Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляли т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев.

Содержание

ВСТУП
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Понятие качества товаров, робот, услуг
Основные права потребителя в отношении качества товаров, работ, услуг.
Гарантийные обязательства
2. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1 Нормы потребительского законодательства
2.2. Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.
3. Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя
3.1.
3.2.
ВЫСНОВОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав потребителя.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

Содержание 

      ВСТУП

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ  ПОТРЕБИТЕЛЯ
    1. Понятие качества товаров, робот, услуг
    2. Основные права потребителя в отношении  качества товаров, работ, услуг.
    3. Гарантийные обязательства

   2. ПРАВОВОЙ  АНАЛИЗ  ЗАЩИТЫ  ПРАВ  ПОТРЕБИТЕЛЯ

    2.1 Нормы потребительского законодательства

     2.2. Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.

3. Пути преодоления  недостатков в законодательстве по защите прав потребителя

          3.1.

      3.2.

   ВЫСНОВОК

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВСТУП 

    Потребительское право – комплексная отрасль  права, состоящая из норм различных  отраслей права (гражданского, административного, уголовного…), регулирующих отношения  по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

    В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее  и в других странах, стали создаваться  лиги покупателей (прообраз нынешнего  общества потребителей). Основной целью  этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляли  т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

    Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования  взаимоотношений, с участием потребителя считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.. Президент в своем выступлении впервые сформулировал четыре основных права потребителя:

    1.Право на безопасность.  Это означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

    2.Право на информацию. Одним из основных критериев потребительского выбора  является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может получить товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

    3. Право быть услышанным означает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от  государственных границ .1

    С тех пор 15-го марта  отмечается Всемирный  день защиты потребителей.

    Начиная с 70 -х годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

    В Украине Закон «О Защите прав потребителя» был принят 15 декабря 1993 года.

    До  этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в  основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК УССР 1963 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК УССР «права заказчика в случае нарушения  договора подрядчиком»)2. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Однако, классическое гражданское законодательство не было специально рассчитано  на регулирование защиты потребителей.

    Первой  серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области  охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции  и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ  ПОТРЕБИТЕЛЯ 

    1. Понятие качества товаров, робот, услуг
 

     Первоначальное  фундаментальное определение качества дал Гегель в "Энциклопедии философских  наук": "Качество есть вообще тождественная  с бытием непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть".3

     Другими словами, качество товаров, работ, услуг - это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое  и отличает от другого изделия. В  этом, по-видимому, и заключается  сущность понятия качества. Исчезновение свойств и характеристик, присущих данному товару, работам, услугам  приводит к потере предмета, которому они принадлежали, и исчезновению объекта торговли.

     Технико-экономическое  понятие "качество продукции", в  отличие от философского понятия "качество", охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением.

     Качество  продукции зависит от качества составляющих ее изделий и материалов. Если продукция  состоит из изделий машиностроения, то к свойствам, определяющим качество продукции, относятся свойства отдельных  изделий, а также такие свойства совокупности изделий, как однородность, взаимозаменяемость и т.д.

     Согласно  основным положениям стандартов ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, а также словарю  Европейской организации по качеству (ЕОК) и другим источникам смысл термина "качество" определен как: «совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности в соответствии с её назначением».4

В первом определении качества говорится  о его сущности (совокупности свойств  и характеристик), а во втором - о  способности качества удовлетворять  потребности, хотя, как известно, иное качество может и не удовлетворять  их. Поэтому способность удовлетворять  потребности, было бы правильнее относить не к сущности качества, а к тому или иному уровню или варианту качества, которые формируются при создании продукции для удовлетворения потребностей. В определениях, приведенных выше, способность удовлетворять потребности отнесена не к уровню качества, а к его сущности, к качеству вообще. Из-за этого такие определения вызывают серьезные возражения. Из таких определений следует: если качество - это то, что способно удовлетворять потребности, то продукция, которая нас не удовлетворяет, не обладает качеством. Тогда что же такое качество? Объективно существующие свойства и характеристики продукции или наша оценка этих свойств, наши ощущения и чувства? И как быть с качеством в том случае, когда какая-либо продукция нам нравится, а другим нет? Соглашаясь с приведенным выше определением качества, я должна буду признать, что один и тот же предмет в одно и то же время, в зависимости от удовлетворения чьих-то потребностей может и обладать качеством, и не иметь его вовсе. В результате если качество будет зависеть от удовлетворения различных потребностей, то оно станет неопределенным понятием, каким-то неуловимым призраком, всякий раз ускользающим от нас при попытке определить его сущность.

     Все это говорит о том, что прикладное определение качества, данное в стандартах ИСО и в словаре ЕОК, противоречит фундаментальному, которое представляет качество как объективно существующую совокупность свойств и характеристик. Противоречит оно и здравому смыслу, ибо если продукция существует, то у нее есть вполне определенные характеристики (производительность, скорость, вес и т.д.) независимо от удовлетворения чьих-то потребностей.

     Само  по себе слово "качество" нейтрально. Оно не характеризует вещь ни с  плохой, ни с хорошей стороны. Положительное  или отрицательное отношение  к качеству продукции проявляется  у потребителей и зависит от того, какие у нее свойства и характеристики и насколько они удовлетворяют  потребности тех, кто ее приобретает.

     В определении качества употребляется  словосочетание "совокупность свойств". В связи с этим необходимо отметить, что качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические  свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.

     Как экономическая категория качество представляет собой совокупность свойств  и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность  удовлетворить (обусловленные или  предлагаемые) потребности. Качество - это такое свойство товара, которое  отражает также потребительную стоимость, внешнюю форму товара при применении.

     Качество  в экономическом аспекте включает в себя свойства товара, т.е. технико-экономические  и эстетические свойства, обусловливающие  способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  назначением вещи, продукции, товара: назначение объекта, технологичность, эргономичность, транспортабельность, характеристики товара (проектные, строительные, эксплуатационные, натуральные и  стоимостные, общие и удельные, нормируемые  и ненормируемые и т.п.).

     Качество - это понятие собирательное. Так, понятие качества в юридическом  аспекте, употребляемом в сделках, регулируемых нормами гражданского законодательства, является сосредоточением  таких тесно связанных между  собой терминов, как "материальное качество" и "товарное качество".

     Под материальным качеством понимается наличие в предмете договора необходимых  физических и других материально-сущностных свойств, определяющих общее направление  его функционального использования  в сфере удовлетворения потребностей отдельных граждан, организаций  и общества в целом.

     Под товарным качеством понимается возможность  соответствующей вещи и иного  имущества выступать в качестве товара в торговом обороте.

Приведенные понятия распространяются на вещи и  иное имущество, созданные человеком  и данные самой природой. Также  качество - это составляющая часть  конкурентоспособности продукции  и услуг, фактор непосредственного  воздействия на жизнь каждого  человека и, наконец, критерий, по которому оценивается товар.

     Понятие качества включает в себя:

     1) соответствие требованиям стандарта.  В данном пункте необходимо  отметить, что любой товар должен  соответствовать стандартам, установленным  государством для такого рода  товаров, т.е. удовлетворять тем  требованиям и нормам, которые  описаны в руководстве, технических  требованиях и характеристиках.  Соответствие стандарту определяет  качество товара, который производится  в соответствии с определенным  изготовителем назначением, правилами  использования.

     Наиболее  универсальными, т.е. применимыми к  большинству товаров и услуг, являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.

     Требования  назначения - требования, устанавливающие  свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых  она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), - функциональная пригодность; состав и структуру сырья и  материалов; совместимость и взаимозаменяемость.

     Требования  эргономики - требования согласованности  конструкции изделия с особенностями  человеческого организма для  обеспечения удобства пользования.

     Требования  ресурсосбережения - требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

     Требования  технологичности - приспособленность  продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами  при заданных показателях качества.

     Эстетические  требования - требования к способности  продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком  признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия  или помещения);

Информация о работе Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя