Современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
· рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации;
· дать ключевые легальные понятия;
· исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
· определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 5
Трудовые пенсии в Российской Федерации: основные понятия 5
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 11


Глава 2 СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 25

2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика 25

2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 27

2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

· Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2001 г. №ВКПИ 01-53 Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 постановления СМ РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, и прекращении производства по делу в части оспаривания п. 5 "Положения о суворовских военных, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах", введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 г. №150; 
· Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-11 О признании незаконным (недействительным) абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"; 
· Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-12 Об отказе в удовлетворении жалоб на абзац 1 пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". 
Большая часть  жалоб  граждан остается  без  удовлетворения, но  все  же, ВС Российской Федерации, по отдельным делам подтверждает несоответствие подзаконных актов федеральному законодательству. 
Приведем пример: 
      Заявитель Новикова А.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  требованием о признании незаконным абзаца 8 подпункта “б” пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации ”в части установления ограничений в зачета выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы, либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, сославшись на то, что положения оспариваемой нормы лишают его части льгот, установленных законом для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. 
       По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и Конституции Российской Федерации и нарушает его права, поскольку на ее основании после увольнения с военной службы выслуга лет для назначения пенсии за период службы и участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан  в  связи  с  понижением  в  должности  и   откомандированием   из этой страны   засчитана   ему   в   календарном     исчислении,  а  не  на   льготных  условиях. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации сочла жалобу Новикова  А.В.  обоснованной  и  подлежащей    удовлетворению   по  следующим основаниям: 
       Статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" №4468-1 от 12 февраля 1993 года для назначения пенсии определено понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы. 
        В соответствии с частями 2 и 3.3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления  выслуги  лет  для  назначения  пенсии  лицам,  проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации. При   этом   Закон   не  содержит   каких-либо   ограничений  при  исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях. Указанный закон также не раскрывает понятия "особые условия" военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к "особым". 
         Правовым   основанием   для  становления  порядка   счисления  выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года, а также Приложения к нему №1 и №2. 
Правительство Российской Федерации, так же не раскрывая понятия "особые условия" в своем Постановлении, к особым условиям службы относит такие ее периоды, как:

