Учреждение как юридическое лицо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной темы является рассмотрение понятия, видов, порядка создания и деятельности учреждений, их правового положения, формирования и использования их имущества.
Цель работы предопределяет следующие задачи:
- изучение общих положений об учреждениях;
- изучение видов учреждений

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Учреждение как юридическое лицо
Понятие юридического лица…………………………………………...5
Виды юридических лиц………………………………………………...9
Роль и место учреждений в массиве некоммерческих
организаций…………………………………………………………………...11
Глава 2. Понятие, общая характеристика и виды учреждений
Понятие учреждения…………………………………………………........15
Виды учреждений…………………………………………………….........22
Глава 3. Правовое положение учреждения
3.1. Автономные учреждения……………………………………………….26
3.2. Бюджетные учреждения………………………………………………...28
3.3. Казенные учреждения…………………………………………………...30
Глава 4. Проблемы выхода учреждений из ООО без согласия собственника…………………………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………....37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по гп.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В-пятых, юридические  лица различаются в зависимости  от характера своей деятельности. По этому признаку говорят о предприятиях, выполняющих хозяйственно - или культурно-оперативные функции, и учреждениях, осуществляющих административные или социально-культурные функции, регулирующих управление предприятиями и обеспечивающих для них надлежащие условия. Это различие имеет существенное экономическое значение, потому что деятельность первых связана преимущественно со сферой производства, а вторых - со сферой обслуживания, но юридическое различие между ними проводится редко.3

          Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица делятся на несколько видов: по формам собственности (государственные, муниципальные, частные); по способам образования (образуемые в явочно-нормативном, распорядительном или разрешительном порядке); по цели деятельности (коммерческие и некоммерческие); по степени обособления имущества (имеющие право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество); по организационной структуре (простые и сложные); по степени взаимного участия юридических лиц в уставных капиталах друг друга (основные, зависимые, дочерние); по правам учредителей (участников) на имущество юридического лица (юридические лица, учредители которых могут иметь вещные, обязательственные права или не имеют имущественных прав); по особенностям организационно-правовой формы (хозяйственные общества и товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, общественные организации, учреждения, фонды и др.) и иные.

 

1.3.Роль и  место учреждений в массиве  некоммерческих организаций

 

Пункт 1 ст. 50 ГК характеризует некоммерческое юридическое лицо двумя признаками, отличающими его от коммерческого юридического лица: 1) основной целью деятельности некоммерческого юридического лица не является извлечение прибыли, 2) полученная в случаях, предусмотренных законом, прибыль не распределяется между участниками организации. Предпринимательская деятельность может осуществляться некоммерческим юридическим лицом лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой организация создана, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Такая же характеристика некоммерческой организации дается в п. 1 ст. 2 ФЗ « о некоммерческих организациях». Это определение основано не на характеристике основных свойств данной категории юридических лиц, а на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. Положительному свойству коммерческих организаций - извлечение прибыли - противопоставлено отрицательное свойство - не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Этот признак дополняется вторым, существенным для тех некоммерческих организаций, которые могут иметь какую-то прибыль, - "не распределяющие полученную прибыль между участниками".

         Общая цель создания некоммерческих  организаций заключается в служении  интересам общества, в достижении общественных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. Каждая из перечисленных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, строго говоря, общая цель - социальная. Полагаем, что в приведенном перечне под социальными целями понимается оказание социальных услуг, предоставляемых, например, престарелым, инвалидам, детям и т.п.

           В соответствии со ст. 13 Закона  некоммерческие организации создаются  либо путем учреждения, либо в  результате реорганизации существующей  некоммерческой организации. Учреждение  происходит по воле учредителей (учредителя) и соответствующее решение должно быть принято единогласно. Число учредителей не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть создана и одним лицом, за исключением некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных законом. Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица.

       На этапе создания некоммерческого юридического лица обязанностью учредителей является формирование необходимого для осуществления планируемой деятельности имущества, избрание (назначение) исполнительного органа, государственная регистрация организации.

Некоммерческие организации  могут создаваться только в формах, предусмотренных законодательством, однако Гражданский кодекс (ст. 116-123) не содержит их исчерпывающего перечня.

        «Большинство некоммерческих организаций имеет единственный учредительный документ - устав, и лишь некоторые, кроме того, - учредительный договор. Учреждения и государственные органы зачастую функционируют на основании положений, которые также отнесены Гражданским кодексом к учредительным документам.

        Как и любое юридическое лицо, некоммерческие организации имеют обособленное имущество. В большинстве случаев законодательство не устанавливает для этих организаций минимального размера активов (уставного или складочного фонда, капитала), а также возможности банкротства (за исключением потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, автономных учреждений и некоторых иных форм). Это объясняется тем, что объем хозяйственных операций этих организаций как участников гражданского оборота незначителен и связан в основном с приобретением товаров и услуг для собственных нужд.

