Сравнение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, теоретической природы данного статуса и практики его применения изучить теоретические положения данного института.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
• раскрыть понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
• исследовать правовую природу прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
• отразить порядок признания и утраты правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………………………………...4
1.1. Понятие беженца в РФ………………………………………………...4
1.2. Понятие вынужденного переселенца в РФ…………………………..7
2. Основные права, обязанности и ответственность беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………9
2.1. Права и обязанности беженцев в РФ…………………………………9
2.2. Права и обязанности вынужденных переселенцев в РФ…………..13
3. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………..15
3.1. Порядок признания лица беженцем и вынужденным переселенцем……………………………………………………………………..15
3.2. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право. Курсовая.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

           Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по существу (ст. 5 Федерального Закона о беженцах). В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.

           В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в законе, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо пост иммиграционного контроля или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации.

           Лицо, подавшее ходатайство в пост иммиграционного контроля, а при его отсутствии в орган пограничного контроля и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязано по предложению поста иммиграционного контроля покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе.

           Статья 7 ФЗ «О беженцах» регламентирует процедуру рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем по существу. Она включает в себя сроки рассмотрения ходатайства, орган, полномочный принимать решение, а также выдачу соответствующего документа о признании лица беженцем либо решение об отказе.

           Сроки рассмотрения ходатайства и выбор органа, занимающегося этим вопросом, зависят от места нахождения заинтересованного лица. Так, если оно находится вне пределов территории Российской Федерации, то срок рассмотрения ходатайства составляет до двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о регистрации ходатайства. Органом, полномочным принимать решение в данном случае, выступает Федеральная миграционная служба России в лице ее руководителя. В Федеральную миграционную службу России ходатайство вместе с заполненной анкетой иностранного гражданина или лица без гражданства и заключением учреждения Министерства иностранных дел (дипломатического или консульского представительства) о соответствии причин, выдвигаемых этим лицом в поддержку своего ходатайства, критериям статуса беженца, предусмотренным Законом о беженцах и Конвенцией ООН о статусе беженца, направляется дипломатической почтой.

           Если лицо находится на территории Российской Федерации, то срок рассмотрения составляет 3 месяца, а органом, полномочным принимать соответствующее решение, является территориальный орган миграционной службы в лице его руководителя.

           Решение принимается на основании ходатайства иммигранта, материалов личного дела и заключения по его ходатайству. Датой обращения иностранного гражданина или лица без гражданства по вопросу получения статуса беженца в Российской Федерации считается дата получения ФМС России либо ее территориального органа указанных документов.

           Итогом рассмотрения ходатайства по существу является принятие решения о признании либо об отказе в признании беженцем, о чем информируется заинтересованное лицо. Решение о признании его беженцем должно быть направлено данному лицу в течение трех рабочих дней со дня принятия. При этом если какие-либо из дней являются праздничными или выходными, то срок на соответствующее время продлевается. Решение вручается территориальным органом миграционной службы ходатайствующему лицу, пребывающему на территории Российской Федерации, либо пересылается дипломатической почтой ФМС России в дипломатическое или консульское представительство за рубежом по месту нахождения лица для вручения ему.

           Что касается решения об отказе в признании лица беженцем, то здесь предусмотрены иные сроки для лиц, находящихся вне пределов Российской Федерации. В этом случае ФМС России в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляет это решение в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи лицом ходатайства. В свою очередь дипломатическое представительство или консульское учреждение обязано в течение трех рабочих дней со дня получения решения вручить данному лицу уведомление об отказе с указанием причин и порядка его обжалования.

           Иммигранту, признанному беженцем в Российской Федерации, и членам его семьи, достигшим 18-летнего возраста, выдается удостоверение беженца установленного образца. При этом свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации изымается и приобщается к личному делу иммигранта, получившего статус беженца.

           Другие документы лица, получившего удостоверение беженца, и удостоверяющие его личность, остаются на хранение либо в ФМС России, либо в территориальном органе миграционной службы (т.е. в том органе, который принимал решение при рассмотрении ходатайства по существу).

           Федеральной миграционной службой России были разработаны ведомственные акты, которые детально определяют порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем. Основанием для начала процедуры предоставления лицу статуса вынужденного переселенца является наличие решения о регистрации его ходатайства. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется после прибытия данного лица на территорию субъекта Российской Федерации территориальным органом миграционной службы, зарегистрировавшим ходатайство.

           Зарегистрированные ходатайства граждан, прибывших по направлению других территориальных органов миграционной службы, рассматривает принимающий территориальный орган миграционной службы. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней.

           В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

           При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

           При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

           Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.

           В случае принятия решения об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

           Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается под расписку удостоверение вынужденного переселенца при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. При этом у лица, признанного вынужденным переселенцем, изымается ранее выданное свидетельство о регистрации ходатайства.

           В соответствии с Законом срок действия статуса вынужденного переселенца строго определен и составляет 5 лет. Однако в определенных случаях срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен. Для этого необходимо в письменной форме подать заявление о продлении срока действия статуса в территориальный орган миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено только при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Решение о продлении или  об отказе в продлении срока действия статуса принимается руководителем  территориального органа миграционной службы или его заместителем и  оформляется протоколом.

           Согласно абз.2 п.4 ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Например, Решением Канского городского суда от 16.03.2011г. были признаны незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Красноярскому краю, выразившиеся в отказе ФИО1 в продлении действия статуса вынужденного переселенца, поскольку срок действия статуса вынужденного переселенца может истечь только тогда, когда государство обеспечит переселенца жильем.

О продлении срока действия статуса в удостоверение вынужденного переселенца вносится соответствующая  запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и  гербовой печатью.

В случае принятия решения  об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Таким образом, сложившаяся в России процедура признания лица беженцем или вынужденным переселенцем не отличается прозрачностью и быстротой. Фактически лицо, обращающееся в миграционную службу, лицом к лицу сталкивается с государственной машиной, от которой будет зависеть многое в его судьбе. Действующие нормативные акты в области миграции содержат указания только на круг вопросов, которые разрешаются соответствующими органами власти, оставляя процедуру решения данных вопросов в тени. Такое положение создает впечатление о неограниченной власти чиновников при принятии решений по данным вопросам, поскольку в соответствии с действующим законодательством вопрос о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем рассматривается без его участия, "в закрытом режиме".3

 

           3.2. Порядок утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца

           Нельзя обойти стороной и вопросы утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.

Согласно ст. 9 ФЗ «О беженцах»  лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения разрешения  на постоянное проживание на  территории Российской Федерации  либо при приобретении гражданства  Российской Федерации;

2) если снова добровольно  воспользовалось защитой государства  своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства,  снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство  иностранного государства и пользуется  защитой государства своей новой  гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь  обосновалось в государстве, которое  покинуло или вне пределов  которого пребывало вследствие  опасений преследований по обстоятельствам,  предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах»;

6) если не может более  отказываться от пользования  защитой государства своей гражданской  принадлежности, территорию которого  вынуждено было покинуть по  обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О  беженцах», в связи с тем,  что данные обстоятельства более  не существуют;

7) если не имеет определенного  гражданства и может вернуться  в государство своего прежнего  обычного местожительства в связи  с тем, что обстоятельства, предусмотренные  подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О  беженцах» в данном государстве  более не существуют.

           Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему  в силу приговору суда за  совершение преступления на территории  Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные  сведения, либо предъявило фальшивые  документы, послужившие основанием  для признания беженцем, либо  допустило иное нарушение положений  закона.

           Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

           В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.

Информация о работе Сравнение правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