юридического лица - фирмовладельца права и обязанности  последнего переходят к вновь  возникшим юридическим лицам  в соответствии с разделительным балансом. В данном случае могут  быть использованы следующие варианты решения судьбы фирменного наименования:

во-первых, прежнее фирменное наименование может быть оставлено по соглашению участников процесса разделения либо по решению суда за одним из вновь  возникших юридических лиц. В  этом случае право на использование  фирменного наименования не прекращается.

во-вторых, вновь возникшие юридические  лица могут выбирать для себя новые  фирменные наименования. В этом случае право на использование прежнего фирменного наименования, принадлежащее  юридическому лицу, подлежащему разделению, прекращается.

В литературе предлагается еще один вариант решения судьбы фирменного наименования при разделении юридического лица - фирмовладельца. Этот вариант, предлагаемый А.П. Сергеевым, можно условно назвать "клонированием фирмы".

Его суть состоит в том, что вновь возникшие  юридические лица продолжают действовать  в гражданском обороте под  одним и тем же наименованием, которым ранее пользовалось юридическое  лицо, подвергнутое процедуре разделения[28, с.19]. Однако такой вариант может применяться только в исключительных случаях и лишь при условии осуществления вновь возникшими юридическими лицами предпринимательской деятельности на разных сегментах рынка или на разных территориях.

В процессе выделения из состава  юридического лица - фирмовладельца одного или нескольких юридических лиц  к каждому из них переходят  права и обязанности реорганизованного  юридического лица в соответствии с  разделительным балансом. Поскольку  юридическое лицо, из состава которого выделяются новые хозяйствующие  субъекты, не прекращает своей деятельности, право на использование фирменного наименования в данном случае также  не прекращается.

В процессе преобразования юридического лица - фирмовладельца одного вида в  юридическое лицо другого вида, т.е. в процессе изменения организационно-правовой формы, к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае факт изменения организационно-правовой формы является решающим в определении  судьбы фирмы подлежащего преобразованию юридического лица. Структура прежнего фирменного наименования меняется, и, по существу, формируется новое наименование. Следовательно, право на использование  прежнего фирменного наименования таким, какое оно было, прекращается.

В литературе между тем высказываются предположения, что "к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и  обязанности реорганизованного  юридического лица, что означает переход  права на фирменное наименование" [29, с.19]. При этом "в это фирменное наименование, при необходимости, должны быть внесены соответствующие изменения"[30, с.9]. Представляется, что указанная необходимость существует всегда, поскольку в гражданском обороте начинает действовать новая юридическая личность, обязанная по закону иметь свое фирменное наименование, построенное по установленным правилам.

В то же время, если следовать весьма спорной  позиции, занятой ВАС РФ в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 "Об отдельных  решениях совещаний по арбитражной  практике"[9, с.24], несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.

При определении судьбы права на использование фирменных наименований следует иметь в виду то обстоятельство, что в случаях, предусмотренных  гражданским законодательством, реорганизация  фирмовладельцев - коммерческих организаций  может повлечь возникновение  только определенных видов коммерческих организаций. Так, согласно ст.68 ГК РФ хозяйственные  товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные  товарищества и общества другого  вида или в производственные кооперативы. В соответствии с п.2 ст.92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное  общество или в производственный кооператив. Согласно п.2 ст.104 ГК РФ акционерное  общество вправе преобразоваться в  общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Согласно п.2 ст.112 ГК РФ производственный кооператив по единогласному решению  его членов может преобразоваться  в хозяйственное товарищество или  общество.

Особенности слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования унитарных предприятий установлены  в гл. V Закона об унитарных предприятиях. Согласно ст.34 указанного Закона унитарное  предприятие может быть преобразовано  по решению собственника его имущества  в государственное или муниципальное  учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

По общему правилу не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (например, ст.34 Закона об унитарных  предприятиях, ст.17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[31], абз.2 п.1 ст.121 ГК РФ).

Право на использование фирменного наименования может прекратиться в  принудительном порядке по решению  суда. Основания, по которым происходит такое прекращение, могут быть самыми разными. Их следует разделить на две группы. Первая группа оснований  относится к принудительному  запрету на пользование конкретным фирменным наименованием, например в связи с его несоответствием  требованиям действующего законодательства или по причине введения в заблуждение  потребителей.

Вторая группа оснований относится  к принудительной реорганизации  или принудительной ликвидации юридического лица - фирмовладельца. 

 

 

 

Заключение

Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося  коммерческой организацией, под которым  оно выступает в коммерческом обороте. Это наименование - обязательный атрибут учредительных документов названных юридических лиц.

Общие правила о фирменном наименовании установлены статьями 54 и 138 ГК РФ. Специальные  правила предусмотрены в статьях  ГК РФ, регулирующих образование отдельных  юридических лиц (например, ст.69 п.3, ст.82 п.4, ст.95 п.2, ст.116 п.3 и др.), а также  в законах об образовании и  деятельности хозяйственных товариществ  и обществ.

Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две  основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных  актах (в частности, для определенных видов организаций требуется  указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием  допускается также сокращенная  форма наименования в виде логотипа и т.п.

Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право  на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В  качестве такого наименования может  быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких  наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных  правил либо вообще запрещено.

Главное требование к фирменному наименованию - обладание отличительными признаками, исключающими смешение его правообладателя  в хозяйственном обороте с  другими коммерческими организациями и предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.

Вместе с тем следует иметь  в виду, что исключительное право  юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые  в различных областях хозяйственной  деятельности или выпускающие различную  продукцию, могут выступать в  обороте под одним и тем  же наименованием.

В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и  защищено как товарный знак в качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного  знака. Последний имеет более  надежную защиту, поскольку его регистрация  предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение  со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.

Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных  документах и регистрируется путем  включения в Государственный  реестр юридических лиц при государственной  регистрации самого юридического лица (ст.51 п.1 ГК РФ).

Исключительное право на фирменное  наименование возникает с момента  регистрации юридического лица и  действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).

Следовательно, проводимый контроль новизны фирменного наименования (до принятия закона о регистрации юридических  лиц и создания единого Государственного реестра) не исключает регистрацию  тождественных или сходных фирменных  наименований разными хозяйствующими субъектами, например в Самаре и  в Москве. В этой ситуации возможна коллизия между правами на зарегистрированные фирменные наименования, принадлежащими различным фирмовладельцам, занимающимся аналогичной хозяйственной деятельностью.

Для разрешения возникшей коллизии следует исходить из общего принципа охраны исключительных прав, в данном случае защиты преимущественного приоритетного  права на то наименование, которое  было зарегистрировано ранее.

Особый режим использования  фирменных наименований (в отличие  от товарных знаков) выражается в том, что передача права на фирменное  наименование другим лицам не допускается, за исключением случаев, установленных  ГК РФ (ст.1027, 1031).

Такая санкция прямо не предусмотрена  действующим законодательством. В  соответствии со статьей 54 пункт 4 ГК РФ правообладатель может потребовать  прекращения неправомерного использования  принадлежащего ему фирменного наименования и возмещения причиненных ему  убытков. Приведенное положение  конкретизирует общие правила о  защите гражданских прав, установленные  статьей 12 ГК РФ. Вместе с тем не вызывает сомнения, что лицо, обязанное судом  прекратить использование зарегистрированного  им фирменного наименования, должно совершить  все необходимые для этого  действия, и прежде всего внести соответствующие изменения в  свои учредительные документы, что  должно быть отражено в регистрационном  реестре.

Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него