·   служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации; 
·   участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных действий; 
·   служба в отдаленных местностях, неблагоприятных климатических условиях; 
·   служба   на   определенных   воинских   специальностях,   при    выполнении некоторых видов работ, боевых и других специальных задач, в подразделениях специального назначения и др. 
       Таким образом, указанные критерии определения особых условий службы отражают объективные факторы прохождения военной службы, конкретизируют установленное законом право военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях. Обжалуемая   заявителем  норма (абзац  8 подпункта  “б“  пункта  3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941) устанавливает ограничения в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц , проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. 
       Однако для военнослужащих, участвовавших в иных военных действиях, в том числе и за пределами бывшего СССР и Российской Федерации, а также в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, а также для всех других указанных в этом нормативном акте категорий военнослужащих, проходивших службу в особых условиях, таких ограничений не установлено. 
        Таким образом, данное ограничение не является объективным критерием прохождения военной службы. Не может быть отнесено это ограничение в полной мере, как это определено законом, и к порядку исчисления выслуги лет, установление которого относится к компетенции Правительства Российской Федерации. По своей природе рассматриваемое ограничение служит для военнослужащего наказанием (санкцией) за совершение порочащего поступка, которое   лишает   его  части  пенсионного  обеспечения  либо права вовсе, поскольку  это  право  находится  в  прямой  зависимости  от  расчета  выслуги  лет именно в льготном исчислении. 
         Преамбулой и п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. 
         В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека перед законом и судом. 
        Исходя из указанных конституционных положений и норм закона, Военная коллегия приходит к выводу, что военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие право на получение пенсии, соответственно должны обладать и равным правом на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях. 
         В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" таких ограничений не устанавливает. Напротив, норма этого закона о зачете времени прохождения службы в особых условиях в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении является императивной. В соответствии с нормами действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства гражданин может быть лишен прав, льгот и -свобод либо ограничен в них только в порядке исполнения уголовного наказания, назначенного по приговору суда. Таким  образом,  установив   рассматриваемые   ограничения,  Правительство Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции, определенной законом, а обжалуемая заявителем норма в этой части должна быть признана незаконной (недействительной) как противоречащая ст.ст.19 и 55 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной  системы, и их семей". 
       На  основании  изложенного  и  руководствуясь ст. ст. 119-197  и   239-7 ГПКРСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила  удовлетворить жалобу Новикова Александра Васильевича и признать незаконным  (недействительным) абзац 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет , назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. На наш взгляд, судебная практика, в том числе по делам о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет приобретает все большее значение. И не смотря на то, что судебная практика не является источником права (как в странах с англо-саксонской системой права), она применяется нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел. 
       В   заключение  подчеркнем, что  ФЗ  «О   государственном   пенсионном обеспечении предусматривается возможность установления аналогичных пенсий государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Нормативными    правовыми  актами  указанных   субъектов   права   могут устанавливаться иные нормы, чем предусмотренные в Федеральном Законе «О государственном пенсионном обеспечении». Между тем, иногда субъекты злоупотребляют своими полномочиями. 
Приведем пример из практики: 
       Прокурором Амурской области было подано заявление  в  суд   о     признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А" и п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 9 декабря 2002 г.  N 156-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности области категории “А” в части включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного служащего государственной службы Амурской области. Решением Амурского областного суда от 24 декабря 2002 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 11 марта 2003 г. протест участвующего в деле прокурора, в котором ставился вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным истолкованием и применением материального закона и вынесении нового решения об удовлетворении заявления, удовлетворила по следующим основаниям. Прокурором   области   оспариваются   Законы   области,   которыми   внесены изменения и дополнения в Закон Амурской области от 2 июля 1997 г. N 19- ОЗ "О денежном   содержании   государственных  служащих  государственной  службы области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А". 
       Согласно п. 1 ст. 1 Закона области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ денежное содержание государственного служащего государственной службы области состоит из: должностного оклада, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые  условия  государственной  службы,  надбавки  к  должностному  окладу  за выслугу   лет   на   государственной   службе,   премий    по   результатам    работы, материальной помощи. Законом   области   от  9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ п.  2 ст. 1 Закона  Амурской области  "О денежном  содержании  государственных  служащих  государственной службы области и денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности области категории "А" изложен в следующей редакции: денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности области категории "А", имеет установленный размер, определенный с учетом должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы (за сложность, напряженность и специальный режим работы), за выслугу лет на государственной службе, премий по результатам работы, материальной помощи. 
       Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы областных Законов не противоречат Федеральному закону от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 7 ноября 2000 г.) и Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств  и   консульских   учреждений Российской Федерации, аппаратов Федеральных  судов  и  органов  прокуратуры     Российской  Федерации"(с изменениями от 9 ноября 2000 г.). С таким выводом согласиться нельзя. 
        В соответствии со ст. 15 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 
       То есть, законодатель четко ограничил денежное содержание от иных выплат. В ст. 17  названного  Федерального  Закона определено,  что  включает  в  себя денежное содержание федерального государственного служащего, а также государственного служащего субъекта Российской Федерации. Данной нормой установлено: денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу, а также премий по результатам работы. 
       Таким образом, материальная помощь не входит в денежное содержание государственного служащего. Однако она может быть отнесена к иным выплатам. Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст.ст. 129, 135, 139 ТК Российской Федерации, а также п. 13 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода.    Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка. Согласно ст. 11   Трудового  Кодекса  Российской  Федерации   особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами. Правовое положение государственных служащих, в том числе состав денежного содержания, определены в ст. 17 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", и материальная помощь в нем не предусмотрена. Не входит она в состав заработка, поскольку не обусловлена системой оплаты труда  (что следует из норм раздела VI Трудового Кодекса Российской   Федерации и   других   положений   действующего   законодательства   Российской Федерации).              Включение  иных   случаях   материальной   помощи  в   сумму,  из которой исчисляется средний заработок (например, в упомянутом постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации), само по себе не может свидетельствовать о том, что материальная помощь входит в денежное содержание государственного служащего, установленное Федеральным законом. 
       Ссылка на Указы Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" также несостоятельна, так как из положений названных актов не следует, что материальная помощь подлежит включению в денежное содержание государственного служащего. 
       При  решении   вопроса  о   проверке  соответствия  федеральному  законодательству Закона области от 9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ Судебной коллегией учтено, что на момент рассмотрения дела в кассационном порядке этот закон вступил в силу, оспаривается в части включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного служащего по тем же основаниям, что и Закон области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ, с которым находится в тесной связи. Поскольку   обстоятельства,   имеющие   значение   для   дела,  установлены правильно, но допущено неправильное применение норм материального права, Судебная    коллегия    по    гражданским    делам    Верховного  Суда    Российской Федерации   отменила   решение   суда   и     приняла     новое     решение    об удовлетворении заявления  прокурора области. Таким  образом, включение  материальной  помощи  в денежное  содержание государственного служащего  признано    противоречащим   федеральному законодательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

