Сравнение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, теоретической природы данного статуса и практики его применения изучить теоретические положения данного института.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
• раскрыть понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
• исследовать правовую природу прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
• отразить порядок признания и утраты правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………………………………...4
1.1. Понятие беженца в РФ………………………………………………...4
1.2. Понятие вынужденного переселенца в РФ…………………………..7
2. Основные права, обязанности и ответственность беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………9
2.1. Права и обязанности беженцев в РФ…………………………………9
2.2. Права и обязанности вынужденных переселенцев в РФ…………..13
3. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………..15
3.1. Порядок признания лица беженцем и вынужденным переселенцем……………………………………………………………………..15
3.2. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право. Курсовая.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

           Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

           Необходимо принимать во внимание, что понятия "утрата" и "лишение" имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и другие условия.

           Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации.

           Основания и порядок лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрено ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

           Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

          Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом.

           Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

           Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

           В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.

           В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

           Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.  

                                                Заключение

           Глобальная проблема беженцев и вынужденных переселенцев –один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этих весьма уязвимых групп населения и оказания им помощи.

           Статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего - это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Также, понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах

           Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев является самостоятельным институтом конституционного права РФ, органично входящим в состав комплексного института основ правового статуса человека и гражданина РФ. Правовой статус беженца и вынужденного переселенца представляет собой специальный статус физических лиц и соотносится с основами правового статуса человека и гражданина, как особенное с общим, а со статусами иных физических лиц как части одного целого. Можно выделить особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и элементы, раскрывающие этот статус. Беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам. Статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.

           Необходимо сказать и о том, что правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России до сих пор остается не на высшем уровне. Существует множество проблем, которые отягощают жизнь таких лиц на территории нашей страны. Сложившаяся в России процедура признания лица беженцем или вынужденным переселенцем не отличается прозрачностью и быстротой. Фактически лицо, обращающееся в миграционную службу, лицом к лицу сталкивается с государственной машиной, от которой будет зависеть многое в его судьбе. Действующие нормативные акты в области миграции содержат указания только на круг вопросов, которые разрешаются соответствующими органами власти, оставляя процедуру решения данных вопросов в тени. Но, тем не менее, государственные органы, занимающиеся проблемами беженцев и вынужденных переселенцев в нашем государстве, продолжают последовательно решать эти проблемы и целенаправленно обеспечивать их права и гарантии на территории Российской Федерации.

 

 

          

 

 

 

 

 

                                  Список использованной литературы:

1. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // СПС Консультант Плюс;

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.) // СПС Консультант Плюс;

3. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» // СПС Консультант Плюс;

4. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967г. // СПС Консультант Плюс;

5. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс;

6. Федеральный закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 30.12.2012) // СПС Консультант Плюс;

7. Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 01.07.2011) // СПС Консультант Плюс;

8. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // СПС Консультант Плюс;

9. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с   применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., N 5

10. Басангов Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О беженцах» (постатейный) / Под ред. Л.В. Андриченко. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007;

11. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. / Под ред. Л.В. Адриченко. – М., 2000;

12. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права, 2006, №1

13. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ (3-е издание, переработанное и дополненное) / Бархатова Е.Ю., М.: "Проспект", 2009

14. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.

15. Конституционное право России: учебник. – 2-е издание, перераб. и доп., С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев – М. : Эксмо, 2011. - 560 с.

16. Жильцова Н.А. Проблемы судебной защиты мигрантов в Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2009, №9

17. Сафонов В.Е., Искендеров Р.Р. Некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в Российской Федерации // Миграционное право. 2006, № 2.

18. Яковлева О.А. Определение понятия «беженец» по законодательству стран СНГ и Балтии // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, №5

 

 

 

 

          

 

           .

 

 

1 Яковлева О.А. Определение понятия «беженец» по законодательству стран СНГ и Балтии // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, №5

2 Справка Красноярского краевого суда от 12.10.2004 "По рассмотрению судами Красноярского края дел по спорам (жалобам, заявлениям), связанным с применением Федерального закона "О беженцах", женевской конвенции "О статусе беженцев" 1951 года и протокола к ней 1967 года"

3 Жильцова Н.А. Проблемы судебной защиты мигрантов в Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2009, №9

 


Информация о работе Сравнение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