Счетная палата РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Правовые отношения по финансовым вопросам относятся по своей сути к сфере публичных правоотношений; в них много элементов властного содержания. Проблемы разрешения правовых споров, защиты прав гражданина и предпринимателя перед должностными лицами государственного аппарата требуют создания системы органов юрисдикционного контроля за данной областью правоотношений. Особенно это важно при том фактическом положении дел, когда расходование государственных средств РФ в значительной мере вышло из-под контроля налогоплательщиков и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Счетная палата1.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Ревизии и проверки, осуществляемые Счетной палатой РФ

 

Согласно статье 15 Закона, Счетной палатой проводятся комплексные ревизии и тематические проверки.

В адрес объекта контроля направляется уведомление о проведении ревизии. В уведомлении дается информация об основании ревизии, сроках ее проведения и составе инспекторской группы, а также предлагается создать необходимые условия для осуществления ревизии. Уведомление подписывается аудитором. Выезд инспекторов на объект осуществляется на основе распоряжения Председателя Счетной палаты.10

На подготовительном этапе контрольного мероприятия  на объект контроля направляется перечень вопросов, которые необходимо подготовить к приезду инспекторской группы. Так, например, для администрации региона это могут быть следующие вопросы по капитальному строительству:

1. Какие приняты в  регионе администрацией и ее  органами нормативные акты (приказы, постановления, распоряжения, указания, договоры, соглашения, утвержденные перечни и т.д.), регламентирующие использование средств федерального бюджета, выделяемых предприятиям и организациям?

2. Сколько и какие  конкретно проверки предприятий  и организаций проведены (указывается  период) контрольными органами по  целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета. Вскрытые недостатки и их влияние на деятельность предприятий, какие меры приняты по их устранению?

3. Количество и характер  объектов, утвержденных к строительству  с использованием средств федерального  бюджета. Какие объемы финансирования (лимиты) предусматривались для этих строек, как и в какой форме и мере они профинансированы?

4. Аргументы (принципы), послужившие основанием для включения  строек в перечень объектов, финансируемых  за счет средств федерального бюджета. Принадлежность к форме собственности, значимость объекта - федеральная, региональная. Дефицит мощностей; включение в федеральные и региональные целевые программы.

5. Документы, подтверждающие  выделение лимитов (приказы, письма  министерств и ведомств).

6. Ведение строительства  и ввод в эксплуатацию объектов АПК, использующих средства федерального бюджета.

7. Иные вопросы в  соответствующей тематической сфере.

Предприятию (организации), использовавшему средства федерального бюджета на капитальные вложения, могут быть предложены, например, следующие вопросы:

1. Какова организационно-правовая форма предприятия, когда и кем утверждено положение (устав), полный почтовый адрес и телефоны предприятия, количество, номера счетов и местонахождение финансово-кредитных учреждений, где они находятся, фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера предприятия?

2. Сколько, когда, на  какой счет, в какой форме (деньги, продовольствие, ГКО, взаимозачет и т.д.) и на какие цели было выделено и фактически получено из федерального бюджета средств на капитальные вложения и затраты капитального характера на возвратной и безвозвратной основе?

3. Кем, когда и в  каком объеме выделены лимиты  финансирования из федерального бюджета на строящийся объект (дать по форме: номер, дата, фамилия, имя и отчество, должность уведомителя)?

4. Характеристика строящегося объекта (назначение, проектная мощность, способ строительства и его сроки, источники финансирования), наличие обоснований целесообразности и оснований для начала строительства и его финансирования (утвержденная проектно-сметная документация и титульные списки, сводные сметные расчеты стоимости строительства, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы).

5. Иные вопросы в  соответствующей тематической сфере.

Одновременно с перечнем вопросов направляются и специально разработанные формы, количество которых может колебаться от 1 - 2 до 20 форм в зависимости от специфики объекта контроля.

При выезде на объект контроля инспекторская группа проводит совещание со всеми заинтересованными организациями. Например, при проверке использования бюджетных средств, выделенных АПК администрации региона, совещание проводится под руководством губернатора или его заместителя с участием федерального казначейства, налоговой службы, контрольно-ревизионного управления региона, департамента АПК, финансового департамента с приглашением руководителей проверяемых объектов.

В процессе проверки руководитель инспекционной группы координирует деятельность инспекторов, решает вопросы с руководителями проверяемых объектов по представлению необходимой информации и созданию нормальных условий для проведения контрольного мероприятия.

По завершении контрольного мероприятия оформляется акт  ревизии (проверки), с которым знакомятся руководитель проверяемого объекта  и главный бухгалтер. При наличии разногласий по содержанию акта составляется протокол разногласий. При работе в регионах рекомендуется знакомить с результатами проверки руководителей исполнительной и законодательной власти, а также привлекать к контрольной работе специалистов контрольно-счетной палаты.11

В организации контрольных  мероприятий имеются следующие проблемы:

1) чрезмерная глобализация  комплексных документальных ревизий  исполнения бюджета за отчетный год. В результате для их проведения привлекается до одной трети инспекторского состава, но результативность их с точки зрения принятия решений по отчету на уровне Федерального Собрания явно не прослеживается. То есть затраты труда не оправдываются результатами;

2) не всегда имеется  достаточное время для проведения проверки, в результате нет возможности глубоко рассмотреть вопросы финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования бюджетных средств.

Статьей 15 Закона не определяется процедура проведения Счетной палатой ревизий и проверок, в частности сроки проведения проверок, права проверяемых, возможности обжалования результатов актов (отчетов) проверок.

Согласно Закону сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата, и такие вопросы, как правило, определяются в программе предстоящей проверки. Вместе с тем статьей 11 Закона внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, а именно: распределение обязанностей между ее аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, определяются Регламентом Счетной палаты.

Регламентом Счетной палаты установлены общие требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий.

В случае выявления на проверяемых объектах или в предъявленных  документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости - на один конкретный факт. Сведения и информация, которые должны быть отражены в акте (отдельные перечни при оформлении акта на контрольное мероприятие в целом и на один конкретный факт), отражены в Регламенте Счетной палаты.

Регламентом Счетной палаты предусматривается возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий, организаций или учреждений с актами по результатам проверок.

В случае несогласия должностного лица проверяемого предприятия, организации, учреждения с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней.

Согласно Регламенту Счетной палаты ответственное должностное лицо может снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения.

В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с замечаниями инспекторы фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт.

Регламентом Счетной палаты запрещается вносить какие-либо изменения в подписанный инспекторами акт на основании замечаний ответственных должностных лиц, а также знакомить их с проектами готовящихся актов.

Регламентом Счетной палаты сроки подготовки актов по результатам контрольных мероприятий не определены. Ознакомление с актом руководителя (должностного лица) проверяемой организации или государственного органа производится в срок не более суток, в случаях большого объема и большой сложности - в срок не более 3-х суток. Ознакомление производится под расписку.12

По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет  за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства. Должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность за достоверность отчета. Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии.

Коллегией принимается  следующее решение:

1) о направлении предписания  или принятия иных мер в  соответствии полномочиями Счетной палаты, включая, при необходимости, обращение в Государственную Думу с предложением согласовать меры по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам предприятия, учреждения или организации;

2) о направлении материалов  в правоохранительные органы.

На заседании Коллегии Счетной палаты при рассмотрении отчета о проведенном контрольном мероприятии могут присутствовать только руководители проверяемых предприятий, организаций или учреждений.

3. Статьей 15 Закона определяется обязанность Счетной палаты доводить до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, информировать Совет Федерации и Государственную Думу о результатах проведенных ревизий и проверок.13

Согласно статье 23 Закона Счетная палата направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Законом не предусмотрен срок для вступления представления в силу либо его обжалования.

При выявлении на проверяемых  объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган уполномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.

Статья 15 Закона не закрепляет за Счетной палатой каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц.

КоАП РФ предусматривает  для Счетной палаты только возможность  наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений.

Статья 19.5 КоАП РФ (ч. 1) за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Однако такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Счетная палата вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях (КоАП РФ, ст. 28.3, ч. 2, п. 11).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и  место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении также указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении должен содержать статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.

Информация о работе Счетная палата РФ