2.1 Положение пенсии за  выслугу лет в системе пенсионного  обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика.

 

       До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации  “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. 
        В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ” федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона  “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”  гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию  на  31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к  государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.    
       Как мы уже подчеркнули выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за  выслугу  лет. Правовые  основы  пенсионного  обеспечения  за  выслугу лет Федеральных государственных  служащих закреплены в  Законе  о государственном пенсионном обеспечении. Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера. 
Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности). 
       Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать. 
       Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” но и компенсация  утраченного заработка (дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы. 
       Еще раз подчеркнем, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой. 
        Однако  трудовая  пенсия  за выслугу  лет  может  быть  назначена  досрочно при: 
·   невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении  указанной  пенсии  по  старости  также  может  быть решен вопрос о назначении  пенсии  за  выслугу лет.  В данном  случае  для  назначения  пенсии за выслугу лет необходимо иметь статус  безработного,   т.е.  требуется  официальная; 
·   регистрация   гражданина  в  государственной  службе  занятости  в  целях поиска подходящей работы; 
·   при установлении  инвалидности. 
        В   соответствии   со   ст.5   Закона   право  на  пенсию  за  выслугу  лет имеют государственные  служащие   и   военнослужащие (ст. 19 ФЗ «Об основах  государственной  службы  Российской  Федерации»  и ст. 13 Закона о пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную службу). Пенсия  за выслугу  лет  военнослужащим  и  приравненным  к  ним   лицам,    проходящим военную  службу  по контракту,  назначается в порядке, предусмотренном Законом  о  пенсионном   обеспечении   лиц,   проходивших  военную  службу. 
       Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие. 
       Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации”. Вместе с тем, данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.

 

 

 

2.2 Условия назначения и выплаты  пенсий за выслугу лет 

       Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа (выслуги лет). 
Как правило, на практике,  основная  сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более; сотрудники таможенных органов, уволенные со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по болезни, либо в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющий общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в таможенных органах.

       В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют работники, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; данные лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. 
      Особенности исчисления стажа отдельных категорий служащих и работников определяется   специальными   нормативными   актами.  В  частности,  необходимо выделить: 
·   Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям"; 
·    Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. № 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации"(с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.); 
·   Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781); 
·   Приказ Минобороны Российской Федерации от 17 августа 2002 г. №315 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей" (с изм. и доп. от 14 октября 2003 г.) и др. 
Так же необходимо отметить, что отдельным законодательными актами устанавливается льготное исчисления выслуги лет. Так, например, в Законе «О борьбе с терроризмом» устанавливается льготное исчисление выслуги лет (ст.22 Закона): военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет). 
Таким  образом,  при  расчете  стажа  конкретного  работника  необходимо учитывать особенности исчисления стажа для данной категории служащих. 
Приведем пример из практики: 
       Гражданин Г. обратился в суд с иском к Заволжскому комитету социальной защиты населения г. Ульяновска о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему пенсии за выслугу лет как летчику-испытателю, взыскании недополученных сумм пенсии и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 20 февраля 1998 г. он  получал  указанную   пенсию,  затем  выплата  ее  была прекращена  и  назначена  вопреки  желанию  истца  пенсия  за   выслугу  лет   как работнику летного состава, что, по его мнению, незаконно. 
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26 июля 2000 г. в иске отказано. 
       Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда 19 сентября 2000 г. решение суда оставила без изменения. Президиум Ульяновского областного суда 28 июня 2001 г. оставил без удовлетворения протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации об отмене судебных постановлений. 
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации аналогичный протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации 28 февраля 2002 г. удовлетворила по следующим основаниям. 
       Согласно ст.79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации"  в настоящее время данный Закон утратил юридическую силу. Применяется Закон “О государственном пенсионном обеспечении”) пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет.

