Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1
1.Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ…………………………………………………………………………………..3
2.Порядок формирования Законодательного собрания Оренбургской области…………………………………………………………………………....13
3.Законодательный процесс в Законодательном собрании Оренбургской области……………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы.......................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по конституционному праву Осиночкина.doc

— 278.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..1

1.Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ…………………………………………………………………………………..3

2.Порядок формирования Законодательного собрания Оренбургской области…………………………………………………………………………....13

3.Законодательный процесс в Законодательном собрании Оренбургской области……………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список используемой литературы.......................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в Российской Федерации как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ.

Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов - Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

        Законодательные  органы  (в  демократических  государствах) -- государственные  представительные  коллегиальные  учреждения,  на  которые  конституцией  в  качестве  основной  функции  возложено  осуществление  законодательной  власти. 

        В некоторых регионах периодически возникают конфронтационные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену политической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее заметной, поскольку самые принципиальные вопросы государственной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фундаментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

         Внимание ученых - юристов и политологов, в основном, сосредоточено на органах исполнительной и судебной власти. Между тем общественно - политическая и социальная значимость законодательных органов субъектов РФ также является актуальной. И в данной работе мы рассмотрим законодательную власть в субъектах РФ, а на примере Оренбургской области рассмотрим порядок формирования и законодательный процесс Законодательного собрания Оренбургской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ

 

    Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия , Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей.

       В Конституции РФ употребляется различная терминология в отношении органов законодательной власти субъектов. Так, в ч. 2 ст. 66 они именуются законодательными (представительными) органами. Аналогичный термин используется в ст. 104, где перечисляются субъекты права законодательной инициативы, и в ст. 134, где называются субъекты, имеющие право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В ч. 3 ст. 66 используется термин "законодательный орган автономной области, автономного округа", в ст. 77, в ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 97 - "представительный орган государственной власти". И наконец, в ст. 125, когда речь идет о праве запроса в Конституционный Суд РФ для дачи толкования Конституции РФ, вводится термин "органы законодательной власти субъектов Российской Федерации". Он же используется в ст. 136, где говорится об одобрении поправок к главам III - VIII Конституции РФ1
        Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов2.

        В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).3

       В Законе установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

      Основная функция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов - законодательная. На территории субъектов только эти органы вправе принимать законы, вносить в них изменения и дополнения. Если для республик (в прошлом имевших статус автономных республик, республик в составе РСФСР, а позже РФ) законодательная власть не в новинку, то для остальных субъектов России законодательство стало возможным лишь после принятия в 1993 г. Конституции РФ. В ней зафиксировано, что край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свой устав и законодательство (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ)4.

      Федеральным законом установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с которыми он принимает региональные законы и постановления. В частности, он правомочен принимать конституцию (или устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах своих полномочий; а также осуществлять иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года, другими федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ5.

        Согласно законом субъекта  РФ:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

б) устанавливаются в соответствии с конституцией субъекта РФ основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; 
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ;

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

        И.В. Гранкин в своей статье «О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов федерации» выделяет следующие функции законодательных органов в субъектах РФ6:

1. главная функция законодательных органов субъектов РФ - принятие законов, обеспечивающих эффективное регулирование жизнедеятельности государственных, муниципальных, общественных органов и объединений соответствующих субъектов Российской Федерации и проживающих на их территории граждан;                       

2. приоритет законов в системе правовых актов предоставляет законодательным органам определенные преимущества перед другими властными структурами. Более того, можно утверждать, что в ходе реализации законодательной функции имеет место реальное руководящее воздействие на исполнительные органы. Особое значение при этом придается реализации законодательными органами права принятия программ социально - экономического развития субъектов Российской Федерации, региональных бюджетов, а также вопросам, связанным с утверждением или назначением руководителей исполнительных органов. Но в то же время законодательные органы испытывают на себе влияние исполнительных органов при внесении последними проектов правовых актов, касающихся социально - экономического развития и бюджетов, а также в иных случаях, когда они реализуют право на законодательную инициативу. Самостоятельность органов законодательной власти нельзя рассматривать как абсолютную. У законодательных и исполнительных органов субъектов РФ общие конституционные цели и задачи, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Поэтому они не должны противопоставляться друг другу7
3. функциональная деятельность законодательных органов обусловлена общественной потребностью в установлении вполне определенных правил поведения для граждан и юридических лиц;

4. функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ ограничена их территорией. В отличие от исполнительных органов, они организационно не связаны с федеральным законодательным органом;

5. функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ в значительной мере зависит от работы их аппарата, особенно его правовых и аналитических подразделений. В них сосредоточены квалифицированные кадры, способные обеспечить осуществление парламентами законодательной функции;

6. функциональная деятельность законодательных органов субъектов Российской Федерации в известной мере может быть связана с установлением их публично - правовой ответственности перед избирателями. Определенные элементы этого правового института давно известны. К числу таковых относится роспуск парламента или иного законодательного органа8.

Информация о работе Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