Счетная палата РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Правовые отношения по финансовым вопросам относятся по своей сути к сфере публичных правоотношений; в них много элементов властного содержания. Проблемы разрешения правовых споров, защиты прав гражданина и предпринимателя перед должностными лицами государственного аппарата требуют создания системы органов юрисдикционного контроля за данной областью правоотношений. Особенно это важно при том фактическом положении дел, когда расходование государственных средств РФ в значительной мере вышло из-под контроля налогоплательщиков и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Счетная палата1.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

- учреждения, организации, предприятия  и иные объединения, независимо от видов и форм собственности, в части использования средств федерального бюджета, управления и использования федеральной собственности, предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

При реализации контрольных полномочий Счетная палата может взаимодействовать с другими государственными структурами.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.5

При проведении ревизий  и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых органов, предприятий и организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, министерств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. С целью реализации контрольных полномочий Счетная палата может заключать соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с указанными органами и структурами. Среди таких соглашений можно отметить:

- Соглашение о взаимодействии  Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной миграционной службы (г. Москва, 21 декабря 2007 г.);

- Соглашение о сотрудничестве  между Счетной палатой Российской  Федерации и Министерством обороны  Российской Федерации (г. Москва, 22 июня 2007 г.);

- Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, 20 июля 2007 г.);

- Положение о порядке  взаимодействия между Счетной  палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации (г. Москва, апрель 2005 г.).

К участию в своих  контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Контрольные полномочия распространяются и на структурные подразделения государственных органов. Так, например, при осуществлении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации контрольно-ревизионный аппарат взаимодействует и координирует свою работу с Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества и судами, Счетной палатой Российской Федерации. Организация и проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности проводится исходя из необходимости обеспечения системного контроля с учетом всех видов и направлений деятельности Судебного департамента. По указанию генерального директора Судебного департамента, при взаимодействии со Счетной палатой, а также решению правоохранительных органов в установленном законодательством порядке могут проводиться внеплановые ревизии и проверки, а также встречные проверки финансово-хозяйственной деятельности сторонних организаций в части выполнения ими государственных контрактов.6

Организационно-контрольная деятельность Счетной палаты осуществляется по двенадцати направлениям, которые можно определить следующим образом:

1) контроль расходов  федерального бюджета на науку,  образование, культуру, спорт и  средства массовой информации;

2) комплексный контроль  использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества;

3) контроль расходов  федерального бюджета на международную  деятельность;

4) контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета;

5) контроль расходов  федерального бюджета на общегосударственные  вопросы;

6) контроль расходов  федерального бюджета на национальную  безопасность и правоохранительную деятельность;

7) контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны;

8) контроль расходов  федерального бюджета на природопользование  и агропромышленный комплекс;

9) контроль за государственным  долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками;

10) контроль взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  других уровней;

11) контроль расходов  федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, дорожное  хозяйство, транспорт, связь и информатику;

12) контроль расходов  федерального бюджета на реализацию  общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов.7

Контрольные полномочия Счетной палаты имеет свою специфику в зависимости от видов деятельности. Единая система контроля федерального бюджета предполагает непрерывный трехлетний контрольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года в течение нескольких последовательных стадий:

- предварительный контроль;

- оперативный контроль;

- последующий контроль.

При осуществлении предварительного контроля контрольные полномочия Счетной палаты связаны с проектом бюджета будущего года (заключения по проектам федеральных законов о федеральном бюджете). На этапе предварительного контроля параметры проекта бюджета сопоставляются с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально-экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений и иных показателей. Это позволяет подготовить обоснованное заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета и при его обсуждении в Государственной Думе вносить предложения по корректировке тех или иных бюджетных параметров.

На этапе оперативного контроля полномочия Счетной палаты связаны с:

- контролем над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценкой обоснованности проектов федерального бюджета;

- контролем над своевременным  исполнением доходных и расходных  статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценкой обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- определением эффективности и  целесообразности использования  государственной собственности, контролем над поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

- контролем над состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации и за  использованием кредитных ресурсов;

- контролем над банковской системой  в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты на последнем этапе связаны с  комплексной документальной ревизией уже исполненного бюджета после завершения финансового года.8

2.2. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета Счетной палатой РФ

 

Статьей 14 Закона характеризуется оперативный контроль, осуществляемый Счетной палатой. Оперативный контроль проводится Счетной палатой в течение всего года, представляет собой совокупность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и осуществляется по следующим направлениям:

- контроль над полнотой и  своевременностью денежных поступлений;

- контроль над фактическим расходованием  бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета;

- выявление отклонений и нарушений;

- анализ выявленных отклонений  и нарушений исполнения федерального бюджета, разработка предложений по их устранению.

Оперативный контроль осуществляется Счетной палатой на основе:

- анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для  участников бюджетного процесса, иной обязательной финансовой  отчетности, представляемой рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета;

- компьютерной обработки оперативно  предоставляемых Минфином России  и Центральным банком России  копий первичных платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета;

- обобщения результатов контрольных  мероприятий, осуществляемых по поручению палат Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

- выборочных экспресс-проверок  с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

- экспертных оценок.

На основе составления оперативных  данных по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой, готовится ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчет об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и двенадцать месяцев, который после утверждения Коллегией Счетной палаты направляется палатам Федерального Собрания.

В основу проведения оперативного контроля Счетной палатой кладется ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете.

Счетная палата ежеквартально по установленной  форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета.

Регламент Государственной  Думы не содержит конкретных указаний на рассмотрение указанных отчетов. Частью 1 ст. 164.9 Регламента Государственной Думы определено, что обязательному рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы подлежат отчеты Счетной палаты о результатах проверок, основаниями для проведения которых явились постановления Государственной Думы и обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Заключения и аналитические материалы, представляемые Счетной палатой, а также отчеты Счетной палаты о результатах проверок, проведенных по основаниям, не указанным в части 1 статьи 164.9, рассматриваются Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.9

Форма отчета ежегодно утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.

Согласно статье 14 Закона в целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для оставления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти форма отчетности. Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 вводятся формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета, в т.ч.

- отчет об исполнении федерального  бюджета по доходам, полученным от операций с государственным материальным резервом;

- отчет об исполнении федерального  бюджета по доходам (поступлениям) от использования имущества, находящегося в федеральной собственности;

- отчет об исполнении федерального  бюджета по доходам (поступлениям) от реализации имущества, находящегося в федеральной собственности;

- сведения об исполнении федерального  бюджета по поступлениям от  распоряжения имуществом, находящимся  в федеральной собственности;

- сведения о полученных дивидендах;

- прочие формы.

Министерство финансов Российской Федерации по согласованию со Счетной палатой Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 Приказом Министерства финансов РФ от 19 марта 2009 г. N 26н утвержден Порядок составления и предоставления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату. Этот Приказ определяет порядок, периодичность, сроки составления и представления участниками бюджетного процесса финансовой отчетности. Перечень форм финансовой отчетности, периодичность составления и сроки представления финансовой отчетности в Счетную палату Российской Федерации указаны в приложении к настоящему Порядку.

Информация о работе Счетная палата РФ