       В силу ст.83 того же Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых   случаях   и   правила   исчисления  выслуги   и   назначения  пенсий, утверждаются    Правительством    Российской    Федерации    по   согласованию   с Пенсионным фондом Российской Федерации. Во   исполнении  требований  ст. 83  указанного  Закона  Советом   Министров РСФСР принято постановление от 5 июля 1991 г. № 384, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, действующее в настоящее время. 
В силу п.1 названного Положения пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначаются независимо от возраста при выслуге в должностях, дающих право на пенсию, у мужчин не менее 25 лет и у женщин не менее 20 лет. В под. "а"  п.3  того  же  Положения  предусмотрено, что  право на  пенсию  за выслугу лет имеет летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, в том числе летчики (пилоты) - испытатели. 
       Разрешая спор и отказывая в иске, суд сослался на то, что Г. имеет стаж работы летчиком-испытателем 20 лет 20 дней, т.е. менее 25 лет, поэтому пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава ему была назначена незаконно и ее выплата ответчиком правильно прекращена. Время же работы истца пилотом гражданской авиации (17 лет 11 месяцев), как указано судом, не может быть включено в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, а учитывается при назначении пенсии за выслугу лет работникам летного состава. Такую пенсию и назначили Г. после прекращения выплаты ранее назначенной пенсии. Поскольку заявитель работает пилотом-инструктором, выплата пенсии в настоящее время, как указал суд в решении, правильно прекращена. С таким выводом суда согласился президиум областного суда. 
       Между тем в силу п.5 вышеназванного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается, в частности, время работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсии летному составу гражданской авиации.    Ссылка  суда  и  президиума  областного суда на то, что этот пункт определяет лишь порядок исчисления размера пенсии работнику летно-испытательного состава, имеющему не менее 25 лет выслуги только в должностях, указанных в п.3 Положения, несостоятельна, поскольку не соответствует содержанию п.5 Положения и с учетом длительного стажа работы истца летчиком-испытателем (20 лет 20 дней) нарушает его права. Поэтому решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене. 
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решение Заволжского районного суда г. Ульяновска, определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда и постановление президиума Ульяновского областного суда отменила и дело направила на новое судебное рассмотрение. Для того, чтобы более детально исследовать порядок и условия назначение пенсии за выслугу лет, рассмотрим такой порядок на примере государственных служащих (регулируется Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и рядом иных нормативных актов). 
В соответствии со ст.7 вышеназванного Закона, к условиям, определяющим право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, относятся: 
1)   наличие стажа государственной службы не менее 15 лет; 
2) увольнение с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований: 
· ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а также по сокращению штата в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами; 
· увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного исполнения полномочий 
· лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий; 
· достижение   предельного   возраста    для    замещения   должности федеральной   государственной     службы.  Согласно  положениям п. 3 ст. 25 Федерального  Закона  "Об  основах  государственной  службы  Российской Федерации" предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. По решению руководителя соответствующего государственного органа допускается однократное продление срока нахождения на государственной службе, но не более чем до достижения федеральным государственным служащим 65 лет, для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного возраста нахождения на государственной службе; 
· несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья; 
· увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию. 
3) замещение должности федеральной государственной службы не менее  12  полных месяцев непосредственно перед увольнением. 
       Законодатель не связывает право государственного служащего на указанный вид пенсионного обеспечения с достижением лицом определенного возраста. Вместе с тем пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой досрочно. 
Пенсия за выслугу лет может быть также установлена к трудовой пенсии по инвалидности, условия назначения которой определены в ст. 8 Закона о трудовых пенсиях.

Информация о работе Современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет