Типы и формы собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 09:55, статья

Краткое описание

Собственность одно из фундаментальнейших и древнейших научных понятий. Оно основополагающее для экономической теории. У него множество сложных определений, сводящихся (в кратком пересказе) примерно к следующему: собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при прочих равных условиях признается доминирующей над волей несобственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенными благами.

Вложенные файлы: 1 файл

Для курсовой по ГПMicrosoft Word.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Изначально право собственности  юридического лица возникает в силу добровольного наделения его имуществом теми лицами, которые создают его — учредителями. Это происходит в результате отказа учредителей от своего права собственности на имущество, которое передается в собственность создаваемому юридическому лицу.

Специфическим основанием возникновения  права собственности является приобретение юридическим лицом — правопреемником  в собственность имущества, принадлежавшего  реорганизованному юридическому лицу. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам на условиях и в объеме в зависимости от формы реорганизации (ст. 54 ГК)[1].

Важным основанием возникновения  права собственности является также  деятельность юридического лица, осуществляемая в соответствии с его целями и задачами. При этом основным источником формирования имущества коммерческих юридических лиц является прибыль, получаемая ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Поскольку у некоммерческих юридических лиц извлечение прибыли не является целью их деятельности, имущество этих юридических лиц формируется главным образом за счет других источников (членские взносы, благотворительные пожертвования и т.п.). В процессе деятельности право собственности на имущество может быть приобретено юридическим лицом на основании совершаемых гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, займа, дарения и т. д.). Юридическое лицо может приобрести имущество и по завещанию.

Право собственности юридических лиц осуществляется в пределах срока существования самого юридического лица.

 

3. Право собственности коммерческих  юридических лиц

 

Статья 213 ГК среди субъектов права  частной собственности называет негосударственные юридические  лица. Следовательно, по своей природе право собственности юридических лиц является одним из видов частной формы собственности. Как таковой этот вид обладает определенными особенностями.

Во-первых, субъектами права собственности  выступают только негосударственные  юридические лица, образованные группами других лиц: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества); производственные и потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Во-вторых, указанные выше юридические  лица являются единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им участниками в качестве вкладов (исключение составляет имущество, передаваемое юридическим лицам только в пользование, а не в собственность) (ст. 44 ГК). Никакой общей или коллективной собственности участников (учредителей) на имущество юридического лица не возникает. Учитывая это существенное обстоятельство, следует признать сомнительными взгляды на собственность юридических лиц как общую долевую собственность, а также классификации форм собственности с выделением коллективной собственности юридических лиц705. Такие позиции, ставящие под сомнение право юридических лиц иметь в собственности имущество, лишают смысла существование и самого юридического лица как субъекта самостоятельной имущественной ответственности.

В-третьих, законодательством могут  устанавливаться ограничения по объектам, которые не могут находиться в собственности этих юридических  лиц (ст. 214 ГК).

В-четвертых, управление объектами  права собственности осуществляется юридическими лицами самостоятельно, через их органы в соответствии с их компетенцией. Причем это управление осуществляется в рамках устава юридического лица и действующего законодательства[5 , с.516].

 

4. Право собственности некоммерческих  юридических лиц

 

Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, и в этой связи их возможности по использованию принадлежащего им на праве собственности имущества ограничены теми целями, для которых они созданы.

 К некоммерческим организациям, имущество которых принадлежит им на праве собственности, относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие организации, предусмотренные законодательством.

 Некоммерческая организация  может заниматься предпринимательской  деятельностью постольку, поскольку  это служит достижению целей,  ради которых она создана. Ассоциации (союзы), в которые входят коммерческие  организации, заниматься предпринимательской деятельностью не вправе. Если члены такой ассоциации принимают решение о занятии предпринимательской деятельностью, ассоциация подлежит преобразованию в коммерческую организацию или должна создать для такой деятельности хозяйственное общество либо участвовать в таком обществе.

 Для некоммерческих организаций  законодательство не предусматривает  необходимости образования фондов, гарантирующих интересы кредиторов. Участники некоммерческих организаций,  как правило, не имеют никаких имущественных прав в отношении этих организаций и их имущества; они не могут распределять между собой прибыль от предпринимательской деятельности организации, не могут получать какого-либо имущества при выходе из организации, а также в случае ликвидации организации. При этом в случае ликвидации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на те цели, ради которых была создана организация, или направляется на благотворительные цели. Если это невозможно, имущество переходит государству[2, с.183].

 Исключения установлены для  членов потребительских кооперативов, которые имеют право участвовать  в распределении прибыли от  предпринимательской деятельности  кооператива. Также исключением  являются участники некоммерческих  партнерств, которые могут претендовать при выходе из партнерства или в случае его ликвидации на часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, внесенного в качестве членских взносов.

 

5. Понятие, состав прав государственной  собственности

 

В недавнем прошлом государственная собственность была доминирующей во всех сферах общественных отношений. Законодательно закреплялся приоритет государственной собственности, которая объявлялась ведущей. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса. Государство являлось собственником основных средств производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средств транспорта и связи, банков, торговых, коммунальных и иных предприятий, основного городского жилищного фонда и т.д. Государству создавались повышенные гарантии защиты права государственной собственности.

Это положение государственной  собственности соответствовало  политической системе, существовавшей в нашем государстве. Изменение  политической системы и роли государства  в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений государственной собственности. Государство уступило часть ранее безраздельно занимаемых им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферах общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.

Конституция Республики Беларусь устанавливает  существование государственной  и частной собственности и  гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [3,с. 6].

Состав и назначение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и в собственности административно-территориальных единиц, определяется осуществляемыми данными участниками гражданско-правовых отношений особыми задачами и функциями. Существенными особенностями отличается порядок управления данным имуществом.

Право государственной собственности  в объективном смысле — это  система правовых норм, регулирующих отношения присвоения и принадлежности (владения, пользования и распоряжения) материальных благ Республике Беларусь или административно-территориальной единице в лице их компетентных органов.

В субъективном смысле право государственной  собственности представляет собой  совокупность закрепленных за Республикой  Беларусь или административно-территориальной  единицей правомочий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Субъектами права государственной  собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные  единицы.

Каждый из названных субъектов  выступает в качестве самостоятельного собственника, поэтому Республика Беларусь, области, районы и другие административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга. Определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью отнесено к исключительной компетенции местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции)[3,с.41].

 

6. Понятие, субъекты, объекты и  способы приватизации государственной  собственности

 

Разгосударствление представляет собой передачу от государства

физическим и юридическим лицам (в том числе посредством приватизации)функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация —это приобретение физическими  и юридическими лицами правасобственности на объекты, принадлежащие государству.

Разгосударствление и приватизация имущества, находящегося вгосударственной собственности, осуществляются в порядке, предусмотренномспециальным законодательством.

Субъектами приватизации (лицами, приобретающими в собственность  у государства его имущество) согласно Закону «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» могут быть:

1) граждане Республики Беларусь  и Российской Федерации, негосударственные  юридические лица, юридические лица  Республики Беларусь, созданные  не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

2) иностранные инвесторы; лица  без гражданства[4, с. 688].

В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также государственные сельскохозяйственные предприятия.

Объектами приватизации являются: государственное  жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицыобъединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами первоочередной приватизации являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Не подлежат разгосударствлению и  приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.

Законодательством Республики Беларусь установлено, что приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и  продажи государственной собственности. Безвозмездно передается часть государственной собственности гражданам Республики Беларусь с целью обеспечения социального равенства — создания равных экономических условий на период перехода к рыночной экономике[5,с. 554].

 

7. Приватизация жилых помещений

 

Включение в законодательство Республики Беларусь о разгосударствлении и приватизации государственной собственности института приватизациижилищного фонда направлено на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда[5, с. 560-561].

В соответствии с Законом от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда  в Республике Беларусь» (статья 2) приватизация жилья осуществляется на основе принципов безвозмездной передачи гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном данным Законом; взаимосвязи приватизации с решением жилищной проблемы; добровольной основы; сочетания возмездного и безвозмездного характера; равных прав всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласности, государственного и общественного контроля за процессом приватизации.

Приватизация жилищного фонда  осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.

Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также  иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.

Объектами приватизации являются жилые  помещения государственного жилищного  фонда.

Отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством  предоставлено право на безвозмездную (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передачу в собственность жилых помещений. При этом указанные граждане имеют право на одноразовое использование данной льготы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З : в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 3 июля 2011 г., №285-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – №78. – 2/1837.

2. Колбасин, Д.А. Гражданское право  Республики Беларусь. Общая часть. [Текст]: учебник / Д.А. Колбасин.– Минск :ПолиБиг, 1999. – 374 с.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября  2004 г.). –Минск :Амалфея, 2010. — 48 с.

4. Чигир, В.Ф. Гражданское право[Текст]: учебник / под общ.ред. проф. В.Ф.  Чигира. – Минск :Амалфея, 2000. –  976 с.

5. Чигир,  В.Ф. Гражданское право. В 3 т.  Т.1 [Текст]: учебник / А.В. Каравай  [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск, Амалфея, 2008. – 864 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Типы и формы собственности в Республике Беларусь