Строительный подряд. Подрядные работы для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развития рыночных отношений большое значение имеют хозяйственные связи между предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, основанными на исполнении хозяйствующими субъектами договорных обязательств, а именно по выполнению различных видов работ и оказанию услуг (по поставке и купли-продажи товаров; перевозке грузов; аренде помещений; выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; строительству объектов, их капитальному и текущему ремонту, производству товаров, продукции и многому другому).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Правовое регулирование строительного подряда и подрядных работ для государственных нужд 5
1.1. Регулирование строительного подряда 5
1.2. Характеристика подрядных работ для государственных нужд 7
2. Понятие и элементы строительного подряда 11
2.1. Общие положения о договоре строительного подряда 11
2.2. Разновидности договора строительного подряда 15
2.3. Права и обязанности сторон по договору строительного подряда 16
3. Особенности подрядных работ для государственных нужд 20
3.1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд 20
3.2. Основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ 21
3.3. Содержание и исполнение государственного контракта на выполнение подрядных работ 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право. курсовая. вар 21.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Возможна ситуация, при которой  подрядчик, не дожидаясь указаний заказчика, немедленно приступает к выполнению дополнительных работ. Если подрядчик докажет, что он действовал в интересах заказчика (промедление могло повлечь гибель объекта и т.п.), он приобретает право требовать оплаты выполненных им дополнительных работ.

Особо выделен и такой вариант: подрядчик, указав на необходимость  выполнения дополнительных работ, сам отказывается это делать. Существующая на этот счет норма (п. 5 ст. 743 ГК) допускает отказ подрядчика только в случаях, когда соответствующие работы не входят в сферу его профессиональных обязанностей или у него нет по иным, не зависящим от него причинам возможности выполнить работы. Следовательно, если подрядчик не докажет, что он сам не мог исполнить необходимые работы, все последствия отказа падут на него. В частности, заказчик приобретет возможность заключить договор с любым третьим лицом на выполнение работ и потребовать от подрядчика возмещения соответствующих расходов и других связанных с этим сумм.

В виде общего правила изменение  технической документации должно происходить  по соглашению сторон. Однако если все  изменения и связанные с ними дополнительные работы превысят 10% общей стоимости работ и это не повлечет за собой изменения характера предусмотренных в договоре работ, заказчик может самостоятельно решить соответствующий вопрос. Точно так же и подрядчику предоставлено право требовать оплаты дополнительных работ в пределах 10% общей стоимости при условии, если по причинам, не зависящим от него, пришлось превысить смету.

Для обоснования требования о возмещении расходов, понесенных из-за необходимости  установления и устранения дефектов в технической документации, подрядчик должен доказать не только то, что он выполнил соответствующие работы, но и то, что эти его действия были разумными.

Кодекс предполагает, что обязанности  по обеспечению строительства материалами (в том числе деталями и конструкциями, а также оборудованием) возлагаются на подрядчика. Вместе с тем допустимо принятие на себя заказчиком соответствующих обязанностей полностью или хотя бы частично.

На сторону, которая обязана  осуществить материально-техническое  обеспечение строительства, возлагается ответственность за обнаруженную невозможность использовать ее материалы и оборудование без ухудшения качества строительства. Освобождение от указанной ответственности может наступить, если сторона докажет, что невозможность использования возникла по обстоятельствам, зависящим от ее контрагента8.

Отношения, связанные с возмещением  вреда, причиненного третьим лицам вследствие нарушения требований по охране окружающей среды и безопасности, относятся к деликтным, субъектом такой ответственности является причинитель вреда - подрядчик.

Согласно ст. 751 ГК подрядчик не вправе использовать в ходе работ  материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению требований по охране окружающей среды и безопасности работ.

3. Особенности подрядных работ для государственных нужд

3.1. Понятие государственного контракта  на выполнение подрядных работ  для государственных нужд

По государственному контракту  на выполнение подрядных работ для  государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату9.

В соответствии с государственным  контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Финансируются эти работы за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Государственные контракты предназначены  для:

- реализации федеральных и межгосударственных  целевых программ;

- развития и создания производственного  потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ;

- развития общегосударственной  сети транспорта, энергетики, связи  и экологического мониторинга;

- строительства отдельных наиболее  крупных и важных объектов  социальной и экологической сферы общегосударственного значения;

- развития фундаментальных и  прикладных научных исследований;

- поддержания необходимого уровня  обороноспособности и безопасности страны.

Основополагающие нормы о государственном  контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК «Подрядные работы для государственных нужд».

Сторонами государственного контракта  являются государственный заказчик и подрядчик. В качестве государственного заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом такими ресурсами. В качестве подрядчика могут выступать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

3.2. Основания и порядок заключения  государственного контракта на  выполнение подрядных работ

В соответствии со ст. 765 ГК основания  и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК), причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен Федеральным законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г.

Поскольку государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно (п. 4 ст. 527 ГК). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК).

Порядок заключения государственного контракта следующий. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный заказчик), получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне10.

При наличии у стороны, получившей проект государственного контракта, возражений по его условиям она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный  контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный контракт.

Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

3.3. Содержание и исполнение государственного контракта на выполнение подрядных работ

Обязательными (существенными) условиями  государственного контракта являются условия:

- об объеме и о стоимости  подлежащей к выполнению работы;

- о сроках ее начала и окончания;

- о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

- о способах обеспечения исполнения  обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков.

При необеспечении установленных  государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и  очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства.

Порядок оплаты выполненных работ  определен п. 5 Основных положений.

Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в  месячный срок после принятия объекта  в эксплуатацию в целом или  его очереди, пусковых комплексов, а  также отдельных зданий и сооружений.

В случае задержки установленных государственным  контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Государственный заказчик несет  ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него.

Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства.

Заключение

В заключение подведем итоги выполненной  работы.

По договору строительного подряда  подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

По государственному контракту  на выполнение подрядных работ для  государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Правовой формой, используемой в взаимоотношениях с государственными организациями, служит государственный контракт на выполнение подрядных работ. Он имеет тот же предмет, что и строительный подряд либо подряд на выполнение проектных и изыскательских работ.

Вместе с тем государственный  контракт обладает рядом принципиальных отличий от того и другого договора. Имеются в виду прежде всего строго определенные цели государственного контракта, источники финансирования, состав сторон, а также порядок заключения и изменения государственного контракта.

Конкретная цель заказов на выполнение работ - реализация федеральных и  межгосударственных целевых программ, развитие и создание производственного потенциала в соответствии с направлениями структурной политики Правительства Российской Федерации и др.

Государственные контракты заключаются  на конкурсной основе. Исключение из этого правила предусмотрено для тех, для кого заключение договоров является обязательным.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст – М.: 2005.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями) – система ГАРАНТ, 2008.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – система ГАРАНТ, 2008.

4. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) – система ГАРАНТ, 2008.

Информация о работе Строительный подряд. Подрядные работы для государственных нужд