Учреждение как юридическое лицо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной темы является рассмотрение понятия, видов, порядка создания и деятельности учреждений, их правового положения, формирования и использования их имущества.
Цель работы предопределяет следующие задачи:
- изучение общих положений об учреждениях;
- изучение видов учреждений

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Учреждение как юридическое лицо
Понятие юридического лица…………………………………………...5
Виды юридических лиц………………………………………………...9
Роль и место учреждений в массиве некоммерческих
организаций…………………………………………………………………...11
Глава 2. Понятие, общая характеристика и виды учреждений
Понятие учреждения…………………………………………………........15
Виды учреждений…………………………………………………….........22
Глава 3. Правовое положение учреждения
3.1. Автономные учреждения……………………………………………….26
3.2. Бюджетные учреждения………………………………………………...28
3.3. Казенные учреждения…………………………………………………...30
Глава 4. Проблемы выхода учреждений из ООО без согласия собственника…………………………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………....37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по гп.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

          Согласно п. 2 ст. 48 ГК финансируемые учредителем учреждения относятся к разряду юридических лиц, имущество которых принадлежит учредителю на праве собственности. Это правило безусловно касается имущества, закрепленного за учреждением его учредителем, а также имущества, приобретенного в результате самостоятельной приносящей доходы деятельности учреждения. Вместе с тем закон не ограничивает право учреждения заключать безвозмездные сделки и совершать иные юридические действия, направленные на безвозмездное получение имущества в собственность. Так, учреждение вправе выступать в качестве одаряемого по договору пожертвования, приобретать имущество по завещаниям граждан и т.д.

В подобных случаях  возникает вопрос о субъекте права  собственности на полученное учреждением имущество. Согласно нормам специального законодательства имущество, приобретенное учреждением по безвозмездной сделке и в силу иных юридических действий, направленных на безвозмездный переход права собственности, поступает в собственность учреждения (ст. 35 Федерального закона "Об общественных объединениях"; п. 7 ст. 39 Закона РФ "Об образовании"). Однако учреждение, согласно нормам ГК, не может быть собственником своего имущества, что противоречит существу закрепленного за ним вещного права В отличие от большинства юридических лиц (за исключением религиозных организаций), учреждение отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом. Согласно п. 2 ст. 120 ГК предметом взыскания по претензиям кредиторов могут быть лишь находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства. Такими средствами, в соответствии со ст. 298 ГК, являются денежные средства, выделенные учредителем по смете, а также полученные учреждением доходы от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Характерно, что судебная практика не допускает обращения взыскания по претензиям кредиторов на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником имущества, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.8

        Так, предметом взыскания может  стать имущество, приобретенное  учреждением на доходы, полученные  от самостоятельной приносящей  доходы деятельности. Этот вывод  подтверждают нормы специального  законодательства, в частности п. 9 ст. 39 Закона "Об образовании". В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет учредитель.

     В учреждении реальными субъектами права являются обслуживаемые им люди, причем круг этих людей может быть неопределенным. Из университета могут извлекать пользу профессора, студенты и т.д., а не сам университет, который не в состоянии извлекать для себя пользу из своих прав, не способен чувствовать и наслаждаться. Поэтому, по мнению Иеринга, не университет, а лица, которым он служит, должны признаваться субъектами права. При этом модель "юридического лица" используется для удобства участия в правоотношениях, так как пользователи (дестинаторы) часто меняются. В связи с этим права и обязанности юридического лица на самом деле принадлежат тем физическим лицам (т.е. дестинаторам), которые используют общее имущество и получают от него выгоды.9

       Собственник имущества (или уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством, закрепляет его за учреждением на праве оперативного управления. Оно владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей уставной деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Его изъятие и (или) отчуждение допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

       Деятельность учреждения финансируется частично или полностью его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Каждое учреждение имеет смету, утверждаемую собственником.

       Учредитель (учредители) может предоставить ему возможность заниматься предпринимательской деятельностью, пределы и виды которой оговариваются в учредительных документах, т. е. не в ущерб уставным целям.

        Денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные учреждению физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности учитываются на отдельном балансе и поступают в его самостоятельное распоряжение10.

       Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано по воле собственника либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. В отношении государственных и муниципальных учреждений решение принимает уполномоченный собственником орган государственного управления, соответственно - орган местного самоуправления. Преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую или некоммерческую организацию иной формы собственности допускается лишь в рамках законодательства о приватизации.11

       При ликвидации учреждения денежные средства и иное принадлежащее ему имущество, за вычетом платежей на покрытие обязательств перед кредиторами, передается его собственнику, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами учреждения.12

        Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

         Особенности организации и деятельности отдельных видов учреждений определяются специальными законами и иными нормативными актами. Существует ряд законов, определяющих особенности правового положения отдельных видов учреждений. Так, общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ "Об образовании" Для общеобразовательных учреждений действует Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ от 31 августа 1994 г.. Из ведомственных актов, регламентирующих деятельность учреждений, можно назвать, например, Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 8 июля 1997 г.

 

2.2.Виды учреждений.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации называет две разновидности учреждений: частные и государственные (муниципальные) учреждения.

Учреждения, созданные  гражданами или юридическими лицами, согласно ст.120 Гражданского кодекса  Российской Федерации, являются частными учреждениями. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.13

Частное учреждение учреждается одним или несколькими  собственниками. Специальные законы зачастую ограничивают круг лиц, которые  вправе выступать учредителями при создании определенного вида учреждений. Так, благотворительное учреждение может быть учреждено только благотворительной организацией, общественное учреждение - физическими лицами и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями, религиозное образовательное учреждение - только религиозными организациями.

Имущество закрепляется на праве оперативного управления. Право оперативного управления относится  к ограниченным вещным правам, в  соответствии с которым обладатель этого права не сможет самостоятельно распорядиться своим имуществом. Это означает, что частное учреждение в отношении указанного имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества. Собственник имущества, закрепленного за частным учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами. При недостаточности  указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник  его имущества.14

         Учреждения, созданные Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, обладают статусом государственных учреждений. Учреждения, созданные муниципальными образованиями, относятся к категории муниципальных учреждений.

Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

 

 Функции и полномочия  учредителя в отношении государственного  учреждения, созданного Российской  Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Частные и бюджетные  учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). При этом следует учитывать, что в силу п. 7 ст. 161 БК федеральное бюджетное учреждение производит операции с денежными средствами, причем как бюджетными, так и полученными от хозяйственной деятельности, исключительно через лицевые счета в федеральном казначействе.

По своим обязательствам бюджетные и частные учреждения отвечают исключительно денежными  средствами. Взыскание на иное имущество  как закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от собственной хозяйственной деятельности, обращено быть не может. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений несет собственник их имущества.

         Автономные учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них обладают большей свободой в вопросах распоряжения имуществом и осуществления своей уставной деятельности. Такие организации действуют в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

         В отличие от бюджетного и частного учреждения автономное учреждение не финансируется по смете доходов и расходов. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и от использования его имущества.15

      Исходя из всего вышесказанного,  можно сделать вывод, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждения  бывают:

1.Частные, которые   создаются собственником (гражданином  или юридическим лицом) для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

2.Государственные, муниципальные  учреждения, созданные Российской  Федерацией, субъектом Российской  Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовое положение государственных (муниципальных) учреждений.

 

3.1. Автономные учреждения

 

В соответствии с Федеральным  законом «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и  от своего имени может приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной  собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

Информация о работе Учреждение как юридическое лицо