Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
2. Рассмотреть порядок судопроизводства по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим
3. Определить правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
4. Проанализировать последствия явки гражданина, объявленного безвестно отсутствующим или умершим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ 5
1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5
1.2. Рассмотрение судом дел о признание гражданина безвестно отсутствующим 11
2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЕГО УМЕРШИМ 16
2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 16
2.2. Последствия явки гражданина, объявленного умершим 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 3437 гр пр.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ 5

1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5

1.2. Рассмотрение судом дел о признание гражданина безвестно отсутствующим 11

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЕГО УМЕРШИМ 16

2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 16

2.2. Последствия явки гражданина, объявленного умершим 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его  разыскать также оказываются  безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно  обозначен, с другой, его невозможно обнаружить.

Чтобы избежать подобной неопределенности (во всех отношениях нежелательной) законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Актуальность  изучения данного института так  же состоит в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим  необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление.

В случае объявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому  дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства.

Объектом  исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно  отсутствующим или умершим.

Предметом исследования выступают нормы гражданского и  гражданско-процессуального права, регулирующие отношения в области  признания гражданина безвестно  отсутствующим или умершим.

Цель работы – проанализировать правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

2. Рассмотреть порядок судопроизводства по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим

3. Определить правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

4. Проанализировать последствия явки гражданина, объявленного безвестно отсутствующим или умершим.

 

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Безвестное  отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных  судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебной практике. Существует мнение о том, что признание граждан безвестно  отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового  статуса граждан1.

Данная точка  зрения более точно отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практика и гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях. Такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.

В случае длительного  отсутствия гражданина в месте его  постоянного проживания и неизвестности  места его нахождения возникает  юридическая неопределенность, последствиями  которой может стать ущемление  прав других участников правоотношений. С целью устранения неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит  из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия, а также  заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные  органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее  лицо, либо свести к минимуму отрицательные  последствия такой неопределенности.

Здесь следует  сделать небольшой экскурс в историю, чтобы дать более точное определение работы данного института в Российской Федерации: еще со времен Древнего Рима во избежание подобной неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых. Какого либо общеруководящего правила у древних римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности. Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечению которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Данная система не получила распространения в нашей стране. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего2.

В Российской Федерации действует система  послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могут  просить суд о публикации в  СМИ о безвестно отсутствующем  и принятии мер к сохранности  его имущества.

Одним из вопросов, вызывающих некоторые затруднения  на практике, является вопрос определения  и установления фактических обстоятельств  безвестного отсутствия. В юридической  литературе середины – конца XX века понятие сущности безвестного отсутствия гражданина оспаривалось рядом авторов, но на данный момент данные тезисы обычно не учитывается, но оставляют определённый след в нынешнем законодательстве.

Например отдельные положения ст. 42 ГК РФ нуждаются в дальнейшем исследовании.3 Так, в данной статье указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, это положение закона имеет диспозитивный характер и из него не следует, что суды в любых случаях обязаны устанавливать обстоятельства, указанные в этой статье, и признавать гражданина безвестно отсутствующим. Если у суда имеются данные о том, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания в целях получения пенсии по потери кормильца, льгот и субсидий по коммунальным платежам, а также получения других материальных выгод, уклонения от уплаты алиментов, избежания уголовной либо иной ответственности, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности в гражданском процессе.

В гражданском  законодательстве (ст. 42 ГК РФ) предусматривается исчисление начала срока безвестного отсутствия и ничего не говорится об его окончании. Поэтому было бы целесообразно указать в законе, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте его постоянного жительства в течение года, предшествовавшего обращению в суд.

В ст. 42 ГК РФ говорится об отсутствии сведений о гражданине в месте его жительства. Такое положение ориентирует суды на формальный подход к делу. Но существует мнение, что судья обязан при подготовке дела к судебному разбирательству всесторонне изучить и принять все меры к установлению местонахождения гражданина, получению о нем сведений из любых допустимых законом источников, например из переписки его с родственниками или друзьями, сослуживцами.

Таким образом, фактический состав безвестного  отсутствия должен включать следующие  обстоятельства, при установлении которых  суд может признать гражданина безвестно  отсутствующим: отсутствие в течение  года, предшествовавшего обращению  в суд, сведений о гражданине по месту  постоянного, а также предполагаемого  нахождения безвестно отсутствующего; невозможность для суда и всех заинтересованных лиц всеми законными  средствами получить сведения об отсутствующем гражданине; отсутствие у суда данных о том, что указанное лицо скрывается преднамеренно; наличие у заявителя гражданско-правовой цели, которая может быть достигнута путем судебного признания гражданина безвестно отсутствующим.

Реальность  этой цели должна подтверждаться существующим между заявителем и безвестно  отсутствующим гражданско-правовым отношением и объективной необходимостью ликвидации препятствия в реализации прав либо исполнения юридической обязанности путем признания гражданина безвестно отсутствующим4.

Важность  и возможные последствия отсутствия вышеизложенных действий можно наглядно проиллюстрировать следующим примером, взятым из одного из определений Липецкого  областного суда:

 В ходе судебного заседания выяснилось следующее, что путем обмана и злоупотребления доверием гр. М. смогла ввести суд в заблуждение, укрыв от него личную переписку с гр. В. Кроме этого суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр. М. вместо обозначенной ею выписки брата – гр. В. из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения. Таким образом, за внешне не вызывающим сомнений фактом выписки из квартиры пропавшего лица скрывалось желание заявительницы продать квартиру, воспользовавшись отсутствием пропавшего лица5.

Также стоит  подробнее рассмотреть вопрос о  сроке признания:

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания. Исчисление этого срока начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить этот день срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить этот месяц – с первого января следующего года (ст. 42 ГК).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

Существуют  три мнения об основаниях признания  гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания  считают презумпцию смерти гражданина, с чем мне сложно согласиться, так как при этом стирается  грань между признанием лица безвестно  отсутствующим и объявлением  его умершим и необъяснимы  различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного  отсутствия презумпцию жизни, так как  нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.

Наиболее  обоснованной обычно признают позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица6.

 

 

 

 

 

 

1.2. Рассмотрение судом дел о признание гражданина безвестно отсутствующим

 

В соответствии со ст. 42, 45 части первой Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц  признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте  его жительства нет сведений о  его пребывании. Если в месте жительства гражданина нет сведений о месте  его пребывания в течение пяти лет, то он может быть объявлен судом  умершим.

Если гражданин  пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, при землетрясении) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного  случая (например, авиакатастрофа), то он может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет  сведений о месте его пребывания в течение шести месяцев.

Военнослужащий  или иной гражданин, пропавший без  вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим  не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных  действий.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим