Содержание авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – комплексное рассмотрение института авторского права как части отрасли гражданского права.
Задачи, заключаются в рассмотрении и анализе следующих положений:
- понятие и предмет авторского права;
- объекты авторского права;
- субъекты авторского права;
- содержание авторских прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Становление авторского права в Российской Федерации……………..6
1.1 История становления авторского права в Российской Федерации....6
1.2 Понятие и предмет авторского права………………………………..10

2 Объекты гражданского права…………………………………………..14
2.1 Понятие и признаки объекта авторского права……………………..14
2.2 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..20
2.3 Виды охраняемых произведений…………………………………….23
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………………….30

3 Субъекты авторского права…………………………………………….32
3.1 Авторы произведений. Соавторство…………………………………32
3.2 Наследники и иные правопреемники………………………………..37
3.3 Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе……………………………………………………………39

4 Содержание авторских прав……………………………………………41

Заключение………………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

Авторское право.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1 Становление авторского права  в Российской Федерации……………..6

1.1 История становления авторского  права в Российской Федерации....6

1.2 Понятие и предмет авторского  права………………………………..10

 

2 Объекты гражданского права…………………………………………..14

2.1 Понятие и признаки объекта  авторского права……………………..14

2.2 Правовое значение отдельных  элементов произведения…………..20

2.3 Виды охраняемых произведений…………………………………….23

2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………………….30

 

3 Субъекты авторского права…………………………………………….32

3.1 Авторы произведений. Соавторство…………………………………32

3.2 Наследники и иные правопреемники………………………………..37

3.3 Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе……………………………………………………………39

 

4 Содержание авторских  прав……………………………………………41

 

Заключение………………………………………………………………..49

 

Список использованных источников……………………………………53

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом (п.1 ст.44).

Авторское право в  настоящее время защищается множеством международных конвенций.

Между тем, понимание  действующего авторского законодательства оказывается достаточно сложной  проблемой для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав»1 на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

Актуальность исследования авторского права на данном этапе развития отрасли интеллектуальной собственности обуславливается следующими факторами:

Во-первых, новое российское авторское право перешагнуло  свой десятилетний рубеж, а это значит, что можно подвести первые итоги его практического применения, выявить пробелы, недостатки и достоинства, возможные пути совершенствования и тенденции его дальнейшего развития.

Во-вторых, за этот срок появились  новые формы авторских отношений, которые требуют революционного правового регулирования.

В-третьих, требуют ответов  и часто возникающие на практике вопросы: Что понимается под объектом авторского права? Есть ли различия в  содержании категорий распространение  и публикация? Регулируются ли авторские  права в сети Интернет, распространяются ли на данные правоотношения общие правила авторского законодательства?

В-четвертых, на наш взгляд, актуально выявление и систематизация основных нарушений прав авторов. Только детальное исследование объектов авторского права и содержания авторских прав по действующему законодательству, показывает насколько серьезно нарушаются авторские права в Российской Федерации.

Степень изученности  проблемы. Если говорить, в целом, о степени исследованности авторского права то необходимо отметить, что на эту тему, как в прошлом, так и в настоящее время, написано немало качественных научных работ. Достаточно назвать такие имена, как М.В.Гордон, В.И.Серебровский, Б.С.Антимонов, Е.А.Флейшиц, И.А.Грингольц, А.П.Сергеев, В.А.Дозорцев, И.А.Зенин и ряд других, которые, сами по себе, говорят об уровне трудов, созданных этими учеными в сфере гражданского и авторского права.

И все же можно утверждать, что современное российское авторское  право еще ждет всесторонних исследований своей правовой природы, равно как  и осмысления подходов к оптимальному правовому регулированию в этой сфере.

Объектом настоящего исследования является авторское право, предметом – вопросы, касающиеся понятия и предмета, объектов, субъектов  авторского права и содержания авторских  прав.

Цель данной работы – комплексное рассмотрение института авторского права как части отрасли гражданского права.

Задачи, заключаются в  рассмотрении и анализе следующих  положений:

- понятие и предмет  авторского права;

- объекты авторского  права; 

- субъекты авторского права;

- содержание авторских  прав.

Методологическая основа исследования. При выполнении данной курсовой работы мною использовались общенаучные и частные методы: анализ и синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составили положения действующей Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, международного и федерального законодательства, специальная литература, относящаяся к теме исследования, труды по гражданскому и авторскому праву таких авторов как: В.Д. Пиляева, Н.П. Фридман, М.И. Брагинский, А.И. Гомола, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, О.Н. Садиков, А.Г. Калпин, А.Н. Гуев, Е.Г. Гайдук и др.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

Научная и практическая значимость результатов исследования. Материалы курсовой работы могут  быть использованы при изучении соответствующих  разделов гражданского права и изучении авторского права. Выводы и предложения  курсовой могут быть использованы при практическом применении юристами норм авторского права, работе нотариусов и адвокатов.

 

 

 

1 Становление авторского  права в Российской Федерации

1.1 История становления  авторского права в Российской  Федерации

 

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что  обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Лишь в конце XVII в. был  принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г2.

Интересно заметить, что  первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer’s Company на издание и распространение книг3.

Таким образом, и в  европейских странах, и в России авторское право первоначально  возникло как право на использование  литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским  правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

В России регулирование  отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

До 1771 г. книгоиздательское  дело считалось в России государственной  монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.

Как отмечают исследователи  авторского права конца 19 – начала 20 вв, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым  юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук.

Доминирующее положение  государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права  на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в  качестве специальной главы Цензурного устава4. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст.420 т. X ч.1., но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати.

Экономические интересы правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь, могли  бы защищать экономические интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей5.

В 1830 г. был принят Закон  «О правах сочинителей, переводчиков и  издателей», фактически признавший авторские  права правами собственности.

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада».

В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.

В период нэпа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах  авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование поизведений только по договору с автором.

Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР6.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная  смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ ("Авторское право"), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

9 июля 1993 года был подписан  президентом РФ Закон «Об авторском  праве и смежных правах», который продолжал действовать до 1 января 2008 года.

 

1.2 Понятие и предмет авторского права

 

Первые определения  авторского права появились с  возникновением самой категории авторского права и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право – господство лица над произведением7.

В современном понимании авторское  право раскрывается посредством  ряда определений. Авторское право  – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право  автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

Современное авторское право, как  это следует из международных  соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.

Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование  авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.

Информация о работе Содержание авторских прав