Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе и изучении процессуальных особенностей рассмотрения дел о защите прав потребителейк и выявления проблем и недостатков в правовом регулировании данного института.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
изучение специфики защиты прав потребителей в Российской Феде-рации:
– охарактеризовать законодательство о защите прав потребителей, рас-крыв особенности понятия, структуры и субъективного состава законодательства о защите прав потребителей;
– раскрыть порядок подачи исковых требований в суд;
- исследовать процессуальные особенности порядка рассмотрения в суде гражданских дел о защите прав потребителей.
формирование выводов позволяющих наиболее полно раскрыть особенностей данной темы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие и субъективный состав охраны прав потребителей 7
1.2. Подведомственность и подсудность дел о судебной защите прав потребителей 15
1.3. Иск о защите прав потребителей и порядок его подачи 18
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 23
2.1. Принятие иска к производству и подготовка дел к судебному разбирательству 23
2.2. Рассмотрение в суде гражданских дел о защите прав потребителей по существу 26
2.3. Принятие судом решения и процессуальные особенности его исполнения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав по.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы исследования обосновывается, ее актуальностью. В России последнее десятилетие прошлого века сопровождалось социальными и экономическими преобразованиями, которые дали толчок к переходу от плановой экономики страны к рыночной. Все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Стихийное развитие потребительского рынка и  тернистый путь рыночной экономики нередко сопровождается многочисленными нарушениями. В том числе стремление продавца привлечь внимание потребителя и во что бы то ни стало продать свой товар, часто приводит к нарушению прав потребителя.

Каждый человек на своем жизненном пути многократно выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, участника правоотношений, складывающихся на потребительском рынке. Следовательно, любой человек, выступая в роли потребителя может столкнуться с нарушением своих прав. Как известно цель любого государства, в том числе и Российской Федерации заключается в обеспечении прав ее граждан, а следовательно и в защите прав потребителей. Так согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации1 высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства.  

Все это привлекло внимание ученых-юристов, правоведов, политологов и законодателя, что повлекло за собой законодательное закрепление и правовое регулирование отношений между участниками рыночных отношений. Так появились государственное воздействие на потребительском рынке, направленное на защиту прав потребителей.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей стали Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)2 и Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»3 (далее – Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.4

Отметим, что этими нормативно-правовыми актами законодатель не ограничился, так отношения в области защиты прав потребителей регулируются и  другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение защиты прав потребителей ограничивается закреплением в правовых актах требований, которые потребитель может предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю). Однако проблема судебной защиты прав потребителей является весьма сложной и требует применения не только соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» но и гражданско-процессуального законодательства5.

Практика судебного рассмотрения дел о защите прав потребителей, несмотря на значительный объем разрешенных споров, в Российской Федерации еще только формируется. Рассмотрение судами подобных дел о защите прав потребителей имеет процессуальные особенности, анализ которых позволяет увидеть возможности и пробелы законодательства, указать пути его совершенствования.

Отдавая должное проведенным ранее исследованиям, целый ряд положений которых сохраняет свою актуальность и научную значимость, следует отметить, что в целом избранная тема еще не получила научного осмысления.

Углубленное изучение особенностей судебной защиты прав потребителей должно, таким образом, способствовать разработке мер, направленных на совершенствование соответствующей судебной практики, действующего законодательства, регулирующего отношения с участием потребителей, с целью укрепления гарантий прав граждан.

Все вышеизложенное предопределило выбор темы настоящего исследования и свидетельствует об актуальности проблемы.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, связанные с процессуальными особенностями рассмотрения дел о защите прав потребителей.

Предметом исследования выступают правовые нормы действующего российского законодательства, регулирующего правоотношения в области судебного рассмотрения дел о защите прав потребителей, судебные материалы и документы, а также юридическая и специальная литература по исследуемым вопросам.

Цель исследования заключается в анализе и изучении процессуальных особенностей рассмотрения дел о защите прав потребителейк и выявления проблем и недостатков в правовом регулировании данного института.

Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи: 

изучение специфики защиты прав потребителей в Российской Федерации:

– охарактеризовать законодательство о защите прав потребителей, раскрыв особенности понятия, структуры и субъективного состава законодательства о защите прав потребителей;

– раскрыть порядок подачи исковых требований в суд;

- исследовать процессуальные  особенности порядка рассмотрения  в суде гражданских дел о  защите прав потребителей.

формирование выводов позволяющих наиболее полно раскрыть особенностей данной темы исследования.

Структуры исследования составляют введение, две глав, заключение и библиография. Все главы разбиты на параграфы, что позволяет наиболее позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса.

В процессе исследования активно применялись такие методы научного познания как исторический, логический, сравнительно-правовой и системного анализа.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, действующее гражданское и гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. Понятие и субъективный состав охраны прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей является органической частью гражданского законодательства, имеющего, между тем, свою специализацию, связанную, прежде всего, с необходимостью четкого регулирования отношений между производителями-предпринимателями и физическими лицами, которые используют соответствующие продукцию (товары), работы и услуги для личных нужд (собственного потребления). Надлежащее правовое регулирование участников данных правоотношений – залог стабильного гражданского оборота и способствует реализации насущных прав граждан-потребителей.6 Следовательно, важно четко знать и представлять понятие, структуру и субъективный состав законодательства об охране прав потребителей.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является, конечно, ГК РФ, который устанавливает общие для всех видов гражданско-правовых договоров правило,  согласно которому в случаях когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерении приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а так же правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Так Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ, если он: конкретизирует и детализирует положения ГК РФ (ст. 8-10 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей»; регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ (п.1 ст. 18 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей»); предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда последний допускает возможность их установления законами Ии иными правовыми актами (п. 1. ст. 394 ГК РФ).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений, помимо норм ГК РФ, регулируется специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.7

Кроме Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» и ГК РФ в Российской Федерации действует большое количество постановлений, без которых нормы Закона не достаточно ясны. Согласно ст. 26 Закона Правительство РФ уполномочено утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товара. К числу первых могут быть отнесены, например, Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 9188, и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 5699.

Наиболее важное и широкое применение имеют правила продажи отдельных видов товаров, действуют правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 5510, Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г.11 № 612 и т.п.

В Правилах продажи отдельных видов товаров дается детальная характеристика продаваемых товаров и конкретизируется обязанность продавца по их продаже.

Судебное толкование Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» в плане его единообразного применения дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».12

Говоря о нормах ГК РФ, применимых к регулированию отношений в сфере защиты прав потребителя, следует отметить, прежде всего нормы § 2 главы 30 «Розничная купля-продажа» и § 2 главы 37 «Бытовой подряд». Нормы § 2 главы 30 будут применяться к случаям продажи товаров потребителю, а нормы § 2 главы 37 – к случаям выполнения для потребителя работ (оказания услуг). Данный тезис подтверждается содержанием норм п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ, где говорится, что к отношениям по данным договорам применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принимаемые в соответствии с ними. Итак, следует разобраться, какие договоры заключает потребитель, приобретая товар или заказывая определенную работу (услугу).13

Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.

Разумеется, не все перечисленные права и далеко не в одинаковой степени получают гражданско-правовую охрану. В дальнейшем будут рассмотрены только те гражданско-правовые конструкции, которые призваны обеспечить повышенную охрану прав потребителей как участников договорных отношений.

Отметим, что, несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность единообразного их регулирования.

Вместе с тем по некоторым вопросам между куплей-продажей и оказанием услуг имеются существенные различия, которые не позволяют регулировать эти отдельные вопросы в единых нормах. Исходя из этого и построена структура Закона.14

В ст. 17 Закона, регламентирующей судебную защиту прав потребителя, указывается, что потребитель имеет право выбирать место суда; освобождается от уплаты государственной пошлины.

1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

2. Иски о защите прав  потребителей могут быть предъявлены  по выбору истца в суд по  месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.15

Субъектный состав законодательства об охране прав потребителей таков.

В преамбуле Закона о защите прав потребителей определяются основные понятия законодательства о защите прав потребителей, к которым, в первую очередь, относятся субъекты, действующие в сфере регулирования данного законодательства. Это потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация (уполномоченный индивидуальный предприниматель) и импортер.16

Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей