Фирменное наименование и порядок реализации права на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Содержание

Введение
4-6
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
1.2 Структура фирменного наименования.
2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву-4.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)

Оглавление  

Введение 

4-6

1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.

1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.

1.2 Структура фирменного наименования.

2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.

2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.

2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.

2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Заключение 

Список литературы

 

7-10

11-17

 

18-22

23-28

 

29-41

 

42-44


 

 

Введение

Рыночная экономика явилась  предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентуры предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы  индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса  в глазах потребителей с деятельностью  конкурентов. Таким образом, в использовании  института фирменного наименования заинтересованы все субъекты, которые  осуществляют предпринимательскую  деятельность, а именно - коммерческие организации, предприниматели без  образования юридического лица, а  также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в пределах, установленных  законом. Согласно статье 54 ГК РФ коммерческие организации имеют право использовать такое фирменное наименование, которое выполняет не только функцию индивидуализации деятельности организации, но и роль наименования коммерческой организации. Однако осуществление функций индивидуализации бизнеса и субъекта предпринимательской деятельности путем установления единого режима фирменного наименования представляется теоретически спорным и вызывает на практике многочисленные противоречия.

Кроме того, интересы предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в охране своей клиентуры и индивидуализации бизнеса остаются незащищенными. Данный пробел законодательства приводит на практике к многочисленным злоупотреблениям, а именно, к использованию различительных знаков индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций в фирменных наименованиях коммерческих организаций с целью "кражи" потребителей. Решение отмеченных проблем представляется необходимым, своевременным и составляет актуальность темы исследования.

Актуальность исследования фирменного наименования обусловлена также  тем, что в науке нет единого  мнения по поводу содержания понятия "фирменное  наименование". Кроме того, действующее  законодательство, регулирующее отношения  по поводу фирменных наименований, характеризуется несовершенством  положений.

Необходимость всестороннего теоретического изучения данной проблемы обусловлена  разработкой проекта Федерального закона "О фирменных наименованиях".

В то же время, проблема охраны доброго  имени в отношении юридических  лиц является не менее насущной по сравнению с защитой доброго  имени физическими лицами.

Изложенные обстоятельства, свидетельствующие  об актуальности научной разработки вопросов, связанных с использованием фирменных наименований, наименований и коммерческих обозначений, и обусловили выбор данной проблемы в качестве темы исследования.

Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.

Задачами исследования данной темы являются:

– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;

– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;

– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Предметом исследования является фирменное наименование и порядок реализации права на него.

Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу наименований юридических лиц, фирменных наименований коммерческих организаций.

Работа  структурирована, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Основой данного исследования являются действующее законодательство, правоприменительная практика судов общей юрисдикции, а также теоретические научные разработки отечественных ученых.

Методологическую основу исследования составили формально-логический, систематический, сравнительно-правовой методы.

В основу работы положены труды учёных в области гражданского права, и  в меньшей степени, исследования, непосредственно касающиеся понятия фирменное наименование, а именно В.Ф. Попондопуло, А.И. Каминки, А.П.Сергеева, Трахтенгерц Л.А., П.П.Цитовича, Г.Ф.Шершеневича, В.В.Розенберга и др.

 

1 Право на фирменное  наименование как гражданско-правовая  категория.

1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.

Одним из средств индивидуализации юридических  лиц является фирменное наименование, которое представляет собой название юридического лица, определенное в  его учредительном документе  и занесенное в Единый государственный  реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛИП).

Понятие «фирма» (фирменное наименование) давали многие ученые.

Например, Цитович П.П. определял фирменное  наименование как имя, под которым ведется торговля данного лица [1, с.95]. В свою очередь, Шершеневич Г.Ф. отождествлял «фирму» с названием торгового предприятия, как обособленного частного хозяйства [2, с.75]. Каминка А.И., анализируя два определения торговой фирмы, а именно фирменное наименование как название торгового предприятия и как обозначение собственника торгового предприятия, пришел к выводу о том, что не имеет смысла признавать фирму предприятием, так как такое признание с необходимостью привело бы нас к запрету переносить фирму на другое предприятие того же лица или вести под одной и той же фирмой несколько различных предприятий [3, 183-184].

