Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляли т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев.

Содержание

ВСТУП
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Понятие качества товаров, робот, услуг
Основные права потребителя в отношении качества товаров, работ, услуг.
Гарантийные обязательства
2. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1 Нормы потребительского законодательства
2.2. Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.
3. Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя
3.1.
3.2.
ВЫСНОВОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав потребителя.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

    Наименование  и адрес изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего  его функции по принятию претензий  от потребителей, а так же производящего  ремонт, техническое обслуживание.

    По  товарам, которые при определенных условиях могут повредить жизни, здоровью, или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести такую информацию до сведения потребителя.

    3. Инструкции и технические паспорта  должны быть переведены на  государственный язык (украинский) и кроме этих документов товары (работы, услуги) должны иметь информацию  об эффективном их использовании.  Это, пожалуй, самое сложное,  потому, как такую информацию  обычно имеют только высокотехнологичные  товары, а ко всем другим товарам  эту информацию должны в буквальном  смысле "придумать" сами продавцы (исполнители работ, услуг). Тут  - широкий простор для Вашей  фантазии. Помнится в каком-то "Золотом  гусаке" читали подробную весьма  занимательную инструкцию к использованию  туалетной бумаге... Тем не менее,  вся эта информация и документация  должна сопровождать товары (работы, услуги) и быть доступной для  потребителя.

    4. Необходимо помнить, что покупатель всегда прав и чем больше его запросов Вы удовлетворите, тем меньше у работника магазина шансов встретиться с инспектором по защите прав потребителей. 

    1.3.Гарантийные  обязательства

     Согласно  ст.7 Закона Украины «О защите прав потребителей»  производитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу(применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, установленного нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором.

     Гарантийный срок на комплектующие изделия должен быть не меньше гарантийного срока  на основное изделие, если иное не предусмотрено  нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором.

     Гарантийный срок указывается в паспорте на продукцию  или на этикетке или в любом  другом документе, прилагаемом к  продукции.

     Гарантийные обязательства в любом случае включает также любые обязательства  производителя (исполнителя) или продавца предусмотренные рекламой.

     Для продукции, потребительские свойства  которого, могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ней при продаже, и который считается гарантийным сроком.

     Срок  годности исчисляется начиная с  даты изготовления, которая также  указывается на этикетке или в  других документах, и определяется или временем, в течение которого товар пригоден для использования , или датой, до наступления которой  товар пригоден для использования.

     Продажа товаров, на которые срок пригодности  не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров с истекшим сроком годности запрещается.

     На  сезонные товары (одежда, меховые и  прочие изделия) гарантийный срок исчисляется  с начала соответствующего сезона, который установлен Постановлением КМУ №172. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым  исчисляются с начала соответствующего сезона.

     Одежда, меховые и другие изделия:

     весенне-летнего  ассортимента – с 1 апреля

     осенне-зимнего  ассортимента – с 1 октября

     Обувь:

     зимнего ассортимента – с 15 ноября по 15 марта

     весенне-осеннего ассортимента – с 15 марта по 15 мая

     и с 15 сентября по 15 ноября

     летнего ассортимента - с 15 мая по 15 сентября.

     Относительно  продукции, на которую гарантийные  сроки или срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить продавцу

(производителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки были выявлены в течение двух лет, а относительно объекта строительства – непозднее десяти лет со дня передачи их потребителю.

     При выполнении гарантийного ремонта гарантийный  срок увеличивается на время нахождения продукции в ремонте. Указанное  время исчисляется со дня, когда  потребитель обратился с требованием  об устранении недостатков.

     При обмене товара гарантийный срок исчисляется  заново со дня обмена. Гарантийные обязательства прекращаются на общих основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом Украины ст.ст. 598-609.5

     Гарантийные обязательства не прекращаются в  случае невозможности исполнения такого обязательства по причине отсутствия необходимых для его выполнения материалов, комплектующих запасных частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРАВОВОЙ  АНАЛИЗ  ЗАЩИТЫ  ПРАВ  ПОТРЕБИТЕЛЯ

2.1. Нормы потребительского  законодательства

     Проблема  защиты прав потребителей носит сложный комплексный характер и значима как в теоретическом, так и в практическом плане. В первую очередь она связана с такими вопросами как понятие права, соотношение права и интереса, защиты права, юридическая ответственность, меры защиты, правоотношения, реализация права. Многоаспектность проблемы изначально предопределяют необходимость ее исследования именно на уровне общей теории права.

