Современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
· рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации;
· дать ключевые легальные понятия;
· исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
· определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 5
Трудовые пенсии в Российской Федерации: основные понятия 5
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 11


Глава 2 СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 25

2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика 25

2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 27

2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

 
2.3 Порядок назначения  и выплаты пенсии за выслугу  лет 

 
       Прием  документов   для   назначения  пенсии  за  выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. При рассмотрении   документов,  представленных  для назначения пенсии  за выслугу лет федеральных государственных служащих, Пенсионный фонд Российской Федерации: 
·   осуществляет проверку правильности оформления представленных документов; 
·   принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; 
·   запрашивает в необходимых случаях от федеральных органов и федеральных  служащих  недостающие  документы,  подтверждающие стаж государственной службы (работы); 
·   принимает  решение  о  назначении  пенсии  за  выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов. 
       В соответствии с Правилами обращения, которые регулируют процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 44, федеральный служащий должен подать письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением №1 к настоящим Правилам (см. Приложение А) о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее именуется - федеральный орган), в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением. 
       Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время  после  возникновения  права  на  нее без ограничения  каким -либо  сроком путем подачи соответствующего заявления. 
       В случае реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому законодательством Российской Федерации переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа. 
     Днем обращения за назначением пенсии за выслугу лет считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами федеральным органом, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением (раздел II Постановления Минтруда  от 30.06.2003 №44). 
       При   приеме  заявления  о  назначении  пенсии  за  выслугу  лет федерального служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых документов для ее назначения кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением: 
1) проверяет       правильность   оформления   заявления    и       соответствие изложенных в нем  сведений документу,  удостоверяющему  личность при  приеме заявления  о  назначении   пенсии  за  выслугу  лет   федерального    служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых  документов для ее  назначения   кадровая   служба   федерального  органа, в  котором  федеральный служащий   замещал   должность   федеральной   службы   перед   увольнением     и иным  представленным документам; 
2) сличает   подлинники    документов   с   их    копиями,    удостоверяет   их, фиксирует выявленные расхождения;

3) регистрирует  заявление   и  выдает  расписку   –    уведомление,  в      которой   указываются   дата   приема   заявления,  перечень         недостающих документов и сроки их представления; 
4) истребует от федерального служащего  дополнительные  документы, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет; 
5) оказывает  содействие   федеральному   служащему   в    получении недостающих документов для назначения пенсии за выслугу лет. 
Кадровая служба соответствующего   федерального органа   при  получении заявления   федерального  служащего,  имеющего   право  на пенсию   за  выслугу лет, организует  оформление   справки  о размере его  среднемесячного  заработка, форма   которой    предусмотрена   к    настоящим    Правилам ( Приложение А), оформляет  справку  о   должностях,  периоды  службы  (работы)  в  которых включаются в стаж  государственной службы  для  назначения  пенсии  за выслугу  лет, форма которой  предусмотрена. 
       Справка о должностях, периоды службы (работы) в  которых  включаются в стаж   государственной  службы  для   назначения   пенсии   за   выслугу   лет оформляется: 
1) для   федеральных   служащих   территориального   органа   федерального органа   исполнительной   власти - кадровой   службой   центрального   аппарата   федерального органа исполнительной власти; 
2) для    федеральных   служащих   аппаратов   верховных  судов республик, краевых   и   областных   судов,   судов   городов   федерального   значения,   суда автономной  области,  судов  автономных  округов,  районных  судов - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации: 
3) для федеральных служащих аппаратов федеральных арбитражных судов - кадровой службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

4)  для федеральных    служащих     прокуратуры     субъектов    Российской Федерации и  прокуратуры   городов  (районов)  - Генеральной  прокуратурой Российской Федерации. 
       В  стаж государственной  службы  для  назначения   пенсии  за  выслугу  лет федеральных служащих  включаются  периоды  службы  (работы)   в    должностях федеральной  государственной   службы,   государственных    должностях федеральных государственных служащих и  других  должностях,   определенных  Указом Президента   Российской  Федерации  от  17 декабря 2002  года  N 1413 (Собрание законодательства   Российской   Федерации,   2002, N 51, ст.5063),  в порядке, установлено  Правительством Российской Федерации. 
      По   заявлению  федерального  служащего, имеющего  право  на  пенсию за   выслугу  лет,  руководителем   федерального  органа,  в  котором     федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении  пенсии  за  выслугу лет, форма  которого   предусмотрена. 
       Представление о назначении пенсии за выслугу лет оформляется:                                    
1) Для  федеральных  служащих  территориального  органа  федерального органа   исполнительной   власти  -  кадровой  службой  центрального     аппарата федерального органа исполнительной власти; 
2)  Для  федеральных  служащих   аппаратов  верховных  судов республик, краевых   и  областных  судов,  судов   городов   федерального   значения,   суда автономной   области,  судов  автономных  округов,  районных судов - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации; 
3)  Для федеральных служащих аппаратов федеральных арбитражных судов - кадровой службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 
4)  Для федеральных служащих прокуратуры субъектов Российской Федерации и  прокуратуры  городов(районов)  -  Генеральной   прокуратурой   Российской Федерации. 
        Федеральный   орган  в  14-дневный   срок  со  дня  поступления  заявления федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет и других документов рассматривает их, оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет и направляет его в Пенсионный фонд Российской Федерации. 
        К представлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются: 
·   заявление федерального  служащего  о  назначении   пенсии за  выслугу лет; справка о размере среднемесячного  заработка;  
·   справка  о должностях,  периоды  службы(работы) в  которых  включаются  в стаж  государственной  службы  для   назначения пенсии за выслугу  лет;   
·   справка  органа, осуществляющего  пенсионное  обеспечение, о назначенной  (досрочно   оформленной) трудовой  пенсии  по  старости

(инвалидности)  с  указанием  федерального  закона,  в  соответствии  с  которым  она  назначена,  и  размера  назначенной  пенсии,  датированная   месяцем  увольнения; 
·    копия  решения об освобождении  от должности  федеральной службы;    
·    копия трудовой  книжки;  копия  военного  билета; 
·   другие  документы,  подтверждающие  периоды,  включаемые  в  стаж  государственной  службы, для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе: 
1) Подлинник  решения  Минтруда России, согласованного  с Минфином    России  и   Минюстом  России,  о   зачете  в стаж государственной  службы   иных  периодов  работы (службы);  
2) Другие  в  том  случае,  когда к  заявлению  о назначении  пенсии  за  выслугу  лет  приложены  не  все  необходимые документы, Пенсионный  Фонд  Российской  Федерации  направляет   федеральному   органу, представившему документы, разъяснение о том, какие документы необходимо направить дополнительно. 
        Если такие документы будут представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня регистрации кадровой службой федерального органа заявления о назначении пенсии либо получения его по почте, то днем обращения федерального служащего за пенсией за выслугу лет считается день регистрации этого заявления соответствующим федеральным органом или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления. 
       Пенсионный фонд Российской Федерации в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет. 
       Пенсия за выслугу лет назначается Пенсионным фондом Российской Федерации с 1-го числа месяца, в котором федеральный служащий обратился за ней, но не ранее  дня,  следующего  за  днем  освобождения  от  должности федеральной  службы  и   назначения (досрочного  оформления) трудовой пенсии по старости (инвалидности). 
       При рассмотрении вышеназванного положения возникает логичный вопрос, а если служащий не обращается в течение какого-то времени за пенсией, например, считает, что она ему не полагается, а уже через какой-то промежуток времени ему становиться известно о том, что ему полагается пенсия. Будет ли ему выплачена «задолженность» государства? 
       Судебной практики по этому вопросу пока нет, поэтому ответ на вопрос может строиться только на нормах действующего законодательства, а оно такой «задолженности» не предусматривает. Хотя, на наш взгляд, при условии, что все документы, служащего в порядке, и он может подтвердить свое право на пенсию, и не сделал это по каким-либо объективным причинам, пенсия должна быть компенсирована, путь и в полном размере, но компенсирована. Впрочем, это только мнение автора. 
       Далее отметим, что пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании поручения Пенсионного фонда Российской Федерации. 
       Расходы по доставке и пересылке пенсии за выслугу лет федеральных служащих осуществляются за счет средств федерального бюджета. 
Важно подчеркнуть, что пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта Российской Федерации и других случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Раздел V Постановлении Минтруда). При этом государственный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный на государственную должность государственной службы, обязан в 5-дневный срок сообщить об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. 
       Выплата  пенсии  за  выслугу  лет  приостанавливается со дня назначения на одну  из  указанных  должностей  по  решению  Пенсионного  фонда    Российской Федерации о приостановлении ее выплаты. 
       При  последующем  освобождении  от  государственной  должности государственной службы выплата пенсии за выслугу лет возобновляется на прежних условиях по заявлению лица, направленному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с приложением копии приказа (распоряжения) об освобождении от соответствующей должности.     Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в 5-дневный срок направляются представленные документы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации в 14-дневный срок со дня поступления заявления о возобновлении принимает решение о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет. Соответственно выплата пенсии за выслугу лет возобновляется с 1-го числа того месяца, когда федеральный служащий, получавший пенсию за выслугу лет, обратился с заявлением о ее возобновлении, но не ранее дня, когда наступило право на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет. 
       Необходимо учитывать, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается лицу, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены ежемесячная доплата к трудовой пенсии или ежемесячное пожизненное содержание, или дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет. 
       В связи с назначением выплат указанных надбавок, федеральный служащий сообщает в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о назначении указанных выплат и направляет заявление. 
       Выплата  пенсии  за выслугу лет прекращается со дня  назначения  выплат,  на основании решения Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом орган, осуществляющий  пенсионное  обеспечение, до  получения  решения  Пенсионного Фонда Российской Федерации, приостанавливает выплату пенсии за выслугу лет. 
       При рассмотрении  данных  правил может возникнуть вопрос: предусмотрена ли ответственность для служащих, которые вновь поступили на государственную службу и не поставили в известность полномочные органы? Для ответа на вопрос, рассмотрим текст заявления, которое, для получения пенсии подписывает служащий. В нем есть такая строка: В случае переплаты пенсии за выслугу лет обязуюсь внести переплаченную сумму.   Аналогичное правило можно найти в десятках нормативных актов.   Проиллюстрируем сказанное и примером из практики: 
       Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей рассмотрел кассационную жалобу ОАО "Калина" на решение от 29.10.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-22527/02. 
       В судебном заседании принял участие представитель ОАО "Калина": Орлова Л.Б., ведущий юрисконсульт, доверенность от 27.12.2003 г. 
Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. 
       Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска обратилось с заявлением к Открытому акционерному обществу "Калина" о взыскании 3150 руб. 53 коп. ущерба, возникшего в связи с непредставлением в период с 03.07.2000 г. по 26.11.2001 г. сведений о приеме на работу пенсионера и выплатой им излишней суммы пенсии. Решением от 29.10.2002 г. заявленные требования удовлетворены. Постановлением   апелляционной   инстанции   от  19.12.2002 г. решение суда оставлено без изменения. 
       ОАО  "Калина" с судебными  актами  не согласно,  просит  их  отменить,  в удовлетворении   заявленных  требований   отказать, ссылаясь   в кассационной жалобе на неправильное применение судом положений ст. 127 Закона  Российской Федерации  от 20.11.1990 г.  №340-1  "О  государственных  пенсиях  в  РСФСР" (в настоящее время данный Закон утратил юридическую силу). 
       По мнению заявителя жалобы, суду при вынесении судебных актов следовало руководствоваться нормами Федерального закона от 17.12.01 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.02. 
       Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований к их отмене не находит. 
      

Как следует из обстоятельств дела, в период с 03.07.2000г. по 26.11.2001г. ОАО "Калина" приняло на работу пенсионера - Басову P.M. 
Сведения о приеме на работу пенсионера ответчик в Пенсионный фонд не представил, в результате чего Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска была осуществлена переплата пенсий на 6301,07 р. В связи с тем, что 50% суммы излишне выплаченной пенсии удержано с пенсионера, сумма ущерба составила 3150,53 р. Разрешая спор, суд исходил из правомерности требования Пенсионного Фонда. 
       В соответствии с частью 1 статьи 127 Закона Российской Федерации №340-1 от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.02, организация была обязана сообщать в пятидневный срок органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера. В случае невыполнения установленных названной статьей обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии организация и пенсионер должны возместить  соответствующему  органу социальной    защиты  населения причиненный ущерб (ч. 3 статьи 127). 
       Поскольку  материалами  дела  подтверждается не сообщение ОАО  "Калина" в  Пенсионный Фонд  о  приеме  на  работу  пенсионера,  и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования. 
       Ссылки   ОАО  "Калина"  на    Федеральный  Закон  от  17.12.01  №173-ФЗ,  не предусматривающий обязанности организаций сообщать органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера, судом отклоняются, так как данный Закон вступил в силу с 1 января 2002 года. 
        Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации его действие распространяется на отношения, возникшие после названной даты. На ранее возникшие отношения действие правового акта может распространяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. 
Федеральный закон от 17.12.01 №173-ФЗ  "О трудовых пенсиях в  Российской Федерации" не содержит положений об освобождении организаций, допустивших нарушение требований ранее действовавшего закона, от обязанности возместить причиненный ущерб. В силу  изложенного  решение  и  постановление  апелляционной  инстанции являются законными и отмене не подлежат. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК Российской Федерации, суд постановил: 
       Решение от 29.10.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-22527/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. 
       Таким образом, подчеркнем, что если ранее действовавшим законодательством обязанность о извещении лежала на организации-работодателе, то теперь такая обязанность возложена на работника (служащего), соответственно служащий обязан поставить в известность полномочные органы, в противном случае, задолженность по переплате пенсии может быть взыскана в судебном порядке. 
       Перерасчет  размера  установленной  пенсии  в  сторону  уменьшения производится   без  заявления   пенсионера  при  наступлении   обстоятельств предусмотренных   действующим   законодательством  в  качестве  оснований для снижения размера пенсии. Перерасчет же размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 г. и Законом от 15.12.2001 г., производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Такое заявление пенсионера и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии. 
       Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств. 
       Также подчеркнем, что вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет федеральных служащих, не урегулированные Правилами Минтруда «Об обращении за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты», разрешаются применительно к Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. №17/19 п. б (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.05.02. г. №3491).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы, в пенсионное законодательство Российской Федерации неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры. Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства. Основными источниками пенсионного законодательства являются Федеральные Законы   от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсия в Российской Федерации”.

Основные направления пенсионной системы определены в соответствующей концепции, одобренной Правительством Российской Федерации, которая предполагает формирование трехканальной будущей пенсионной системы при ведущей роли государственного пенсионного страхования. Наряду с этим будет усовершенствовано государственное пенсионное обеспечение, охватывающее отдельные категории граждан в связи с особенностями прохождения ими государственной, включая военную службу, а также лиц , которые в силу различных причин не приобрели права на “страховую”  пенсию. Проведение пенсионной реформы предполагает формирование обширной законодательной базы. 
          Принятие Федеральных Законов от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсия в Российской Федерации” предполагает плавный переход к новым принципам предоставления пенсий и не приведет к ухудшению норм пенсионного обеспечения для нынешних пенсионеров, а напротив, позволяет существенным образом повысить их пенсии. 
Для   устранения   несоответствия   механизмов  пенсионной  системы развивающимся  рыночным  отношениям,  создания  заинтересованности  и мотивации к полной уплате страховых взносов работающим населением от которых зависит размер назначаемой пенсии, с вкладом  конкретного лица в бюджет пенсионной системы. Создание информационной основы для такой связи предусмотрено Федеральным законом “О индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”. Законом предусмотрена фиксация и сохранение Пенсионным фондом пенсионных прав работающих, т.е. сведения о стаже и заработке каждого, в течении его активной деятельности. При наступлении пенсионного возраста на основании этих сведений будут назначаться пенсии. 
          В заключение работы подведем итоги проделанному исследованию: 
1. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили

Информация о работе Современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет