Товарные знаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности правовой природы использования товарного знака и распоряжения исключительным правом на товарный знак, её значимости среди общества и для государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Общие теоретические аспекты исключительного права на товарный знак
Понятие и функции товарного знака………………………….......6
Исключительное право на товарный знак……………………….10
Использование товарного знака
Распоряжение исключительным правом на товарный знак……15
Неиспользование товарного знака и охрана товарного знака……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………….28
Библиография……………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 55.07 Кб (Скачать файл)

 

        При заключении договора об отчуждении исключительного права на товарный знак одним из главных вопросов является вопрос о вознаграждении, точнее о его размере.

Конечно, размер вознаграждения за продажу товарного  знака согласовывается сторонами, но при этом правообладатель не хочет  продать товарный знак слишком дёшево, а приобретатель не хочет переплатить. 
 
        В том случае, если стороны не могут договориться о размере вознаграждения, наиболее объективным способом определения стоимости товарного знака является оценка товарного знака. Определение его стоимости должны производить профессиональные оценщики. Оценка товарного знака позволит не только указать её в договоре отчуждения исключительного права на товарный знак, но и в дальнейшем произвести учет товарного знака. Отметим, что в налоговом и бухгалтерском учете товарный знак является нематериальным активом.

При существенном нарушении приобретателем обязанности  выплатить правообладателю товарного  знака в установленный договором  об отчуждении исключительного права  срок вознаграждение за приобретение исключительного права на товарный знак прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке  перевода на себя прав приобретателя  исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право  перешло к его приобретателю. 

Если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности  выплатить в установленный договором  срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель  может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора18.

2.2. Неиспользование  товарного знака и охрана товарного  знака.

Правовая охрана товарного знака  может быть прекращена досрочно в  отношении всех товаров или части  товаров, для индивидуализации которых  товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака  непрерывно в течение любых трех лет после его государственной  регистрации. Заявление о досрочном  прекращении правовой охраны товарного  знака вследствие его неиспользования  может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет  при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.

Для целей настоящей статьи использованием товарного знака признается его  использование правообладателем или  лицом, которому такое право предоставлено  на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 ГК РФ, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.

Бремя доказывания использования  товарного знака лежит на правообладателе.

При решении вопроса о досрочном  прекращении правовой охраны товарного  знака вследствие его неиспользования  могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам19.

Прекращение правовой охраны товарного  знака означает прекращение исключительного  права на этот товарный знак.

Знак  охраны товарного знака

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве  на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом  с товарным знаком, состоит из латинской  буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности, либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации

Порядок регистрации  устанавливается Гражданским Кодексом РФ или международными договорами Российской Федерации.

Государственная регистрация может быть осуществлена и в ином порядке, который, например, установлен Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, а также Протоколом к этому соглашению, который представляет собой самостоятельное международное соглашение.

Вкратце существо этого порядка может быть охарактеризовано следующим образом. Через национальное ведомство страны - участницы Мадридского соглашения заявитель подает в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности) одну международную заявку, в которой он может испросить предоставление охраны товарному знаку в одной, нескольких или во всех странах-участницах Мадридского соглашения. ВОИС «тиражирует» эту заявку и направляет ее во все указанные заявителем страны для проведения экспертизы согласно требованиям национального законодательства. Если заявленное обозначение соответствует критериям охраноспособности, товарный знак считается зарегистрированным. И он охраняется наравне со знаками, зарегистрированными в соответствии с обычной национальной процедурой. Подробно процедура предоставления правовой охраны в соответствии с этими международными соглашениями изложена в разделе ХШ «Мадридское соглашение о международной регистрации знаков».

Правовая  охрана товарных знаков может быть предоставлена на основании еще  одного международного договора - Парижской  конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии со статьей 6-bis Конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Однако такая возможность имеется лишь в отношении специальной категории товарных знаков - общеизвестных товарных знаков. Парижская конвенция, так же как и законодательные акты многих зарубежных стран, не содержит определения общеизвестного товарного знака. Как показывает практика, общеизвестным может быть признан товарный знак, который в результате длительного интенсивного использования приобрел в стране регистрации или в стране применения широкую известность как характерный для продукции или товаров определенного изготовителя, гарантирующий их высокое качество.

Несмотря на то, что регистрации  общеизвестных знаков для предоставления им правовой охраны не требуется, необходимо, чтобы за товарным знаком был признан  статус общеизвестного товарного знака.

 

В соответствии со статьей 6-bis Парижской конвенции лишь компетентный национальный орган может признать тот или иной товарный знак общеизвестным. До недавнего времени в Российской Федерации не был определен орган, к компетенции которого могло быть отнесено решение этого вопроса. Поэтому правовая охрана товарным знакам на основе статьи 6 Парижской конвенции не предоставлялась, хотя правовые основания для этого были. С утверждением Положения о Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам и вступлением в силу Правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам еще одно основание предоставления правовой охраны и, соответственно, основание возникновения исключительного права начнет реально работать.

