Соотношение рекомендаций следственной тактики с правовыми и нравственными нормами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение

Содержание

Понятие, функции, задачи и отрасли этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Соотношение рекомендаций следственной тактики с правовыми и нравственными нормами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Задание. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .11
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа этика.docx

— 40.13 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Понятие, функции, задачи и  отрасли  этики .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 2

Соотношение  рекомендаций  следственной  тактики  с правовыми  и  нравственными  нормами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Задание . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .11

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, функции, задачи и отрасли  этики.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув  как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась  на основе обобщенной практики поведения  представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались  как в писаных, так и в неписаных  кодексах поведения, так и в форме  теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении  и усвоении норм профессиональной этики  играет общественное мнение. Нормы  профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано  с борьбой мнений. Взаимосвязь  профессиональной этики и общественного  сознания существует и в форме  традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что  свидетельствует о наличии преемственности  основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Профессионализм как нравственная черта личности.1

Профессиональная этика  – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности2.  
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.  
 
Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга. 

Профессиональная этика  раскрывает объективные причины  возникновения, закономерности развития профессиональной морали, конкретизирует принципы, нормы и категории этики  применительно к сфере действия и в соответствии с особенностями  профессиональной деятельности, показывает характер воздействия общих принципов  и норм на практику профессиональных отношений, раскрывает то, как они  откладываются в сознании каждого  человека (той или иной специальности) и выполняются в его поступках3.

Таким образом, профессиональную этику можно определить как "кодекс поведения", обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между  людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Функции профессиональной этики.

Способствование успешному  решению задач профессии.

Согласование интересов  общества и личности в рамках данной социальной группы.

Профессиональная этика  осуществляет связь и наследование прогрессивных элементов профессиональных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества.

Признание нравственного  смысла, гуманистической ориентации соответствующей профессиональной деятельности особенно важно для  профессиональной деятельности социального  работника. Важнейшим принципом  его деятельности является гуманизм.

Познавательная функция  заключаются в изучении причин возникновения, функционирования и развития норм морали людей определенной профессиональной деятельности4.

Элементы профессиональной деятельности.

Общие нормы профессиональной этики представляют собой конкретизацию  принципов морали применительно  к особенностям данной профессионально-трудовой деятельности.

Этические нормы, регулирующие отношения с клиентами.

Этические нормы, регулирующие отношение к коллективу или обществу в целом.

Этические нормы, регулирующие отношения с коллегами.

Этическая ответственность  перед профессией.

Нравственные качества личности, определяющие профессиональную пригодность  и эффективность практической деятельности человека.

Профессиональные требования, необходимые для ведения успешной профессиональной деятельности.

Специфические нормы, связанные  со специфическими человеческими ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности5.

К основным категориям профессиональной этики относятся понятия, отражающие нравственные ценности общества – долг, совесть, честь, достоинство6.

Профессиональный долг – это осознание работниками своих профессиональных обязанностей в соответствии с предписаниями общества.

Профессиональная совесть – это осознание и прочувствование своего профессионального долга, профессиональной ответственности (именно как личного долга и личной ответственности).

Профессиональная честь – общественное признание человека как профессионала, основанное на добросовестном выполнении профессионального долга, то есть это форма выражения заботы работника-профессионала о своей репутации.

Профессиональное достоинство – личное утверждение профессионала, осознание человеком своей личной значимости.

Профессиональные виды этики - это  те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно  на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в  обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики  являются: врачебная этика, педагогическая этика, художника, предпринимателя, инженера, а также этика сотрудников ОВД. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.

Основными задачами профессиональной этики являются:

развитие и закрепление интереса к милицейской профессии, сформировать основы профессионального отношения  к избранному делу;

исследование понятий и содержания профессиональной чести и профессионального  долга, раскрыть нравственные основы будущей  практической деятельности;

выработка определенного иммунитета к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального  мира7.

От юриста-профессионала требуется, прежде всего, неподкупность, верность духу и букве закона, соблюдение равенства всех людей перед законом. Одним из основных принципов правоприменительной  деятельности органов внутренних дел  является презумпция невиновности - требование считать гражданина невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом. 

Юридически кто-либо виновен, если совершил действие, направленное против права другого человека. Но этически он виновен уже тогда, когда у  него возникла мысль о том, чтобы  совершить такое действие8, - считал И. Кант.

В деятельности отдельных сотрудников  встречается недооценка значения строгого соблюдения законов, попытка обойти закон. Такая позиция часто приводит к тяжелым последствиям, ущемлению  прав отдельных граждан, примиренческому  отношению к правонарушениям, злоупотреблению  служебным положением, а в ряде случаев - к сращиванию с преступными элементами. Нарушение закона не всегда предполагает крайние формы. Зачастую истоки кроются в отсутствии не столько правовой, сколько нравственной культуры.

Поэтому профессиональная этика возлагает, прежде всего, дополнительные нравственные обязанности на каждого сотрудника правоохранительной системы, ни в коем случае не давая права нарушать какие-либо общие нравственные принципы и нормы.

Будет вполне логично сделать вывод  о том, что профессиональная этика  сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих  норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.

 

Соотношение  рекомендаций  следственной  тактики  с правовыми  и  нравственными  нормами.

Соотношение нравственных норм и тактических приемов в деятельности следователя определяет в значительной степени характер его взаимоотношений  с участвующими в деле лицами.

Процессуальные нормы, вся  их система, не только регулируют порядок производства следствия, его формы, но и лежат в основе определения наиболее эффективных методов следствия, влияют на соблюдение его нравственных начал. Иными словами, уголовно-процессуальный закон образует основу как разработки тактических рекомендаций, так и соблюдения этических требований в деятельности по расследованию преступлений.

Соотношение рекомендаций следственной тактики с правовыми и нравственными нормами - один из актуальных теоретических и практических вопросов. Тактические рекомендации и лежащие в их основе общие положения следственной тактики, теоретические концепции не могут находиться в противоречии с нормами права и требованиями морали. Следственная деятельность при всей ее специфике не может не подчиняться единым для всего общества нравственным нормам. Вопреки мнению отдельных авторов, считающих, что в деятельности следователя специфические нравственные нормы дополняют общие нравственные принципы, а в некоторых случаях и ограничивают их действие9, никакие отступления от принципов и норм морали в деятельности следователя нетерпимы. Ни закон, ни нравственное сознание общества, ни потребности следственной практики не дают оснований для вывода подобного рода. Более того, к деятельности следователя, как уже говорилось, предъявляются повышенные нравственные требования.

В свете сказанного заслуживают  осторожной и критической оценки некоторые рекомендации по тактике расследования, встречающиеся в литературных источниках. Так, А. Р. Ратинов предложил в свое время систему методов воздействия на поведение участвующих в деле заинтересованных лиц, исходя из взгляда на следствие как на "процесс борьбы, принимающей очень острые формы", как на "процесс соперничества двух сил"10. Среди этих методов рекомендовались, в частности, формирование у лица ошибочного представления о тех обстоятельствах, знание которых могло бы привести к нежелательным для следователя решениям и действиям (в том числе, например, создание преувеличенного представления об объеме имеющихся у следователя доказательств), "психологические ловушки", то есть формирование у лица целей, попытка достижения которых поставит его в невыгодное положение, побуждение лица к желательному для следователя образу действий (например, следователь как бы сознательно "попадается" на уловки обвиняемого, в результате чего последний на некоторое время закрепляет удавшийся образ действий, а следователь в решающий момент использует это) и ряд других рекомендаций. Такие советы исходили из признания следствия специфическим видом борьбы (следователя с преступником) с перенесением в него методов, разрабатываемых общей теорией борьбы. А. Р. Ратинов, ссылаясь на праксиологические данные, предложил применять в следственной практике и соответствующие "методы борьбы". В их числе "раздробление сил и средств "противника" (например, "разжигание конфликта" между соучастниками преступления) и нанесение "удара" в наиболее уязвимое или наиболее важное место и предупреждение "противника" об угрозе нежелательных для него действий (например, предупреждение обвиняемого или подозреваемого о применении мер процессуального принуждения) и пр.

Эти рекомендации не без  оснований вызвали или настороженное, или критическое отношение. Так, Д. П. Котов, рассматривая рекомендации А. Р. Ратинова и, поддерживая некоторые из них, одновременно сделал ряд оговорок о необходимости весьма осторожного их применения, отметив, что некоторые из них находятся "на грани допустимости", что следователь, применяя их, "неизбежно стоит на грани лжи", "на грани провокации", что прием надо применять "так, чтобы он не превратился в провокацию"11.  Ясно, что такого рода поддержка рассматриваемых рекомендаций говорит скорее не в их пользу, ибо там, где следователь находится "на грани" провокации и лжи, нельзя всерьез говорить ни о законности, ни о нравственности.

Ряд видных ученых подвергли  основательной критике тактические  рекомендации, вытекающие из концепции  следствия как борьбы следователя с обвиняемым, как противоречащие нравственным и правовым нормам. В их работах не без оснований отвергаются советы прибегать в процессе следствия к "следственным ловушкам", "следственным хитростям" и т. п.

Информация о работе Соотношение рекомендаций следственной тактики с правовыми и нравственными нормами