     В практическом аспекте необходимость  исследования средств и форм защиты экономических интересов потребителя во многом вызвана коренными преобразованиями, происходящими в экономической жизни общества. К сожалению, процесс формирования нового экономического строя в нашей стране протекает тяжело, что обусловило не только положительные, но и негативные последствия. В стране имеют доходы ниже прожиточного минимума 30% от общей численности населения. Все больше нарастает поляризация населения по уровню получаемых доходов. Темп роста доходов у наиболее высокодоходной группы населения в 3,5 раза выше, чем у наименее обеспеченных граждан. По статике более 82% населения неуважительно относятся к частной собственности. В таких условиях поиск эффективных правовых средств защиты экономических интересов различных субъектов представляет собой важнейшую составляющую экономической безопасности государства.

      Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Созданы разнообразные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей  с  возможностью привлечения нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»

    Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все  действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов  изготовителя, а немногочисленные законодательные  нормы, которые имелись в области  охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки украинского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

    Значение  Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность  производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в  условиях отсутствия развитой конкуренции  способствует повышению качества продукции  и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления  о некоторых вопросах в области  нормирования качества продукции, о  гарантийных и других сроках, связанных  с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

    Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным  отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает  Конституция Украины, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав.

     Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О стандартизации продукции и услуг», Закон «Об  антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур»  и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких  актов - они не должны содержать нормы, противоречащие Закону Украины «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

     От  наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного  и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений  с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса Украины.

     В практическом плане значение темы исследования связано с необходимостью повышения  эффективности борьбы с нарушениями  прав потребителей: мошенничеством, производством  и продажей недоброкачественных  продуктов, товаров, некачественным оказанием  услуг, выполнением работ, а также  с необходимостью формирования надежных организационно-правовых форм защиты прав потребителя. За последние годы опубликован ряд сборников нормативных  актов, судебной практики, пособия, научные  и научно-популярные статьи, посвященные  рассматриваемой проблеме. Но они  в большинстве носят популярный, просветительский, а не научный характер и рассчитаны на просвещение граждан  в области защиты своих прав при  покупке товаров, получении услуг.

     Исследуя общественные отношения, связанные с защитой прав потребителей и гражданской ответственностью, как способа государственной защиты их прав и проблемы современного состояния нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере и пути его совершенствования, прихожу к выводу, что система органов, осуществляющих юрисдикционные функции в целях защиты прав потребителей, понятие и сущность гражданской ответственности и ее основания правонарушения в сфере защиты прав потребителей,  а также виды нарушений прав потребителей, меры гражданской ответственности, применяемые за нарушения законодательства о защите прав потребителей ещё полностью не изучены и имеют много лазеек для всякого рода афёр и не выполнения как производителем, так и продавцом своих гарантийных обязательств.

     2.2. Правовое обеспечение  защиты прав потребителей  в Украине. 

     Основным  законодательным актом, которым  регулируется защита прав потребителей в Украине, является Закон Украины «О защите прав потребителей» № 3682 - XII от 15.12.93.

     Потребитель, права которого защищаются на основании Закона Украины “О защите прав потребителей” (далее Закон), является только гражданин (физическое лицо), который приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд.

     Закон регулирует отношения потребителя  с предприятием, учреждением, организацией и гражданином-предпринимателем, которые  изготавливают или продают товары, выполняют работы или предоставляют  услуги, независимо от форм собственности  и организационных форм предпринимательства. На отношения по изготовлению и продаже  товаров, выполнению работ или предоставлению услуг гражданином, который не является предпринимателем, а также в случае приобретения товаров, пользования  услугами гражданином только для  предпринимательской деятельности или предприятиями, учреждениями, организациями  действие этого Закона не распространяется. Таким образом, потребитель только физическое лицо, не юридическое лицо и не гражданин-предприниматель.

     Кроме этого, необходимо определить момент, с которого простой прохожий становиться  потребителем, т.е. момент возникновения  намерения что-то приобрести или  заказать, непосредственно момент приобретения (заказа) или использование товара (работы, услуги). Также немаловажно, что действие этого Закона не распространяется на случаи приобретения Вами товара (работы, услуги) у обычного стихийного торговца или у гражданина у магазина, если только он не является юридическим лицом или частным предпринимателем и в этот момент выступает в роли такового.

Информация о работе Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя