Теоритические аспекты организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

В 2006 году вступил в силу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Актуальность данной темы обусловливается необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан в соответствии с нормами федерального закона. Согласно статистическим данным предложения, заявления и жалобы граждан, обрабатываемые в государственных учреждениях, составляют от 50 до 75%.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ОиТДОУ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

В государственных  органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных органов, иных организаций  и уполномоченные ими должностные  лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. [17]

При устном обращении  гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме.

Должностные лица государственных органов, иных организаций  не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций.

Если решение  вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к  компетенции этих государственных  органов, иных организаций (должностных  лиц), соответствующие должностные  лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

При рассмотрении обращений граждане имеют право:

  • знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства РФ об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;
  • отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные организации (должностным лицам);
  • обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Письменные  обращения, направляемые в государственные  органы или органы местного самоуправления, могут быть поставлены на контроль. Основаниями для постановки на контроль письменных обращений могут служить:

а) содержащаяся в обращении обоснованная информация о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан;

б) содержащиеся в обращении обоснованные просьбы об оказании помощи или поддержки гражданам из социально незащищенных групп населения либо гражданам, пострадавшим по вине других лиц, а также пострадавшим в результате стихийных бедствий;

в) поднимаемые в обращении общественно значимые проблемы [18]

Основаниями для снятия с контроля письменного обращения могут служить:

а) направление компетентным государственным органом, органом местного самоуправления письменного ответа гражданину на поставленные в его обращении вопросы или предоставление ему разъяснений о порядке защиты его прав и законных интересов;

б) поступление письменного ответа от государственных органов, органов местного самоуправления по существу письменного обращения, поставленного на контроль;

в) поступление от соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления справки о фактических обстоятельствах дела.

Письменные  обращения граждан следует рассматривать  как важное средство осуществления  и охраны прав личности. Обращения  граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества. [19]

Работа с  обращениями населения имеет  свои особенности и ведется отдельно от общего делопроизводства. Она регламентируется специальным общеотраслевым документом «Типовым положением о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». [20]. В нем определен четкий порядок работы с этими документами, независимо от категории и специфики деятельности того или иного учреждения. Прежде всего, обращения граждан должны подаваться в те органы, учреждения и тем должностным лицам, от которых зависит разрешение данного вопроса.

При организации  работы с обращениями надо использовать указанный выше нормативно-методический документ, взяв из него, прежде всего  порядок работы с этой категорией документов.

Технология  работы с обращениями граждан требует организации:

  • приема граждан;
  • приема и первичной обработки письменных обращений;
  • регистрации обращений;
  • направления обращений на рассмотрение;
  • уведомления заявителя о направлении обращения в другие учреждения;
  • уведомления заявителя о длительном расследовании обращения;
  • контроля за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;
  • информационно-справочной работы по обращениям;
  • извещения заявителя о вынесенных решениях с одновременным, в случае необходимости, направлением решений для исполнения в соответствующие органы;
  • группировки вдела и текущего хранения обращений;
  • анализа поступивших обращений.

График приема граждан в министерстве сельского  хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности руководителями представлен  в таблице 1.

 

Таблица 1 –  График приема граждан руководителями министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

 

Ф.И.О.

должность

дни приема

время

место приема

телефон

Соловьев  
Сергей Александрович

Заместитель председателя Правительства - министр

первый понедельник  месяца

с 16 до 18 часов

каб. № 508,  
ул. 9 января, 64

77-23-87 
78-64-34 
ф.77-49-47

Попов 
Анатолий Георгиевич

Первый заместитель  министра

второй понедельник  месяца

с 14 до 18 часов

каб. № 610,  
ул. 9 января, 64

78-64-72 
77-44-66

Попов 
Виктор Михайлович

Заместитель Министра

третий понедельник  месяца

с 14 до 18 часов

каб. № 619,  
ул. 9 января, 64

78-64-75 
ф.77-62-07

Лудикова 
Наталья Прокофьевна

Заместитель Министра

третья пятница месяца

с 14 до 18 часов

каб. № 515,  
ул. 9 января, 64

78-64-74 
ф.77-31-19


 

Обращение граждан  в государственные и общественные органы, на предприятия, в учреждения, организации может быть подано в  письменной форме, лично, по почте, с  помощью телеграфа и телетайпа, факса, электронной почты, а также  устно должностному лицу, наделенному правом и обязанностью рассмотрения обращений или ведущему прием граждан.

Все письменные обращения принимаются централизованно  в одном месте, Проверив правильность доставки, письма вскрывают, при этом конверты не уничтожаются, так как штамп на нем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адрес автора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь на конверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до конца решения вопроса и будет подшит в дело. [21]

На самом  документе в нижнем правом углу проставляется  регистрационный штамп учреждения, получившего обращение, в котором  стоит дата его получения и  начала работы с ним в данном учреждении. Иногда она может не совпасть с  датой на конверте, так как последняя проставляется почтовым отделением, которое не всегда в тот же день доставляет письмо адресату. Поэтому именно с даты, проставленной в регистрационном штампе, начинается отсчет срока исполнения обращения. Помимо даты в регистрационном штампе указывается и регистрационный индекс предложения, заявления, жалобы, который состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего обращения. 

К обращениям могут  быть приложены различные справочные материалы в подлинниках или копиях. Их надо скрепить вместе с обращением, чтобы они не растерялись в процессе работы. На этом заканчивается первый этап работы с обращениями.

После первичной  обработки все обращения передаются на регистрацию, которая ведется  по единой форме в порядке, установленном типовым положением. Регистрация этой категории документов помимо общих задач регистрации - учет, контроль и справочная работа - является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данном учреждении. Регистрацию рекомендуется вести на карточках или на компьютере и только в тех случаях, когда в учреждение, предприятие или организацию поступает незначительное количество документов населения, можно оставить и журнальную форму регистрации. [22]

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истек установленный законодательством срок их рассмотрения или заявитель не был удовлетворен данным по первому обращению ответом.

Повторное обращение  при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведется валовой учет всех поступающих документов. Однако в регистрационной карточке при  регистрации повторного обращения  указываются все признаки и первого документа, то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и на его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальным штемпелем отметка «повторно».

В законодательно-нормативных  актах предусмотрен вариант, когда полученное обращение вообще не относится к компетенции получившего его учреждения, организации, предприятия. В этом случае работником, отвечающим за эту категорию документов, оно должно быть не позднее чем в пятидневный срок направлено на рассмотрение в компетентный орган или заявителю. В ответном письме дается разъяснение, куда ему следует направить свое обращение. [23]

Если в обращении  поставлены вопросы, требующие решения  разных компетентных органов, руководитель организации, получивший обращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а о содержании других вопросов сообщает в установленные сроки соответствующим организациям.

Во всех случаях  пересылки документов в другие организации  заявители ставятся об этом в известность  в пятидневный срок с момента получения документа. В том случае, когда руководитель сразу в процессе рассмотрения документа может решить поставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, которая является по существу ответом. На ее основе составляется ответное письмо заявителю.

Если вопрос требует лишь разъяснения, руководитель в резолюции указывает исполнителя  и срок написания ответного разъяснительного документа. Все указания руководителя о порядке рассмотрения документа  и исполнения переносятся в регистрационно-контрольную карточку. Каждое решение, принимаемое по обращению граждан, прежде всего, должно быть основано на требованиях конкретных законов, всестороннем изучении обстоятельств и причин, породивших критические замечания.

Чаще всего  для принятия по обращению обоснованного решения необходимо собрать нужный информационно-справочный материал, послать запрос на места, потребовать объяснения от виновных, направить документ для проверки в подведомственные органы, организовать выезд на место ответственного работника. [24]

Сроки исполнения обращений определяются в зависимости  от сложности поставленных в них  вопросов. Установлен как максимальный месячный срок разрешения жалоб, заявлений  и предложений во всех органах. Заявления  и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления. В тех случаях, когда для принятия решений по жалобе или заявлению необходимо проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, разрешено, в порядке исключения, продление сроков не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Для разрешения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей были установлены более короткие сроки: в центральных органах власти и управления до 15 дней, в местных органах власти, на предприятиях и в учреждениях - безотлагательно, но не позднее 7 дней. Практика работы подтвердила оптимальность установленных сроков работы с документами граждан. Этих сроков продолжают придерживаться и сегодня.

Контроль за своевременным разрешением рассматриваемых  документов возлагается на должностных  лиц, которые обязаны обеспечивать своевременное, правильное и полное рассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по обращениям граждан.

Контроль за исполнением ведется по регистрационно-контрольным  карточкам, которые ставятся по срокам исполнения в контрольную картотеку. Контрольная картотека по обращениям граждан организуется и строится так же, как и контрольная сроковая картотека по другим административным документам. [25]

При небольшом  количестве обращений их можно располагать  в делах и в хронологической  последовательности. Появившиеся дополнительные материалы по вопросу, связанному с  обращением или повторное обращение  подшиваются к первой группе материалов. В дела группируются только исполненные документы. Обложка дела с предложениями, заявлениями и жалобами граждан оформляется по установленной форме.

Информация о работе Теоритические аспекты организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти