Содержание авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – комплексное рассмотрение института авторского права как части отрасли гражданского права.
Задачи, заключаются в рассмотрении и анализе следующих положений:
- понятие и предмет авторского права;
- объекты авторского права;
- субъекты авторского права;
- содержание авторских прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Становление авторского права в Российской Федерации……………..6
1.1 История становления авторского права в Российской Федерации....6
1.2 Понятие и предмет авторского права………………………………..10

2 Объекты гражданского права…………………………………………..14
2.1 Понятие и признаки объекта авторского права……………………..14
2.2 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..20
2.3 Виды охраняемых произведений…………………………………….23
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………………….30

3 Субъекты авторского права…………………………………………….32
3.1 Авторы произведений. Соавторство…………………………………32
3.2 Наследники и иные правопреемники………………………………..37
3.3 Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе……………………………………………………………39

4 Содержание авторских прав……………………………………………41

Заключение………………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

Авторское право.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Как подчеркивают эксперты, это не только сближает авторские  права с правом собственности, с  патентным правом, с правом на товарные знаки, но и позволяет преодолеть широко распространенное в советской  литературе мнение о том, что авторские права не носят исключительного характера, что в конечном счете сводило имущественные права автора к праву на получение вознаграждения21.

Во-вторых, правообладатель  исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым способом. Между тем «любая форма и способ» фактически ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в п.2 ст.16 Закона.

В третьих, «право на использование  произведения есть ничто иное, как  возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием»22.

 

Исключительные права  автора на использование произведения означают право осуществлять или  разрешать следующие действия:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения  путем продажи или иного отчуждения  его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ  произведения, то есть любая демонстрация  оригинала или экземпляра произведения  непосредственно либо на экране  с помощью пленки, диапозитива,  телевизионного кадра или иных  технических средств, а также  демонстрация отдельных кадров  аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала  или экземпляров произведения  в целях распространения;

5) прокат оригинала  или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения  для всеобщего сведения (включая  показ или исполнение) по радио  или телевидению (в том числе  путем ретрансляции), за исключением  сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения  для всеобщего сведения по  радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая  переработка произведения. При этом  под переработкой произведения  понимается создание производного  произведения (обработки, экранизации,  аранжировки, инсценировки и тому  подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация  архитектурного, дизайнерского, градостроительного  или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения  до всеобщего сведения таким  образом, что любое лицо может  получить доступ к произведению  из любого места и в любое  время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Помимо названных правомочий автора, можно выделить еще одно специфическое право – право следования. В законодательстве некоторых зарубежных странах (в том числе в Бернской конвенции) оно известно под названием «Право долевого участия». Последнее, является имущественно-неотчуждаемым правом автора23.

Как закреплено в ч. 1 ст.1293 ГК, В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Аналогичное правило, но в более широкой трактовке  содержится в п.1 ст. 14 ter Бернской конвенции: В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей  писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения.

Важно подчеркнуть, что по российскому авторскому законодательству право следования распространяется только на произведения изобразительного искусства (в отличие от Бернской конвенции, которая включает сюда и оригиналы рукописей).

В заключение отметим, что  в отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Таким образом, носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

 

 

Заключение

 

Исследование позволило проследить органическую связь авторского права с такими основополагающими конституционными категориями, как свобода слова, свобода творчества, свобода печати, право на информацию, право на доступ к культурным ценностям.

Осуществление комплексного подхода к исследованию авторского права как сложного многоаспектного правового института позволило диссертанту показать авторское право не только с позиций частного права, но и с позиций публичного права. Авторское право, по своей сути, призвано быть как бы материальным оформлением, овеществлением свободы творчества человека, провозглашенной в Конституции РФ.

Без преувеличения можно  сказать, что конституционные права  и свободы составляют сущность авторского права, пронизывают все его содержание. Важным шагом на этом пути можно признать вступление в силу Части IV Гражданского кодекса РФ (гл.70 – «Авторское право»)

Принцип свободы творчества является ведущим конституционным  принципом авторского права, а авторское  право становится основной формой его  реализации.

Фундаментальной базой  авторского права являются естественные неотчуждаемые права человека на творческую свободу и самовыражение  личности во всех областях духовной жизни, доступ к ценностям культуры, благам образования и банкам социально  значимой информации.

Принципиально важно  отметить прогрессивное значение норм Конституции РФ и Гражданского кодекса (IV Части), относящихся к авторскому праву как важнейшей составляющей интеллектуальной собственности.

Авторское право, согласно общепризнанным нормам и принципам международного права, является важнейшим средством обеспечения свободы личности, а стало быть, и демократии, в целом.

Конституция РФ среди  принципов духовно-культурных отношений  провозглашает человека высшей ценностью, утверждает политический и идеологический плюрализм, свободу творчества, право на участие в культурной жизни, свободу печати и информации, свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания.

Законодатель в  гл. 70 ГК РФ закрепил, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, – это произведение. Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:

- оно должно относится к науке, литературе или искусству;

- такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения;

- произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме.

Авторские правоотношения – отношения предполагающие множество  участников. В них участвуют, с  одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны - организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъекты авторского права, в широком понимании, –  это лица участвующие в авторских  правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, - это  авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские  права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем  личных авторских прав.

В ГК автор определен как гражданин, творческим трудом которого создано произведение (ст. 1257 ГК).

В   нашей   стране сейчас наблюдается значительное увеличение числа нарушений авторских и  патентных прав. Разумеется, одной  из причин такой ситуации является слабое знание авторами, изобретателями, патентообладателями и другими  лицами, которые создают и используют объекты интеллектуальной собственности, своих прав. Нынешнее российское законодательство о защите интеллектуальной собственности, как правило, недостаточно хорошо освоено юристами, обычно избегающих браться за ведение достаточно сложных дел по данной категории.

Защита авторского права  относится к числу наиболее сложных  цивилистических проблем, которые  имеют непреходящую научную и  практическую значимость. Защита авторских  и смежных прав выполняется в  предусмотренном законом порядке, причем выделяется два способа защиты:

- юрисдикционный, т.е. обеспечение защитой и помощью государственных органов, посредством суда.

- неюрисдикционный, который охватывает собой действия лиц и организаций по защите авторских и смежных прав, которые осуществляются самостоятельным путём, без обращения к государственным или иным компетентным органам.

Статья 1301 содержит специальную, прогрессивную на мой взгляд, норму  об ответственности за нарушение  авторского законодательства.   В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

 

в размере от десяти тысяч  рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере  стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости  права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Введение этой нормы  отражает озабоченность государства  в сфере регулирования авторских  правоотношений и интеллектуальной собственности, что является еще одним позитивным шагом на пути построения правового государства. 

Информация о работе Содержание авторских прав