Социально-экономические права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.
Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Целью данной работы является обзор и характеристика основных социально-экономических и культурных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономические права граждан Российской Федерации
1.1 Право на экономическую деятельность
1.2 Право частной собственности
1.3 Трудовые права и свободы
Глава 2. Социальные права граждан Российской Федерации
2.1 Защита материнства, детства и семьи
2.2 Право на социальное обеспечение
2.3 Право на жилище
2.4 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
2.5 Право на благоприятную окружающую среду
2.6 Право на образование
2.7 Свобода творчества
2.8 Право на участие в культурной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по праву..docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два конституционных ограничения  права частной собственности  на землю, при соблюдении которых  собственник остается свободным  в своих действиях. Но эта свобода  весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться, что условия и порядок пользования  землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.35 ). Конституционное право. Учебное пособие: в 2-х частях. -- М.: Юридический колледж МГУ, 2004

Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулируются многими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерации  об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под угрозой штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.) представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взносов в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод (ст.37 Конституции  РФ) включает:

свободу труда;

право на труд и  на защиту от безработицы;

право на забастовку;

право на отдых.

1.3 Трудовые права и свободы

Трудовые права  и свободы, в различных комбинациях  закреплены в большинстве конституции  мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть  работающего населения. Эти права  распространяются на значительное число  находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского  гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Свобода труда провозглашена  в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как  право каждого свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек  вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о  привлечении к административной ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество (бомжи) и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.

Свобода труда связана  с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в  наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения  человека работать на недобровольно  принятых условиях или под угрозой  какого-либо наказания. Комментарий  к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Изд. Юрайт-М, 2008.

Вместе с тем  не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного  положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда  №29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ.

Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный  работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а  именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось  без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы  предусмотрены Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным  с исполнением ими трудовых обязанностей.

Конституция обязывает  законодательный орган принимать  законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). Кутафин О.Е., «Комментарий к Конституции Российской Федерации». Москва, Издательство " Бек ", 2007 год.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность  государства проводить экономическую  политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно  помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой кодекс защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам  выплачивается пособие по безработице  в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками  для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических  требований. Забастовка не свидетельствует  о желании работников разорвать  трудовой договор. А потому неправомерный  запрет забастовки рассматривается  как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, право на забастовку реализуется  в соответствии с законом. Поэтому  закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

Право на отдых  имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда). Конституция  гарантирует установление федеральным  законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных  дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется  всем работникам с сохранением места  работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней).

Действующий Трудовой кодекс РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных  категорий работников с учетом условий  и характера труда, возраста, состояния  здоровья и иных факторов устанавливается  сокращенная продолжительность  рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены  все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более  высокие стандарты.

"Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах" от 19 декабря  1966 г. предусматривает, что участвующие  в пакте государства признают  право на труд, которое включает  право каждого человека на  получение возможности зарабатывать  себе на жизнь трудом, который  он свободно выбирает или на  который он свободно соглашается,  и предпримут надлежащие шаги  к обеспечению этого права. 

Имеющиеся в Трудовом кодексе РФ и в ст. 25 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" основания  для увольнения государственного служащего, оказавшегося неспособным к выполнению своих трудовых обязанностей, являются необходимыми и достаточными для  прекращения с ним трудовых отношений. Оставление такого пресловутого основания, как достижение предельного возраста, является совершенно излишним.

Предельные возрастные сроки не только нарушают права граждан, замещающих должности государственных  и муниципальных служащих всех уровней, но и препятствуют надлежащему исполнению органами, где они работают, своих  прямых обязанностей. Опытные и квалифицированные  служащие, если они достигли рокового 65-летнего возраста, увольняются, хотя многие из них могли бы продолжить свою порой совершенно безупречную  службу.

Глава 2. Социальные права граждан  Российской Федерации

2.1 Защита материнства, детства  и семьи

Социальное развитие общества в значительной степени  зависит от статуса его первичной  ячейки - семьи, защищенности материнства  и детства. В ст.38 Конституции  закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой  государства.

Защита государством материнства и детства, семьи  как конституционный принцип  была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной  политики в данной области в новом  Основном Законе Российской Федерации  соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и  свидетельствует о том значении, которое придается в современном  обществе семье, женщине-матери, детям  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Москва, Издательство "Юристъ", 2008.

Защита материнства  и детства, семьи носит комплексный  социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных  мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению  семейных прав граждан.

Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает  оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов  и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86 дней, а  при рождении близнецов - 110 дней). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.

Отпуска по уходу  за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет  и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются  женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.

Развернутая система  материальных гарантий материнства  и детства предусматривается  в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в  брак, утверждая равенство прав мужчины  и женщины, основывающих семью. Этому  способствует Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Статья 38 Конституции  определяет и взаимные права родителей  и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях.

2.2 Право на социальное обеспечение

К числу социально-экономических  прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст.39 Конституции).

Содержанием данного  права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч.3 ст.39).

Непререкаемым принципом  демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии делать это. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Социальные права граждан в опросах и ответах: помощь ветеранам и инвалидам. Гос. пособия. Пенс. обеспечение, Соц. обслуживание / [Крутских В. Е. и др.] Москва : Норма , 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат - 351 с.

Закон устанавливает  наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми  условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с  более раннего возраста). Подробно регламентируются основания для  получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а  также в связи с потерей  кормильца (вследствие его смерти или  безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции  об охране материнства и детства  предусматриваются основания социального  обеспечения для воспитания детей  ( пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека "выталкивают" на пенсию без его согласия (например, при наличии "выслуги лет"), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

Информация о работе Социально-экономические права граждан