Учитывая, что  правовая охрана общеизвестных товарных знаков является более широкой по сравнению с обычными товарными знаками, представляется необходимым несколько подробно остановиться на некоторых аспектах ее возникновения. Основанием для установления общеизвестности товарного знака является заинтересованность лица, считающего, что используемый им товарный знак является общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Представляется, что установление общеизвестности товарного знака производится лишь в тех случаях, когда в процессе его фактического или номинального использования на территории Российской Федерации одним из хозяйственных субъектов осуществляются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другому хозяйствующему объекту либо могут нанести ущерб его деловой репутации.

При определении  общеизвестности товарного знака  во внимание должны быть приняты, как минимум, следующие факторы:

  • интенсивность использования товарного знака на территории Российской Федерации
  • затраты на рекламу товарного знака в Российской Федерации
  • стоимость (ценность) товарного знака
  • результаты опроса соответствующих кругов потребителей, которые реально могут стать потребителями товаров, для которых предназначен знак20.

Действующим законодательством установлена  ответственность за незаконное использование  товарного знака. Под незаконным использованием товарного знака понимается несанкционированные владельцем товарного знака действия какого-либо лица в отношении товарного знака, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака.

Также предусмотрена как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. Необходимо иметь в виду, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Гражданско-правовая защита реализуется в судебном порядке. Так споры, связанные с его применением, рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом, а с 9 декабря 2011 года Судом по интеллектуальным правам. В число этих споров входят споры: о нарушении исключительного права на товарный знак, о заключении и исполнении лицензионного договора и договора об уступке товарного знака.

Владелец может потребовать  взыскания с нарушителя причиненных убытков. Помимо этих наиболее распространенных способов защиты прав владелец товарного знака, чьи права были нарушены, может потребовать, чтобы за счет нарушителя в средствах массовой информации было опубликовано судебное решение. Такой метод воздействия направлен на восстановление деловой репутации потерпевшего. При этом необходимо иметь в виду, что существуют определенные условия реализации этого способа.

Как показывает практика, качество товаров, маркированных чужим товарным знаком, бывает очень низким. Это, безусловно, подрывает деловую репутацию потерпевшего и авторитет товарного знака. В связи с чем Законом предусмотрен еще один способ защиты нарушенных прав. С товара нарушителя и/или его упаковки должен быть удален незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок насыщается товарами от разных производителей и главную роль для многих из них играет продвижение именно своего товара, и для завоевания внимания потребителей они идут на индивидуализацию. Одним из таких средств индивидуализации является товарный знак производителя, который несет в себе функции рекламную, функции, указывающие на качество и происхождение товара, а также гарантийную, охранную и психологическую. Использование товарного знака требует некоторых усилий, чтобы считаться исключительным правом.

Исключительные  права на товарный знак регулируются гражданским законодательством. Такие  права могут использоваться юридическими лицами и лицами, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, в соответствии с  законодательством РФ. Таких лиц  называют правообладателями.

Правообладатели становятся таковыми только после того как зарегистрируют  право на пользование товарного знака. После  прохождения регистрации правообладатели  приобретают определенные права  на распоряжение своим исключительным правом на товарный знак, а также  государственную охрану товарного  знака. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.

Правообладатели могут распоряжаться исключительным правом. Отчуждать такое право возможно только по договору: лицензионному либо по договору об уступке  права на товарный знак.

По лицензионному  договору одна сторона - обладатель исключительного  права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется  предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного  знака в определенных договором  пределах с указанием или без  указания территории, на которой допускается  использование, применительно к  определенной сфере предпринимательской  деятельности.

По договору об отчуждении исключительного права  на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий  товарный знак в отношении всех товаров  или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне - приобретателю  исключительного права.

Действующим законодательством установлена  ответственность за незаконное использование  товарного знака. Гражданско-правовая защита реализуется в судебном порядке. Так споры, связанные с его применением, рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом, а с 9 декабря 2011 года Судом по интеллектуальным правам. В число этих споров входят споры: о нарушении исключительного права на товарный знак, о заключении и исполнении лицензионного договора и договора об уступке товарного знака.

Из вышесказанного, стоит сделать  вывод, что в нынешнее время реализация товара требует правового сопровождения, охраны со стороны государства и  нарушении законодательства об исключительном праве на товарный знак, привлечения  к ответственности.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Конституция РФ 12.12.1993г.  ( Российская газета №1)

    1. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 (Российская газета № 289)

    1. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2006.
    2. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1999
    3. Кириллова М.Я., Крашенинников П.В. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. 2-е изд. М.: Статут, 2007
    4. Китайский В.Е. Товарные знаки, знаки обслуживания  наименования мест происхождения товаров. Учебник. – М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности, 2007
    5. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007
    6. Белых В.С. Предпринимательское право России. – М.: Проспект, 2010
    7. Круглова Н.Ю. Коммерческое право: учебник – М.: Изд. Юрайт, 2011 г.
    8. Белов В.А. Гражданское право: общая и особенная части. М., 2003
    9. Горленко С.А., Еременко В.И. Комментарий к закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». М., 1997
    10. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. СПб.: Юридический центр пресс, 2003.

Информация о работе Товарные знаки