В литературе советского периода встречаются  следующие определения: «фирма - это  наименование, под которым владелец предприятия, единолично или как  юридическое лицо, выступает в  торговом обороте»[4, с.21-22]; «фирмой называется то имя, под которым торговое (в том числе и торгово-промышленное) предприятие выступает в обороте и которое индивидуализирует это предприятие в ряду других участников оборота» [5, с.196]; «фирмой называется наименование предприятия» [6, с.72].

Действующее российское законодательство также не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирмой чаще всего называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота [7, с.37].

Таким образом, главное назначение фирменного наименования – это индивидуализация участников гражданского оборота, субъекта предпринимательской  деятельности среди подобных ему  субъектов, т.е. юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Отсюда сразу становится ясно, что  некоммерческие юридические лица иметь  фирменное наименование не могут.

 Чтобы обеспечить решение данной задачи, - индивидуализировать отдельных участников гражданского оборота, - законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы.

Прежде всего, наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п. Положение о фирме запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение [8]. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.

Далее, чтобы выполнять  функцию индивидуализации участников гражданского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые бы не допускали смешения одной фирмы с другой. Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование; должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности. Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. №С-13/ОДИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике» [9, с.24].

С другой стороны, по смыслу закона не исключается использование участниками оборота и полностью совпадающих фирменных наименований, если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц.

Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается однако, лишь сферой используемых фирменных наименований. Наименование предпринимателя не должно совпадать также с принадлежащими третьим лицам товарными знаками  и наименованиями мест происхождения  товаров.

Наконец, должная степень  индивидуализации участников оборота  может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в  течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Это  требование находит отражение в  принципе постоянства фирмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическое лицо может иметь фирменное наименование, которое:

1) не  было использовано другим юридическим  лицом для осуществления аналогичной  деятельности (например, не может быть две фирмы, оказывающей медицинские услуги под названием «Нео-мед» и т.п.). Организационно-правовая форма значения не имеет;

2) не  было включено в единый государственный  реестр юридических лиц и закреплено  за фирмой, которая имеет сходную  организационно-правовую форму с  регистрируемым юридическим лицом. 

 

1.2  Структура фирменного наименования.

Требования, предъявляемые к фирменному наименованию и именуемые принципами фирмы, предопределяют структуру последней. Модель указанной  структуры была предложена В.В. Розенбергом  в 1914 г. и до последнего времени не претерпела каких-либо существенных изменений.

В структуре  фирменного наименования выделяются две  части: основная и необходимая. Основная часть именуется корпусом фирмы, а необходимая - добавлениями.

В литературе встречаются различные точки  зрения на состав этих частей. Так, В.В. Розенберг полагал, что содержанием  корпуса фирмы является указание на владельца предприятия, а "эти  прочие отношения находят свое отражение  в добавлениях к корпусу фирмы. К числу таких именно отношений  предприятия относятся: 1) юридическая  форма владения торгово-промышленным предприятием (единоличное, полное товарищество, коммандита, акционерная компания); 2) указания, служащие для отличия  личности владельца или предприятия (например, "преемник", "вдова", "братья", обозначение предмета предприятия и т.п.); 3) рекламные  прибавки ("центральный", "единственный", "старейший" и т.п.)" [4, с.57].При этом акционерная компания по общему правилу имеет фирму не именную, а предметную. Название акционерного общества заимствуется или от предмета его деятельности, или представляет специально придуманное наименование [4, с.64].

А.П. Сергеев  считает, что корпус фирмы содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и  предмет деятельности, а в некоторых  случаях и на другие его характеристики. К корпусу фирмы добавляется  вспомогательная часть, элементы которой  подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних  предприятий от других. Другие добавления, например "универсальный", "специальный" и т.п., в том числе сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца [10, с.45]. Положением о фирме устанавливалась структура фирменного наименования без деления его на корпус и добавления, но содержались указания на обязательные для включения в фирму элементы.

Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него