Социально-экономические права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.
Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Целью данной работы является обзор и характеристика основных социально-экономических и культурных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономические права граждан Российской Федерации
1.1 Право на экономическую деятельность
1.2 Право частной собственности
1.3 Трудовые права и свободы
Глава 2. Социальные права граждан Российской Федерации
2.1 Защита материнства, детства и семьи
2.2 Право на социальное обеспечение
2.3 Право на жилище
2.4 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
2.5 Право на благоприятную окружающую среду
2.6 Право на образование
2.7 Свобода творчества
2.8 Право на участие в культурной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по праву..docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в России действуют Закон РФ о  пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г. и др.

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Социальные пособия  устанавливаются несколькими законами.

В ст.39 говориться лишь о денежной форме социального  обеспечения - о государственных  пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Закрепление в Конституции  гарантий социального обеспечения  является устойчивой традицией Российского  государства и соответствует  положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст.22 и 25); Международного пакта об экономических  и культурных правах (ст.9, ч.1-3 ст.10); Конвенции о правах ребенка (ч.1 ст.26.).

Составной частью, входящей в достойный жизненный  уровень человека, провозглашенный  во Всеобщей декларации прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, является надлежащее жилье.

2.3 Право на жилье

Конституционно  закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

1) защиту жилища, в силу которой никто не  может быть произвольно лишен  жилища;

2) поощрение органами  государственной власти и органами  местного самоуправления жилищного  строительства и создание условий  для осуществления права на  жилище; бесплатное или за доступную  плату предоставление жилища  малоимущим, иным указанным в  законе гражданам, нуждающимся  в нем, из государственных,  муниципальных и других жилищных  фондов.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма  ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование  жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной  цивилизованного человека (последнее  вытекает из норм международного права ). Приватизация жилья: права граждан до и после приватизации / П. В. Крашенниников Москва : Статут , 2006 - 158,

В действующей Конституции  Российской Федерации содержится отказ  монополии государства на собственность  и экономическую деятельность, утверждение  равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье  и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность  граждан и юридических лиц  на жилищный фонд, частные проектные  и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли  и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов  местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных  с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного  фонда социального использования  для социально незащищенных слоев  населения и других лиц.

В новой системе  каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство  жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут  обеспечиваться исходя из принципов  прежней системы: сохраниться режим  предоставления им жилых помещений  в соответствии с установленным  законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной  площадью они смогут на условиях найма  жилого помещения, либо за доступную  квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма  в домах государственных или  муниципальных жилищных фондов, как  и прежде, будет осуществляться без  оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

Конституция расширила  состав жилищного фонда социального  использования. Если по закону об основах  федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Помимо приведенных  выше законов действуют правительственное  постановление РФ о переходе на новую  систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при  оплате жилья и коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам  РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Ковалев С.А. «Права человека в современной России». Издательство «Человек», 2005 год.

Никто не может  быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими  органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками  предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или  квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно  с ним проживающими лицами; ни иными  гражданами.

Основания и порядок  выселения граждан из занимаемого  ими жилого помещения установлены  законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать  устранения всяких нарушений их права  на жилище, даже если эти нарушения  и не связаны с лишением права  собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права  на жилище может быть обжаловано в  суд (по ст.46).

2.4 Право на охрану здоровья  и медицинскую помощь

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов и других поступлений.

Охрана здоровья - комплексный институт, который  включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые  обязано проводить государство  в интересах своих граждан. Право  на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций  создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной  окружающей природной среды, созданием  благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией  доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению  доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. М.: Изд - во "Право и закон". 2007.

Государство гарантирует  гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них  каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется  право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с  международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России. Медицинская помощь: Права граждан и способы их защиты / Нар. Ассамблея, Междунар. конфедерация о-в потребителей ; [Т.В. Ижедерова и др.] М. : СПРОС , 2003 - 238 с.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рекламы несут ответственность.

Право на медицинскую  помощь - это субъективное право  человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских  учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных  групп населения гарантируются  государством особо.

При обращении за медицинской помощью и ее получении  в соответствии со ст.30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, граждане имеют право на:

уважительное и  гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

выбор врача, в том  числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также  выбор лечебно-профилактического  учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного  медицинского страхования и т.д.;

отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в  случае причинения вреда здоровью при  оказании медицинской помощи.

В случае нарушения  прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к  руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается  медицинская помощь, в соответствующие  профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Кутафин О.Е., «Комментарий к Конституции Российской Федерации». Москва, Издательство " Бек ", 2007 год.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является экологическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и  гражданина.

2.5 Право на благоприятную окружающую  среду

Понятие “окружающая  среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых  является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают  на него воздействие (шумы, вибрация и  пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с  правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни  предполагает реальные возможности  проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным  стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно  допустимых вредных воздействий, как  и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государственных органов.

Единая система  внебюджетных государственных экологических  фондов объединяет Федеральный экологический  фонд, республиканские, областные, краевые  и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических  и физических лиц, включая платежи  за выбросы, сбросы, размещение отходов  и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими  возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения  и фонды, делать взносы; принимать  участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать  в административном и судебном порядке  отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных юридических  лиц и граждан. Прокурорский надзор в системе защиты конституционного права граждан на благоприятную  окружающую среду : : монография / С. Д. Воробьев; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Орловская региональная акад. гос. службы" Орел : Изд-во ОРАГС , 2009 - 123 с.

Информация о работе Социально-экономические права граждан