        Некоммерческие организации выступают в гражданском обороте под собственным наименованием (полным или сокращенным) и имеют исключительное право на его использование. Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму организации и характер ее деятельности, а также отвечать некоторым дополнительным требованиям. В частности, наименование общественных объединений должно включать территориальную сферу их деятельности; наименование благотворительных организаций - содержать соответствующее указание на характер их деятельности; наименование учреждения должно включать указание на собственника имущества. Наименование не может заключать в себе информацию (понятия), оскорбляющую нравственные, религиозные и национальные чувства.

        Некоммерческие организации могут иметь территориальные подразделения - филиалы и представительства. Закон об общественных объединениях предусматривает особую форму обособленного структурного подразделения - отделения. В России могут создаваться и действовать структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства иностранных и международных некоммерческих организаций. Имущество обособленных подразделений учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации. Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной ее головным органом.

Некоммерческие организации  могут быть ликвидированы как  в добровольном, так и в принудительном порядке».4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие, общая характеристика и виды учреждений

 

2.1. Понятие учреждений

 

         Под учреждением понимается организация,  созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных  или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им  полностью или частично.5   

   Некоммерческая  организация в форме учреждения - единственная в гражданском  законодательстве, не являющаяся  собственником находящегося у  нее имущества. Права учреждения  на закрепленное за ним имущество  определяются учредителем-собственником  в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

    Деятельность учреждения определяется целями, поставленными перед ним собственником. В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником имущества учреждения, и поэтому, по общему правилу, учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в зависимости от целей деятельности учреждения в законе или других правовых актах определяется, на базе какой собственности может быть создано учреждение того либо иного профиля. Так, только государственная собственность лежит в основе органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст. 11 Закона об образовании). К числу учреждений, базирующихся на федеральной государственной собственности, относятся и учреждения культуры, включенные в перечень особо ценных объектов культурного наследия (например, Государственный Эрмитаж, Государственный академический

Мариинский театр, Государственный  исторический музей).6 

    Собственник предоставляет имущество для определенной цели и вправе контролировать его использование. Однако пока существует учреждение, собственник ограничен в своих возможностях распоряжаться закрепленным за учреждением имуществом. Он вправе изъять только лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. В рамках задач, поставленных собственником, учреждение пользуется относительной самостоятельностью. Оно является юридическим лицом со специальной правоспособностью. Согласно абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Собственник должен также издать правила, по которым должно функционировать учреждение (устав или положение). В настоящее время изданы законы и иные нормативные акты, определяющие особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений (например, ФЗ "Об образовании").

     Руководит учреждением на основе единоначалия должностное лицо: министр, директор, ректор. По общему правилу, назначает на должность руководителя учреждения и освобождает от нее собственник. Назначение руководителя учреждения в отличие от подобного назначения на унитарных предприятиях, согласно ГК, не является исключительным правом собственника. Поэтому применительно к образовательным учреждениям возможно не только назначение, но и избрание руководителя на должность

(п. 4 ст. 35 Закона об  образовании). Непосредственное руководство  государственным, муниципальным  вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования

не допускается, а статус руководителя государственных образовательных  учреждений федерального подчинения устанавливается  Правительством Российской Федерации. Негосударственным образовательным  учреждением (за исключением вузов) руководит непосредственно учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем (п. 1 ст. 36 Закона об образовании). Устав государственного, муниципального вуза, утвержденный собственником, действует не более 1 года, затем вуз продолжает функционировать на основании устава, принятого общим собранием (абз. 5 п. 3 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о высшем образовании). В этом заключается различие вуза и учреждений другого вида деятельности.

       Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» к учредительным документам учреждения относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности.

         Имущество, необходимое для выполнения задач, поставленных перед учреждением, предоставляется собственником. Как всякое юридическое лицо, учреждение несет ответственность по своим обязательствам, но только денежной частью своего имущества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов собственник несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Обращение взыскания на прочее имущество учреждения возможно лишь в том случае, когда недостаточно и денежных средств собственника, тогда взыскание обращается на его имущество, в составе которого находится имущество созданного им учреждения.7 Если в соответствии со ст. 296 ГК учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то полученные доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Закон не уточняет понятие "самостоятельного распоряжения". На такое имущество может быть обращено взыскание только по тем долгам учреждения, которые возникли в связи с его хозрасчетной деятельностью. Закон не определяет порядок и не конкретизирует объемы финансирования учредителем созданного им учреждения. Согласно нормам специального законодательства порядок и объемы финансирования учреждения определяются договором между учредителем и учреждением (ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.; п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об образовании"). Финансирование государственных и муниципальных учреждений осуществляется обычно на основе государственных и местных нормативов.

Источником  формирования имущества учреждения являются не только имущество, закрепленное за учреждением его учредителем, но также иные поступления, в том числе доходы от осуществляемой в соответствии с учредительными документами приносящей доходы деятельности. В силу п. 2 ст. 298 ГК упомянутые доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Информация о работе Учреждение как юридическое лицо